Образ школьного психолога в системе образования города Москвы

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 18 мин. чтения

Резюме

Контекст и актуальность. В настоящее время школьный психолог становится неотъемлемой частью образовательной системы, обеспечивая психологическую поддержку и сопровождение детей, родителей и педагогов. В статье рассматривается роль, а также особенности образа педагога-психолога в системе образования города Москвы, а также анализируются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня, отражающие деятельность педагога-психолога в системе образования и подчеркивающие необходимость повышения уровня доверия участников образовательного процесса к работе педагога-психолога. Цель. Выявить критерии, способствующие повышению доверия к педагогу-психологу со стороны участников образовательных отношений. Гипотеза. В образ педагога-психолога, который вызывает доверие у участников образовательных отношений, будут входить критерии, относящиеся как к профессиональным, так и к личностным особенностям специалиста. Методы и материалы. В опросе приняли участие 637 респондентов (349 родителей и 288 педагогов московских школ). Критерии, повышающие доверие к педагогу-психологу, определялись при помощи специально разработанного для этой цели опроса. Результаты. Результаты показали, что среди ключевых аспектов оценки профессиональных компетенций педагогов-психологов родители и педагоги отметили ряд профессионально значимых, на их взгляд, качеств и личностных особенностей. Кроме того, респонденты оценили внешний облик школьного психолога, который, по их мнению, важен при установлении доверительных отношений. Выводы. На основе результатов опроса, проведенного среди родителей и педагогов, и анализа данных информационных систем было определено, что большинство педагогов-психологов московской системы образования обладают высоким уровнем профессиональных и личностных компетенций, умеют расположить к себе и вызвать доверие у различных участников образовательных отношений.

Общая информация

Ключевые слова: педагог-психолог, педагог-психолог (психолог образования), психологическая служба, портрет, диагностика компетенций

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2025220301

Поступила в редакцию 14.05.2025

Поступила после рецензирования 21.05.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Кузнецова, А.А., Ковалева, С.Ю. (2025). Образ школьного психолога в системе образования города Москвы. Вестник практической психологии образования, 22(3), 3–16. https://doi.org/10.17759/bppe.2025220301

© Кузнецова А.А., Ковалева С.Ю., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Введение

Как обозначено в Концепции развития психологической службы в системе общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года (далее — Концепция), психологически благоприятная и безопасная образовательная среда является одним из условий повышения качества образования и воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. Для обеспечения условий комфортного и безопасного пребывания каждого обучающегося в школе необходима слаженная командная работа всего педагогического коллектива, направленная на налаживание конструктивных взаимоотношений между всеми участниками образовательных отношений. В этом контексте педагог-психолог (психолога в сфере образования) рассматривается как обязательный участник педагогической команды, обеспечивающий психологическую поддержку детям, родителям (законным представителям) и педагогам (О направлении Концепции..., 2024).

Кроме этого, на федеральном уровне с 2015 года содержание деятельности педагога-психолога определено действующим профессиональным стандартом (далее — Профстандарт) (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”»). В нем обозначены трудовые функции специалиста данного профиля, одной из которых является психологическая экспертиза комфортности и безопасности образовательной среды школы. В рамках ее реализации педагогу-психологу необходимо знать международную конвенцию о правах детей (в т. ч. в части, касаемой их образования), содержание нормативно-правовых документов, регламентирующих профессиональную деятельность специалистов психолого-педагогического сопровождения, а также психологические методы, позволяющие оценить параметры образовательной среды, в том числе ее комфортность и безопасность (как физическую, так и психологическую) (Об утверждении профессионального стандарта..., 2015).

Для осуществления данной трудовой функции педагогу-психологу необходимо владеть определенными приемами работы со всеми участниками образовательных отношений: администрацией, педагогами, специалистами, обучающимися разных возрастных категорий (в т. ч. с особыми образовательными потребностями), а также с их родителями (законными представителями), которые он реализует через соответствующие формы работы (Об утверждении профессионального стандарта..., 2015):

  • психологическое консультирование педагогов по вопросам выбора эффективных технологий, направленных на совершенствование образовательного процесса;
  • диагностическую работу, в частности — проведение мониторингов оценки содержания используемых методов и средств образовательной деятельности, а также экспертиз программ развития для определения степени безопасности и комфортности конструируемой образовательной среды;
  • коррекционно-развивающую работу, которая в рамках реализации данной функции в первую очередь направлена на создание условий и организацию эффективного учебного взаимодействия как между педагогами и обучающимися, так и внутри детского коллектива;
  • психологическое просвещение всех участников образовательных отношений с целью повышения их психолого-педагогической компетентности, в том числе при выборе воспитательных и образовательных технологий с учетом как возрастных, так и индивидуальных особенностей конкретных обучающихся;
  • профилактическую работу, направленную на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в образовательной организации.

На региональном уровне, согласно Стандарту деятельности психолого-педагогических Служб (далее — Служба) в системе образования города Москвы (Приказ Департамента образования и науки города Москвы № 666 от 15.08.2022 г.), педагог-психолог, входящий в состав школьной Службы вместе с другими специалистами: социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и тьюторами, — является значимым звеном в этой команде. Он, в рамках выделенных приоритетных направлений работы, в первую очередь оказывает психолого-педагогическую помощь и поддержку обучающимся, а также участвует в создании комфортной и безопасной образовательной среды, занимается профилактикой социальных рисков (Об утверждении стандарта деятельности..., 2022).

Таким образом, в контексте государственной политики, а также на уровне закрепленных федеральных и региональных нормативно-правовых актов, ведущей задачей педагога-психолога как специалиста Службы является «сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, непосредственно проявляющегося в успешном освоении основной образовательной программы (в том числе адаптированной) и позитивной социализации каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, образовательными потребностями, с учетом специфики его социальной ситуации развития» (Олтаржевская, 2023).

При этом стоит подчеркнуть, что педагог-психолог играет важную роль в образовательном процессе не только как профильный специалист, но и как «связующее звено» между обучающимися, родителями и педагогами. Его деятельность охватывает широкий спектр психологической поддержки и помощи, направленной на создание благоприятной образовательной среды и успешное взаимодействие всех участников образовательных отношений. Профессиональное педагогическое сообщество постоянно совершенствует формы организации родительского всеобуча, что особенно актуально в условиях цифровой трансформации образования. Как отмечает А.Г. Асмолов, «современная школа должна стать экосистемой, где родители — не пассивные наблюдатели, а активные соавторы образовательного процесса» (Асмолов, 2023). Действительно, именно родители — первые и основные педагоги в жизни ребенка. Благополучие человека, его способность преодолевать трудности, добиваться успехов рождается в семье: все это зависит от позитивного и ответственного отцовства и материнства, от атмосферы и духовно-нравственных традиций семейных отношений.

Актуальность родительского просвещения подчеркивается в Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года, где указано: «Приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи» (Об утверждении Концепции государственной семейной политики…, 2014). В проведении государственной семейной политики предусматривается активное участие семьи в своем жизнеобеспечении, обучении и воспитании детей, охране здоровья ее членов.

Потенциал психологического просвещения как условия психологического благополучия личности раскрывает И.В. Дубровина. Она подчеркивает, что «психологическая грамотность — это не просто знание терминов, а умение применять их в реальных жизненных ситуациях, что формирует основу психологической устойчивости» (Дубровина, 2024). Эти идеи дополняются другими исследованиями отечественной психологии: «Компетентный родитель понимает, что для обеспечения всестороннего развития ребенка необходимо развиваться самому, пробовать, искать, учиться. Таким образом, встает сложный и дискуссионный вопрос, как развивать функциональную грамотность родителей. Одним из таких способов может стать психологическое просвещение родителей» (Авдеева и др., 2024).

В связи с вышеобозначенным на уровне государственной политики одной из основных задач в рамках Концепции является «повышение престижа деятельности педагога-психолога (психолога в сфере образования) и повышение уровня доверия родителей (законных представителей) обучающихся к деятельности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса» (О направлении Концепции..., 2024).

Материалы и методы

Программа Всероссийских недель родительской компетентности, реализованная в 2021 году, стала ответом на вызовы пандемии, которая, по данным ЮНЕСКО, «обострила потребность в гибридных форматах образования, сочетающих онлайн-взаимодействие и персонализацию» (Education in a post-COVID world, 2022). В рамках проекта использовались интерактивные форматы (вебинары, симуляции), которые значительно повышают вовлеченность родителей по сравнению с традиционными лекциями.

Особое внимание уделялось анализу данных анкетирования. Цифровые платформы для сбора обратной связи позволяют выявлять скрытые запросы семей, которые не всегда озвучиваются открыто.

Каким же видят школьного психолога педагоги и родители (законные представители) обучающихся?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, специалистами Государственного бюджетного учреждения города Москвы «Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы» (далее — ГБУ ГППЦ ДОНМ) в декабре 2023 года был проведен опрос педагогов школ и родителей обучающихся на тему «Каким должен быть школьный психолог?». В опросе приняли участие 288 педагогов московских школ и 349 родителей (законных представителей), всего 637 респондентов. Участникам опроса в онлайн-формате были предложены три группы параметров, касающихся профессиональных, личностных и внешних характеристик. В каждую группу было включено 9 соответствующих параметров. Перед респондентами была поставлена задача: в каждой группе выбрать от трех до пяти качеств, которыми, по их мнению, должен обладать педагог-психолог в системе московского образования. Опрос проводился анонимно, после сбора данных все результаты были подвержены математической обработке и анализу.

Остановимся более подробно на полученных результатах.

Результаты

Анализ данных выявил высокий спрос на консультации по вопросам цифровой социализации детей. Исследование С.Ю. Смирновой с коллегами показывает: «с одной стороны, родители хотят, чтобы цифровые устройства, которыми пользуются их дети, способствовали их развитию. С другой стороны, в предоставлении доступа к этим устройствам ребенку они ориентируются либо на желание ребенка, либо на собственное любопытство, либо делают это спонтанно (фактически не руководствуются ничем). При этом почти половина родителей считают, что никакая квалифицированная помощь им не нужна, и что они сами достаточно хорошо разбираются в этом вопросе. Потребность в дополнительной информации, связанной с выбором цифрового контента для детей, выразили только около 20% родителей. Еще меньшее число респондентов хотели бы получить информацию о допустимом времени взаимодействия ребенка с цифровыми устройствами и о технических возможностях цифровых устройств» (Смирнова и др., 2022).

Как отмечалось ранее, респондентам было предложено в трех группах параметров выделить наиболее значимые характеристики в образе педагога-психолога столичных школ, которые бы вызывали к нему доверие и желание обратиться за помощью в рамках консультации.

Так, среди характеристик, отражающих уровень профессионализма специалиста, для выбора были предложены: наличие высшего психологического образования, грамотная речь, желание совершенствоваться в профессии, опыт работы в профессии и т. д. Как показали результаты опроса, большинство педагогов и родителей (законных представителей) были единодушны в своем мнении и в качестве приоритетных обозначили следующие три характеристики:

  • знание возрастных особенностей обучающихся (82% педагогов и 80% родителей (законных представителей));
  • соблюдение профессиональной этики (83% и 76% соответственно);
  • умение расположить к себе (76% и 75% соответственно).

Определяясь с личностными качествами педагога-психолога, респонденты имели возможность сделать выбор из следующих характеристик: ответственность, тактичность, эмоциональная устойчивость, общительность и т. д. В результате наибольшее число выборов в обеих группах участников опроса получили следующие характеристики:

  • умение выслушать другого человека (педагоги — 76%, родители (законные представители) — 82%);
  • способность анализировать ситуацию (77% и 72% соответственно);
  • наблюдательность (73% и 71% соответственно).

Оценивая внешний облик столичного педагога-психолога, респонденты выбирали среди следующих характеристик: стиль одежды («деловой» или «свободный»), внутренняя уверенность, серьезность и т. д. При анализе полученных данных выяснилось, что первая тройка параметров, получивших наибольшее количество выборов у педагогов и родителей (законных представителей), совпала:

  • открытость, доброжелательность (93% педагогов и 94% родителей (законных представителей));
  • спокойная размеренная речь (74% и 75% соответственно);
  • опрятный внешний вид (77% и 72% соответственно);

Таким образом, результаты опроса свидетельствуют, что в целом и в педагогическом сообществе, и в сознании большинства родителей (законных представителей) образ педагога-психолога школ московского региона примерно совпадает, но есть и некоторые отличия. Кроме этого, выборы респондентов обнаружили некоторую парадоксальность полученных результатов. Остановимся на этом подробнее.

Обсуждение результатов

Реализация проекта подтвердила гипотезу о необходимости системного подхода к родительскому просвещению. В.Э. Пахальян замечает, что методы психологического просвещения «становятся эффективными только тогда, когда непосредственно связаны с происходящим в реальной жизни людей, состоят из анализа конкретных психологических проблем, касающихся непосредственно личности тех, для которых все это делается, их деятельности в данной сфере, учреждении и т.п. Именно в психологическом просвещении существует оптимальная возможность без особого труда и без создания специальных условий наглядно (непосредственно) показать (а не только рассказать) многим людям, что психологические знания имеют прямое отношение к решению их конкретных проблем» (Пахальян, 2002).

Важным аспектом стала проактивность школ. Как показал опрос, во-первых, родителям (законным представителям) очень важно, чтобы специалист, к которому они обратились, владел знаниями о возрастной специфике развития их ребенка. Данный параметр в группе профессиональных компетенций у них находится на первом месте. Для педагогов эта характеристика также важна, но она уступает свое первенство параметру «соблюдение профессиональной этики». При этом парадоксальным является тот факт, что при оценке профессиональных качеств школьного психолога участники опроса не рассматривают высшее профильное образование и наличие опыта как приоритетные характеристики профессионализма специалиста. Так, 43% педагогов и 47% родителей (законных представителей) среди прочих параметров отметили важность наличия у специалиста соответствующего диплома. При этом важность определенного стажа работы подчеркнуло только 34% педагогов и 50% родителей (законных представителей). Таким образом, в сознании респондентов обеих групп профессионализм педагога-психолога в первую очередь ассоциируется не с формальными характеристиками (образование и стаж), а с наличием прикладных знаний в области возрастной психологии, которые специалист может эффективно использовать для решение конкретных практических задач.

Во-вторых, обе группы респондентов отметили важность соблюдения профессиональной этики. У педагогов эта характеристика была поставлена на первое место, у родителей (законных представителей) — на второе. На наш взгляд, это неслучайно, так как работа в рамках определенных этических принципов выступает гарантом надежного и безопасного партнерства между педагогом-психологом и другими участниками образовательных отношений и служит основой для возникновения доверия по отношению к нему. В дополнение к этому многие участники опроса подчеркивают, что специалист своей манерой общения должен располагать к себе собеседника и подкреплять тем самым оказываемое ему доверие. Эта характеристика в обеих группах находится на третьем месте по степени значимости. При этом парадоксальным выступает тот факт, что грамотная речь, которая в том числе влияет на умение расположить к себе, не выделяется большинством респондентов как обязательный параметр профессионализма. Менее половины всех опрошенных педагогов (48%) и родителей (законных представителей) (38%) отметили эту характеристику как значимую. Возможно, такой результат связан с тем, что у участников опроса было ограниченное количество выборов и они априори предполагали, что умение расположить к себе включает в качестве одной из составляющих умение говорить.

В-третьих, ни педагоги, ни родители (законные представители) не видят особой связи между компетентностью педагога-психолога и его стремлением повышать свой профессиональный уровень и/или транслировать имеющийся опыт. Такой результат, видимо обусловлен тем, что для опрошенных респондентов данные характеристики лежат за пределами сферы их потребностей и интересов, поэтому они подразумеваются, но не рассматриваются в качестве ключевых.

Анализ параметров, связанных с личными качествами педагога-психолога, показал, что для педагогов на первом месте стоит способность специалиста анализировать рассматриваемую ситуацию, а уже потом умение слушать; а для родителей (законных представителей), наоборот, наиболее значимым является умение консультанта слушать своего собеседника, а уже потом анализировать все обстоятельства. Возможно, это связано с тем, что, обращаясь за помощью, учитель, в первую очередь, ориентирован на скорейшее решение текущей проблемы. А для многих родителей (законных представителей) важно быть услышанным и правильно понятым. При этом важно обратить внимание на то, что обе группы респондентов не выделили в качестве приоритета умение педагога-психолога быстро принимать решения. Данная характеристика по степени значимости заняла одно из последних мест. Такой результат наводит на мысль о том, что от педагога-психолога, как правило, не ждут готовых решений, а рассматривают как равного партнера в принятии совместных решений.

В дополнение отметим, что немаловажную роль в формировании позитивного образа педагога-психолога играют такие личностные характеристики, как «тактичность» и «эмоциональная устойчивость». Среди педагогов их важность подчеркнули 65% респондентов; среди родителей (законных представителей) — 59%.

При анализе результатов выбора внешних характеристик образа школьного психолога обращает на себя внимание тот факт, что и для педагогов, и для родителей на первом месте стоят параметры, способствующие комфортному и безопасному общению: «открытость и доброжелательность», «спокойная размеренная речь», «опрятный внешний вид». В дополнение к этому многим респондентам было важно, чтобы внешне специалист держался уверенно и мог поддержать конструктивный диалог. 55% педагогов и 52% родителей (законных представителей) отметили важность данных характеристик. При этом обеим группам не был важен конкретный стиль одежды специалиста или умение придать себе строгий/серьезный вид.

Таким образом, во всех трех группах параметров в качестве приоритетных были выделены характеристики, которые позволяют собеседнику почувствовать себя комфортно и довериться находящемуся рядом специалисту.

Дополним теперь качественные характеристики, выявленные в ходе опроса, теми данными, которые позволяют составить объективный портрет московского педагога-психолога. Начнем с конкретных цифр.

В московских школах работает более трех тысяч педагогов-психологов, из них 95% — женщины и 5% — мужчины. Согласно информационной системе ДОНМ и по результатам профессиональных встреч для педагогов-психологов, организованных специалистами ГБУ ГППЦ ДОНМ в 2022/2023 учебном году, можно выделить ряд параметров, характеризующих школьных педагогов-психологов города Москвы. Во-первых, в образовательных организациях московского региона работает более 60% педагогов-психологов с высшей или первой квалификационной категорией. Во-вторых, около 50% педагогов-психологов работают в профессии более 10 лет, 20% — имеют стаж работы более 5 лет, около 10% — от 3 до 5 лет и порядка 20% — молодые специалисты.

Кроме этого, в городе Москве с 2004 года функционирует Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования города Москвы «Московский центр качества образования» (далее — МЦКО). МЦКО проводит диагностику учебных достижений школьников и профессиональных компетенций педагогов, в том числе специалистов Службы психолого-педагогического сопровождения, в частности педагогов-психологов (по направлению «Психология»). Задания, включенные в диагностику, направлены как на оценку знаний нормативно-правовой базы, так и на решение кейсов, которые по содержанию соответствуют осуществляемой специалистами деятельности в рамках работы в школе. Прохождение процедуры независимой диагностики МЦКО дает специалистам возможность определить уровень своих профессиональных компетенций, а также выявить имеющиеся дефициты, которые необходимо восполнить.

По результатам анализа имеющихся данных МЦКО было выявлено, что на январь 2025 года экспертный, высокий или базовый уровень профессиональных компетенций имеют более 70% педагогов-психологов.

Таким образом, на основе результатов опроса, проведенного среди родителей и педагогов, а также по результатам профессиональных встреч и анализа информационных систем ДОНМ складывается условный портрет педагога-психолога в системе образования города Москвы: в первую очередь, это — профессионал, имеющий высшую квалификационную категорию, а также экспертный или высокий уровень прохождения независимой диагностики МЦКО по направлению «Психология», знающий нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность педагогов-психологов, и соблюдающий стандарты профессиональной этики. Во-вторых, это специалист, который в комплексе своих профессиональных, личностных и внешних характеристик способен организовать конструктивный диалог, создать доверительную и безопасную атмосферу для участников образовательных отношений, готовый выслушать, проанализировать сложную ситуацию и оказать необходимую квалифицированную помощь обучающимся, их родителям (законным представителям) и педагогам.

Заключение

В заключение важно отметить, что в последнее время отмечается запрос на получение качественной и доступной психолого-педагогической помощи (обучающимся, родителям (законным представителям) и педагогам), востребованность в которой возросла в условиях современных реалий. Как подчеркивает И.В. Дубровина, «в настоящее время необходимы не «создания» очередных комплектов известных методик, а разработка научно обоснованных диагностических методик и программ для решения конкретных проблем современного ребенка, живущего и развивающегося в условиях современной социальной ситуации его развития. В основе такой диагностики лежит обязательно, по утверждению Л.С. Выготского, целостное изучение личности ребенка в его взаимодействии с окружающей средой, понимание того, что всякое развитие в настоящем базируется на прошлом развитии и имеет перспективу развития в будущем» (Дубровина, 2022). Востребованность такой помощи резко возросла в условиях цифровизации, пандемии и социальной нестабильности. По данным ЮНЕСКО, «72% стран мира включили психологическое сопровождение в национальные стратегии образования как ответ на рост тревожности среди школьников» (Global Education Monitoring, 2023).

Педагог-психолог сегодня — это не просто член школьной команды, а интегратор ресурсов. По словам А.Г. Асмолова, «он выполняет роль “социального инженера”, соединяя потребности ребенка, ожидания семьи и требования образовательных стандартов» (Асмолов, 2023). Его работа включает:

  • раннюю диагностику — выявление рисков дезадаптации в первые месяцы обучения предотвращает 80% кризисных ситуаций;
  • цифровое сопровождение — применение AI-платформ для отслеживания эмоционального состояния учеников — новый тренд в сфере школьной психологии;
  • межведомственное взаимодействие — «эффективность помощи зависит от координации школы, органов опеки и социальных служб» (Гиппенрейтер, 2021).

Особую ценность психолог представляет для детей с особыми образовательными потребностями. Инклюзивное образование невозможно без индивидуальных программ сопровождения, учитывающих нейрокогнитивный профиль ученика. Для родителей он становится проводником в мир современных воспитательных стратегий: большинство семей, участвовавших в программах психологического просвещения, отмечают улучшение коммуникации с детьми.

Таким образом, педагог-психолог трансформируется из вспомогательного специалиста в стратегический ресурс образования. Его роль выходит за рамки школы, формируя культуру психологической грамотности всего общества. Это соответствует глобальному тренду: как заявляет ВОЗ, инвестиции в школьную психологию — самый эффективный способ профилактики ментальных расстройств у будущих поколений.

Литература

  1. Авдеева, Н.Н., Шведовская, А.А., Андреева, А.Д., Бурлакова, И.А., Ениколопов, С.Н., Зарецкий, В.К., Захарова, Е.И., Кочетова, Ю.А., Поскакалова, Т.А. (2024). Функциональная психологическая грамотность родителей и педагогов как условие построения эффективного общения с ребенком. Психологическая наука и образование, 29(1), 113—149. https://doi.org/10.17759/pse.2024290109
    Avdeeva, N.N., Shvedovskaya, A.A., Andreeva, A.D., Burlakova, I.A., Enikolopov, S.N., Zaretsky, V.K., Zakharova, E.I., Kochetova, Y.A., Poskakalova, T.A. (2024). Functional Psychological Literacy of Parents and Teachers as a Condition of Effective Communication with a Child. Psychological Science and Education, 29(1), 113— https://doi.org/10.17759/pse.2024290109
  2. Андреева, А.Д., Данилова, Е.Е., Дубровина, И.В., Вохмянина, Т.В., Воронова, А.А., Гуткина, И.И., Данилина, Е.Е., Зацепин, В.В., Лубовский, Д.В., Оборина, Д.В., Пахальян, В.Э., Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. (2025). Руководство практического психолога. Психолог в школе: практическое пособие. (И.В. Дубровина, общ. ред.). М.: Юрайт.
    Andreeva, A.D., Danilova, E.E., Dubrovina, I.V., Vokhmyanina, T.V., Voronova, A.A., Gutkina,I.I., Danilina, E.E., Zatsepin, V.V., Lubovsky, D.V., Oborina, D.V., Pakhalyan, V.E., Prikhozhan, A.M., Tolstykh, N.N. (2025). Practical psychologist's Guide. Psychologist at school: a practical guide (I.V. Dubrovina, ed.). Moscow: Yurait Publishing House. (In Ru).
  3. Асмолов, А.Г. (2023). Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека (6-е изд.). М.: Смысл.
    Asmolov, A.G. (2023). Personality psychology: Cultural and historical understanding of human development (2nd rev. ed.). Moscow: Smysl Publ. (In Russ.).
  4. Асмолов, А.Г., Пастернак, Н.А. (2024). Ребенок в культуре взрослых (2-е изд., пер. и доп.). М.: Юрайт.
    Asmolov, A.G., Pasternak, N.A. (2024). The child in adult culture (2nd rev. ed.). Moscow: Yurait Publishing House. (In Russ.).
  5. Битянова, М.Р. (2020). Организация психологической работы в школе. М.: Генезис.
    Bityanova, M.R. (2020). Organization of psychological work at school. Moscow: Genesis (In Russ.).
  6. Дубровина, И.В. (2022). Предыстория развития школьной психологической службы (к 110-летнему юбилею Психологического института РАО) Вестник практической психологии образования, 19(1), 18—32. https://doi.org/10.17759/bppe.2022190102
    Dubrovina, I.V. (2022). Background of the Development of the School Psychological Service (to the 110th Anniversary of the RAE Psychological Institute). Bulletin of Practical Psychology of Education, 19(1), 18— (In Russ.). https://doi.org/10.17759/bppe.2022190102
  7. Дубровина, И.В. (2024). Психологическая служба на пути своего развития. Вестник практической психологии образования, 21(1), 14—26. https://doi.org/10.17759/bppe.2024210101
    Dubrovina, I.V. (2024). Psychological Service on the Way of Its Development. Bulletin of Practical Psychology of Education, 21(1), 14—26. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/bppe.2024210101
  8. Гиппенрейтер, Ю.Б. (2021). Воспитание подростка. М.: АСТ.
    Gippenreiter, Yu.B. (2021). Education of a teenager. Moscow: AST Publ. (In Russ.).
  9. О направлении Концепции и плана (вместе с Концепцией № СК-13/07вн развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Минпросвещением России 18.06.2024, Планом мероприятий № СК-13/07вн на 2024 — 2030 годы по реализации Концепции развития системы психолого-педагогической помощи в сфере общего образования и среднего профессионального образования в Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Минпросвещением России 18.06.2024): Письмо Минпросвещения России от 01.07.2024 № ДГ-1105/07. (2024). М. URL: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-razvitija-sistemy-psikhologo-pedagogicheskoi-pomoshchi-v-sfere-obshchego-obrazovanija/ (дата обращения: 27.06.2024).
    On the direction of the Concept and Plan (together with the Concept No. SK-13/07vn for the development of the system of psychological and pedagogical assistance in the field of general education and secondary vocational education in the Russian Federation for the period up to 2030, approved by On June 18, 2024, the Ministry of Education of the Russian Federation approved the Action Plan No. SK-13/07vn for 2024-2030 to implement the Concept for the Development of the System of Psychological and Pedagogical Assistance in General Education and Secondary Vocational Education in the Russian Federation for the Period up to 2030. Ministry of Education of Russia on 06/18/2024): Letter of the Ministry of Education of Russia from July 01, 2024, no. DG-1105/07. (2024). (In Russ.). URL: https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-razvitija-sistemy-psikhologo-pedagogicheskoi-pomoshchi-v-sfere-obshchego-obrazovanija/ (viewed: 27.06.2024).
  10. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р. (2014). М. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-25082014-n-1618-r/ (дата обращения: 27.06.2024).
    On Approval of the Concept of State Family Policy in the Russian Federation for the Period up to 2025: Order of the Government of the Russian Federation No. 1618-r from August 25, 2014. (2014). Moscow. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-25082014-n-1618-r/ (viewed: 27.06.2024).
  11. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования): Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. № 514-н. (2015). М. URL: https://base.garant.ru/71166760/ (дата обращения: 18.04.2024).
    On approval of the professional standard "Educational psychologist" (psychologist in the field of education): Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation from July 24, 2015, no. 514-n. (2015). Moscow. (In Russ.). URL: https://base.garant.ru/71166760/ (viewed: 18.04.2024).
  12. Об утверждении стандарта деятельности психолого-педагогических служб в системе образования города Москвы: Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 15.08.2022 № 666. (2022). М. URL: https://base.garant.ru/405280341/ (дата обращения: 27.03.2024).
    On approval of the standard of activity of psychological and pedagogical services in the education system of the city of Moscow: Order of the Department of Education and Science of the city of Moscow dated 08/15/2022 No. 666. (2022). Moscow. URL: https://base.garant.ru/405280341/ (viewed: 03.2024).
  13. Олтаржевская, Л.Е. (2023, Март 14). Зачем психолог нужен школе? Учительская газета, 11(10976). URL: https://ug.ru/zachem-psiholog-nuzhen-v-shkole/ (дата обращения: 13.03.2024).
    Oltarzhevskaya, L.E. (2023, March 14). Why does a school need a psychologist? Ucitel’skaa^ Gazeta (Online), 11(10976). (In Russ.). URL: https://ug.ru/zachem-psiholog-nuzhen-v-shkole/ (viewed: 13.03.2024).
  14. Пахальян, В.Э. (2002). Психопрофилактика в образовании. Вопросы психологии, 1, 38—44.
    Pakhalyan, V.E. (2002). Psychoprophylaxis in education. Voprosy Psychologii, 1, 38—44. (In Russ.).
  15. Смирнова, С.Ю., Клопотова, Е.Е., Рубцова, О.В., Сорокова, М.Г. (2022). Особенности использования цифровых устройств детьми дошкольного возраста: новый социокультурный контекст. Социальная психология и общество, 13(2), 177—193. https://doi.org/10.17759/sps.2022130212
    Smirnova, S.Y., Klopotova, E.E., Rubtsova, O.V., Sorokova, M.G. (2022). Features of Preschoolers’ Use of Digital Media: New Socio-Cultural Context. Social Psychology and Society, 13(2), 177—193. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/sps.2022130212
  16. Global Education Monitoring Report Summary 2023. Technology in education: A tool on whose terms? (2023). URL. https://www.unesco.at/fileadmin/Redaktion/Bildung/2023GE-Report_TechEd_Summary.pdf (viewed: 13.03.2024).
  17. Education in a post-COVID world: 9 ideas for public action (2022). URL: https://www.unesco.org/sites/default/files/education_in_a_post-covid_world-nine_ideas_for_public_action.pdf (viewed: 13.03.2024).

Информация об авторах

Анастасия Андреевна Кузнецова, директор, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы (ГБУ ГППЦ ДОНМ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2308-3411, e-mail: kuznetsovaaa8@edu.mos.ru

Светлана Юрьевна Ковалева, методист, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы (ГБУ ГППЦ ДОНМ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0004-1426-5525, e-mail: kovalevasy@edu.mos.ru

Вклад авторов

Кузнецова А.А. — идеи статьи; аннотирование.

Ковалева С.Ю. — написание и оформление рукописи.

Все авторы приняли участие в обсуждении результатов и согласовали окончательный текст рукописи.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Метрики

 Просмотров web

За все время: 121
В прошлом месяце: 38
В текущем месяце: 8

 Скачиваний PDF

За все время: 22
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 143
В прошлом месяце: 43
В текущем месяце: 8