Психологическая наука и образование
2001. Том 6. № 1
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Феномен 5 лет
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Для цитаты: Обухова Л.Ф., Кандакова Н.Н. Феномен 5 лет // Психологическая наука и образование. 2001. Том 6. № 1.
Фрагмент статьи
Данное исследование посвящено изучению качественных изменений в психическом развитии детей при переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту (хронологический возраст равен 5 годам). В научной психологической литературе неоднократно отмечались существенные изменения в психическом развитии ребенка этого возраста. Психоаналитики связывают этот возраст с началом латентной стадии психосексуального развития личности — стадией, когда возникают благоприятные условия для обучения ребенка. В исследованиях, выполненных в русле культурно-исторической теории, отмечается, что с 5 лет ребенок способен к произвольной регуляции своего поведения, принятию и пониманию речевой инструкции, выполнению требований взрослых, с ним легче проводить экспериментальные исследования. По словам Л. С. Выготского, в этом возрасте везде и во всем мы имеем дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действиями ребенка. Именно поэтому, подчеркивает Л. С. Выготский, должна быть резкая дифференциация обучения во второй стадии дошкольного возраста по сравнению с его первой стадией.
В последнее время эта проблема находит отражение в создании многочисленных систем обучения и воспитания дошкольников, альтернативных программ, авторских концепций. В России это программы «Радуга» (1993), «Развитие» (1994), «Одаренный ребенок» (1995), «Золотой ключик» (1996), «Детство» (1996), «Истоки» (1997) и др.
Создание программ и технологий обучения требует четкого теоретического обоснования содержания и методов работы с детьми дошкольного возраста.
В этой связи актуальной становится задача более углубленного изучения психологических особенностей детей младшего и старшего дошкольного возраста, выявления внутренних механизмов развития при переходе от одной фазы развития к другой, который совпадает с возрастом 5 лет.
Цель исследования — изучение психологических особенностей детей при переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту; установление основных тенденций развития и механизмов, обусловливающих этот переход; выявление феноменов, характеризующих психическое развитие детей в возрасте 5 лет.
Гипотезы исследования
1. К 5 годам в развитии ребенка появляются психологические новообразования, качественно отличающие его поведение, отношение к объектам и другим людям по сравнению с детьми более раннего возраста. Можно предположить, что в основе этих изменений лежит образование сложных функциональных систем, обладающих более высоким уровнем дифференциации и интеграции психических процессов.
2. Комплексное использование ряда психологических, нейропсихологических методов обследования и методов статистического анализа материала (факторного и корреляционного анализа) позволит на более глубоком уровне выявить взаимосвязи в развитии психических функций у детей данного возраста.
Литература
-
Андрианов О. С., Фарбер Д. А. Структурно-функциональная организация развивающего мозга. Л., 1990.
-
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.
-
Ананьев Б. Г. Комплексное изучение человека в психологической диагностике // Вопросы психологии. 1968. № 6.
-
Анохин. П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы. М., 1980.
-
Ахутина Т. В. Нейролингвистика нормы // I Международная конференция памяти А. Р. Лурии: Сборник докладов / Под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. М., 1998.
-
Ахутина Т. В., Игнатьева С. Ю., Максименко М. Ю., Полонская Н. Н., Пылаева Н. М., Яблокова Л. В. Методы нейропсихологического обследования детей 6-7 лет // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. № 2.
-
Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
-
Венгер Л. А. О месте дошкольного детства в умственном развитии ребенка // Возрастная и педагогическая психология: Материалы Всесоюзного семинара-совещания. Пермь, 1974.
-
Венгер Л. А., Ибатулина А. А. Соотношение обучения, психологического развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопросы психологии. 1989. № 2.
-
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956.
-
Выготский Л. С. Психология и учение о локализации психических функций // Собр. соч.: В 6т. Т. 1. М., 1982.
-
Выготский Л. С. Лекции по педологии. 1933 — 1934. Ижевск, 1996.
-
Гезел А. Педология раннего возраста. М., 1932.
-
Леонтьев А. Н. Избранные психологические сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1983.
-
Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
-
Лурия А. Р., Симерницкая Э. Г., Тыбулевич Б. Об изменении структуры психических функций в процессе функционального развития // Психологические исследования. 1973. Вып. 4.
-
Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. М., 1972.
-
Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. М., 1963.
-
Сеченов И. М. Кому и как разрабатывать психологию // Избранные произведения. Т. 1. М., 1952.
-
Фарбер Д. А., Бетелева Т. Г., Дубровинская И. В., Манчинская Р. И. Нейрофизиологические основы динамической локализации функций в онтогенезе // I Международная конференция памяти А. Р. Лурии: Сборник докладов / Под ред. Е. Д. Хомской Т. В. Ахутиной. М., 1998.
-
Чуприкова Н. И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации. М., 1997.
-
Чуприкова Н. И. Идеи общих законов развития в трудах русских мыслителей конца XIX — начала XX в. // Вопросы психологии. 2000. № 1.
-
Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1971.
-
Werner H. Einfurung in die Entwicklungspsychologie. 3. Auflage. Munchen, 1926.
-
Werner H. The Concept of Development from a Comparative and Organisms Point of View // The Concept of Development. Minneapolis, 1957.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1881
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 1763
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2