Психологическая служба образования

3995

Общая информация

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Дубровина И.В. Психологическая служба образования // Психологическая наука и образование. 2001. Том 6. № 2.

Фрагмент статьи

Психологическая служба образования — один из компонентов целостной системы образования страны. Целью психологической службы образования является обеспечение психического и психологического здоровья детей дошкольного и школьного возрастов. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

Забота о психологическом здоровье означает внимание к внутреннему миру ребенка:
к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, взрослым, к окружающему миру, происходящим семейным
и общественным событиям, к жизни как таковой.

Психологическое здоровье позволяет личности стать самодостаточной, если в своем поведении и отношениях она все больше ориентируется не на извне задаваемые нормы, а на внутренние осознанные самоориентиры. Задача взрослых — психологов, педагогов, родителей — помочь ребенку в соответствии с его возрастом овладеть средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.

Деятельность психологической службы образования должна включать в себя создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих духовное развитие каждого ребенка, его душевный комфорт, что лежит в основе психологического здоровья.

Основной задачей психологической службы образования является содействие психическому, психофизическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях дошкольного и школьного детства. Конкретными задачами психологической службы образования в связи с этим являются следующие:

  • реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста;
  • развитие индивидуальных особенностей детей — их интересов, способностей, склонностей, чувств, отношений, увлечений, жизненных планов и т. д.;
  • создание благоприятного для развития ребенка психологического климата (в детском саду, интернате, школе и т. д.), который определяется прежде всего организацией продуктивного общения детей со взрослыми и сверстниками;
  • оказание своевременной психологической помощи и поддержки как детям, так и их родителям, воспитателям, учителям.

Основным средством достижения главной цели психологической службы образования оказывается создание и соблюдение благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенных на соот­ветствующем этапе онтогенеза воз­можностей развитии индивидуально­сти.

В настоящее время существуют два направления деятельности в пси­хологической службе образований — актуальное и перспективное.

Информация об авторах

Дубровина Ирина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, кафедра «Педагогическая психология» имени профессора В.А. Гуружапова, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2484-6073, e-mail: dubrovinaiv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3328
В прошлом месяце: 84
В текущем месяце: 68

Скачиваний

Всего: 3995
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 10