Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9098Новости 1795Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Рефлексия оснований профессиональной деятельности в игровом обучении 1083

Неверкович С.Д.
доктор психологических наук, зав. кафедрой ВНИИФК

Аннотация

Согласно мнению автора, в качестве основного метода развивающего обучения взрослых можно предложить организационно-обучающую игру. В играх концентрируются все главные черты активных методов обучения: 1) раскрытие происхождения знаний, умений и навыков; 2) коллективное освоение всего процесса; 3) возможность хорошо проверить уровни развития сознания и мышления каждого участника игрового обучения.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Сегодня, когда главной чертой образа жизни становится динамичность, способность выделять актуальные проблемы и эффективно решать их является важнейшим качеством специалиста. Очевидно, что эффективно решать проблемы развития невозможно, не подходя к ним системно, т. е. не рассматривая каждую проблему как часть более общей проблемы, не выделяя проблемы и не интегрируя ее различные аспекты в единое целое, ориентируясь только на непосредственные результаты измерений.

Нами разработан новый класс организационно-обучающих игр, который соединил в себе ведущие принципы, определяющие каждый сам по себе формирование поисковой активности и творческого типа мышления обучаемого, — это целостность имитации профессиональной деятельности, ее предметность, обязательная проблематизация в процессе игрового обучения, использование на каждом учебном игровом шаге метода рефлексии [13]. Очень важным представляется направленность игрового обучения на развитие сознания и личности профессиональных кадров.

Игры в нашей разработке имеют различную временную протяженность, различную сюжетную и содержательную направленность и проводятся с различным обучаемым контингентом. Отсюда меняется набор методических средств анализа и отображения учебного процесса, необходимость психологического обеспечения, различного набора технических средств при реализации обучающих игр, что, впрочем, определяет основания для разработки игровой дидактики.

Исследуя современное состояние вопроса, можно сделать вывод о существовании разрыва между требованиями, предъявляемыми к специалистам сегодняшнего дня, и той практикой, которая сложилась в структуре профессиональной подготовки. К основным причинам такого положения дел следует отнести: а) отсутствие теоретических основ высшего образования; б) фрагментарный, монопредметный характер подготовки специалистов; в) механическое «протаскивание» методик из практики школьного образования в практику образования взрослых; г) рутинный характер педагогического процесса с ориентацией на передачу абстрактных знаний, зачастую оторванных от практики, и т. д. Кроме того, нами ставится проблема нового подхода, связанного с игровыми методами обучения в контексте идеологии развивающего обучения.

Литература
  1. Агеев В. В., Давыдов В. В., Рубцов В. В. Опробование как механизм построения совместных действий // Психологический журнал. 1985. Т. 6. № 4.
  2. Алексеев Н. Г., Громыко Ю. В., Злотник Б. А. Оргдеятельностная игра: возможности и области ее применения // Вестник высшей школы. 1987. № 7.
  3. Анцыферова Л. И. Методологические принципы и проблемы психологии // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 2.
  4. Арсеньев А. С., Библер B. C., Кедров Б. М. Анализ происхождения понятия. М., 1979.
  5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984.
  6. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1986.
  7. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  8. Давыдов В. В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования // Вопросы психологии.1976. № 4.
  9. Зинченко А. П. Игровая форма межпрофессионального обсуждения градостроительных проблем // Строительство и архитектура. 1983. № 8.
  10. Ильенков Э. В. Искусство и коммунистический идеал. М., 1984.
  11. Ильенков Э. В. Дидактическая логика. М., 1984.
  12. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд..
  13. Неверкович С. Д. Игровые методы подготовки кадров. М., 1995.
  14. Неверкович С. Д. Совершенствовать методы подготовки кадров управления //Теория и практика физической культуры. М., 1982. № 8.
  15. Неверкович С. Л., Тюков А. А. Теоретические проблемы исследовании процесса принятия решении в организационно-управленческой деятельности // Вопросы психологии. 1981. № 1.
  16. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975.
  17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1976.
  18. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1965.
  19. Щедровицкий Г. П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности // Обучение и развитие. М., 1966.
  20. Щедровицкий Г. П. «Игра» как социотехническая система: организация и исследование // Программно-целевой подход и деловые игры. Новосибирск, 1982.
  21. Щедровицкий Г. П., Котельников С. И. Оргдеятельностные игры // Сборник ВНИИ системных исследований. М., 1985.
  22. Щедровицкий Г. П. Схема мыследеятельности — системно-структурное строение, смысл и содержание // Ежегодник. Системные исследования. Методологические проблемы. М., 1986.
  23. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.
  24. B?hler Ch. Der Menschliche Lebenslauf als psychologische Problem. Leipzig, 1933.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика