Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8536Ключевые слова 20884 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

31 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

5,050 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,786 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Виртуальная психологическая служба: функциональные задачи и особенности организации 975

Лебедева С.В., студентка IV курса МГППИ, Москва, Россия
Рубцов А.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии МГППУ, Москва, Россия, arubtsov@mail.ru

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Использование интернет-пространства для оказания различных типов услуг, в том числе и психологической помощи, стало технически возможным и экономически рентабельным только в последние несколько лет. Это связано с возникновением новых форм передачи данных по информационным сетям, с внедрением высокоэффективного и относительно недорогого телекоммуникационного оборудования, с появлением целого ряда организаций, оказывающих техническую поддержку в разработке модульных элементов интернет-содержания и др. При этом основной проблемой для эффективного и успешного оказания услуг в среде Интернет является задача проектирования и последующей реализации специализированных человеко-машинных систем, способных решать разнообразные задачи. В статье предложена концепция организации Виртуальной психологической службы (ВПС), основанная на использовании сети Интернет (в форме психологического портала) как инструмента организации совместной деятельности психологов и потенциальных клиентов.

Виртуальная психологическая служба рассматривается нами как тип человеко-машинной системы, когда оказание психологических услуг и сам акт взаимодействия психолога и клиента опосредованы интернет-средой.

Согласно теории человеко-машинных систем их ведущим фактором является совместная деятельность человека, в которой машинный компонент выступает лишь средством ее эффективной реализации. Последнее означает, что эффективность любой человеко-машинной системы зависит от того, каким образом согласуются различные ее компоненты или каким образом машинные, а в случае работы в Интернете — информационные и телекоммуникаионные компоненты вписываются в целостную деятельность человека, в его потребности, мотивы, цели и действия [4, 6]. Оказание психологической помощи через Интернет — идеальная среда для проектирования человеко-машинных систем совместной деятельности «клиент — психолог», так как позволяет пользоваться практически неограниченными ресурсами для внедрения различных форм взаимодействия заинтересованных участников в процессе выявления, обсуждения и практического решения ими различных вопросов и проблем. Учитывая специфику работы в Интернете (анонимность, отсутствие физического контакта между клиентом и психологом, возможность «выдавать себя за другого»), создание психологической службы необходимо начинать с разработки системы моделей взаимодействия психолога и клиента-пользователя. Такая разработка сводится, во-первых, к содержательному проектированию психологического интернет-портала и определению спектра задач, которые этот портал может обеспечить, во-вторых, с анализа особенностей запросов (обращений) различных групп клиентов, которые будут пользоваться ВПС. На основании полученных данных можно выделить те способы организации совместной работы, которые доступны в рамках спроектированного портала и наиболее эффективны при решении задач соответствующих групп клиентов.

Литература
  1. Берцфаи Л. В. Формирование двигательного навыка в условиях практической и учебной задачи // Вопросы психологии. 1964. № 4.
  2. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
  3. Коммуникативно ориентированные образовательные среды. Психология проектирования / Под ред. В. В. Рубцова. М., 1996.
  4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  5. Марголис А. А. Новый учебный предмет «Философия для детей» // Психологическая наука и образование. 1996. № 1.
  6. Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии. М., 1996.
  7. Рубцов А. В. Организационно-психологические основы разработки новых продуктов. М.; Воронеж, 2002.
  8. Эльконин Д. Б. О способе опосредования решения задач «на соображение» // Вопросы психологии. 1981. № 1.
  9. Kwak С., Fagin R. Internet Infrastructure and Services // Bear Stearns Equity Research. 2001. May.
  10. Making Decisions with Pivot. 2001.
  11. Watson J, Fennez J. Portal Technology // Infolmage Inc. Understanding Portals // Information Management Journal. 2000. № 2.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика