Психологическая наука и образование
2000. Том 5. № 3
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Мнение различных участников образовательного процесса о критериях эффективности деятельности психологической службы
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: критерии оценки, психологический климат, школьный психолог, развитие, психологическая служба
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
Для цитаты: Лукьянова М.И. Мнение различных участников образовательного процесса о критериях эффективности деятельности психологической службы // Психологическая наука и образование. 2000. Том 5. № 3.
Фрагмент статьи
Научно-исследовательская лаборатория психолого-педагогической и социологической диагностики Ульяновского ИПК ПРО исследовала, деятельность психологической службы в образовательных учреждениях Ульяновска и области. В ходе экспресс-опроса выявлялось мнение участников образовательного процесса и руководителей системы образования районного и городского уровней о проблемах, трудностях, противоречиях в ее организации.
В исследовании приняли участие 250 человек, это были психологи (школьные и при районных отделах образования) — 72 человека; учителя городских и сельских школ — 122 человека; руководители образовательных учреждений города и области — 35 человек; руководители районных отделов образования и районных методических кабинетов — 21 человек.
В данной статьи мы обратимся лишь к тем результатам исследования, которые позволяют поразмышлять над проблемой оценки деятельности школьной психологической службы.
Вопрос о критериях эффективности деятельности психологической службы образовательных учреждений в целом и школьного психолога в частности является весьма актуальным, хотя на сегодняшний день в психолого-педагогической литературе на него нет окончательного, полного и исчерпывающего ответа.
Однако потребность в определении таких критериев очень велика, особенно у руководителей районных отделов образования и других образовательных учреждений, так как они позволят оценивать деятельность психологов. (Позиция руководителя, когда стремление оценивать чью-либо деятельность преобладает над желанием содействовать ее организации и становлению, является, на наш взгляд, крайне неконструктивной и опасной).
Заслуживает внимания тот факт, что 116 участников опроса (из 128 человек) смогли высказать свои суждения о критериях деятельности психологов. Наиболее содержательными и разносторонними оказались предложения самих психологов, что, видимо, можно объяснить более глубокими знаниями специфики, особенностей, характера данной работы. Суждения руководителей районных отделов образования (РОО) и районных методических кабинетов (РМК) более поверхностны и чаще представляют собой отдельные (единичные) показатели какого-то общего критерия.
Анализ высказываний участников анкетирования (кроме учителей — им этот вопрос не предлагался), систематизация и группировка названных показателей по какому-либо единому основанию позволили сформулировать несколько критериев эффективной деятельности школьного психолога (см. таблицу).
Литература
-
Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М., 1991.
-
Калинина Н. В., Лукьянова М. И. Проблемы развития психологической службы в образовательных учреждениях Ульяновской области // Школьная психологическая служба: достижения и перспективы: Заочный семинар школьных психологов. Вып. IV / Под ред. М. И. Лукьяновой, Н. В. Калининой. Ульяновск, 1998.
-
Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1536
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 777
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1