Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 105Рубрики 53Авторы 8859Новости 1768Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологический анализ художественного текста в учебнике 1184

Граник Г.Г.
доктор психологических наук, действительный член РАО, главный научный сотрудник, лаборатория экопсихологии развития и психодидактики (группа Г.Г. Граник) , ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия
e-mail: azernikov@yandex.ru

Концевая Л.А.
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия

Аннотация

В статье дается пример психологического анализа художественного текста. Авторы полагают, что данный способ анализа может формировать читателя и помогать ему в овладении устной и письменной речи. Проведенное экспериментальное обучение показало рост интереса школьников к художественной литературе.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В своем исследовании структуры смысла жизни В. Э. Чудновский, исходя из того, что в основе структуры смысла жизни лежит иерархия смыслов, «соотношение «больших» и «малых» смыслов», выделяет тип структуры, условно названный им «монолитом». Этот тип структуры «характеризуется тем, что ведущий компонент иерархии становится самодовлеющим. Он как бы поглощает остальные компоненты иерархии». Нельзя не согласиться с В. Э. Чудновским, что «оголенный» смысл жизни «в конце концов ведет к деформации личности» [11].

Человек, у которого эта деформация уже произошла, — это Барон в трагедии А. С. Пушкина «Скупой рыцарь».

Работе школьников с текстом предшествовала беседа, в которой было дано представление о направленности личности, в частности об узкой направленности, и предложено провести под нашим руководством исследование на тему «Проблема узкой направленности» в трагедии «Скупой рыцарь».

Приводим фрагмент учебника, который потом давался школьникам.

Работая над сочинением, не расставайтесь с текстом. Не торопитесь заглядывать в ответ: побудьте сначала в роли литературоведа — психолога.

Читая трагедию, вы наверняка поняли, что проблема узкой направленности раскрывается прежде всего на главном герое трагедии — Бароне.

Спустимся вместе с ним в его «тайный» подвал. Вот они, шесть «верных» сундуков с золотом, а над ними зловещая фигура Барона, который решил сегодня устроить себе пир. Сейчас он отопрет все сундуки и возле каждого не поскупится зажечь свечу, а мы с вами послушаем, о чем говорит наедине с собой этот «царь Кащей», и посмотрим, «чахнет» ли он над своим «златом».

Литература
  1. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья одиннадцатая. А. С. Пушкин в русской критике. М., 1950.
  2. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.
  3. Катасонов В. Н. Тема чести и милосердия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»: (Религиозно-нравственный смысл «Капитанской дочки» А. С. Пушкина) // Литература в школе. 1991. № 6.
  4. Лихачев Д. С. Несколько слов об авторе этой книги // Мейлах Б. С. Сквозь магический кристалл. М., 1990.
  5. Петровский А. В. Психологические воззрения А. Н. Радищева: Канд. дис., 1952.
  6. Психологические проблемы построения школьных учебников. М., 1979.
  7. Пушкин А. С. Скупой рыцарь // Собр. соч.: В 10 т. Т. 5. М., 1957.
  8. Теплое Б. М. Заметки психолога при чтении художественной литературы // Избранные труды: В 2 т. Т. 1. М., 1975.
  9. Степанов Н. Л. Проза Пушкина. М., 1962.
  10. Цветаева М. И. Мой Пушкин. М., 1981.
  11. Чудновский В. Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии.
    1999. № 2.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика