Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 107Рубрики 53Авторы 8884Новости 1775Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Типы совместной работы школьников при разных технологиях формирования групп 830

Питанова М.Е.
психолог НОУ "Гимназия "ДИКТАТ", г. Заречный Пензенской обл.

Аннотация

В статье представлены результаты экспериментального изучения типов совместной работы школьников в группах, сформированных с учетом пожеланий детей, при лидер наборе, по принципу гомогенности (гетерогенности) IQ, а так же при адресном наборе. Принцип формирования групп существенно сказывается на ходе групповой работы и именно группы, сформированные с учетом психологического адреса, дают максимальный процент продуктивной совместной деятельности с эффективным сотрудничеством и отсутствием непродуктивных конфликтов.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Настоящая статья является продолжением наших предыдущих публикаций, посвященных проблеме соотношения индивидуального подхода к школьникам и реализации дифференцированного обучения. Основной вопрос, рассматривавшийся нами, касался принципов и технологии формирования групп школьников для дифференцированного обучения [4, 9, 10, 11].

В этой статье представлены результаты экспериментального изучения типов совместной работы школьников в группах, сформированных по разным принципам.

И в экспериментальных, и в контрольных классах во время совместной работы в группах учащиеся получают в качестве задания нестандартные задачи (на материале химии). Они характеризуются тем, что дети не могут просто воспроизвести способы решения, известные им по типовым задачам. Поиск нового способа решения может включать не только актуализацию необходимых знаний, но и одномоментное усмотрение в них новых не очевидных связей, т. е. интуицию, догадку, привлечение данных жизненного опыта.

В качестве единицы исследования мы приняли тип учебной работы, основными взаимосвязанными характеристиками которого являются различия в процессах сотрудничества школьников и способах решения нестандартных задач. Это позволяет исследовать характер взаимодействия школьников, поскольку способ решения «не задается ребенку извне, а создается» учащимися в процессе поиска решения нестандартной задачи (Е. Д. Божович, 2000, с. 32). В соответствии с описанной в указанной публикации структурой способа учебной работы обозначим его компоненты применительно к групповой работе над химическими задачами как:

  • ориентировочный; он связан с ориентацией учащихся в известном им материале, с выделением существенных признаков и связей химического явления, процесса, с фиксированием каких-то его специфических особенностей, нюансов, важных для решения задач;
  • операциональный: он включает пробы решения, переформулирование задачи, корректировку своих действий; этапы выполнения задания; моделирования явления; выбор определенной формы записи, расчетов; контроль за ходом решения; операции проверки результата;
  • эмоционально-волевой: он связан с переживаниями учеников (страхом не успеть, оказаться хуже других; желанием произвести впечатление, доказать свое преимущество довести работу до конца в отведенное время); включает в себя и организационные моменты, а также настойчивость в проверке интуитивных гипотез, упорство в поиске решения или быстрый отказ, общий тонус работы группы — конфликтный/бесконфликтный, ориентацию на результат или на процесс поиска решения.
Литература
  1. Божович Е. Д. Психолого-педагогические критерии эффективности обучения и принципы построения контрольно-диагностических заданий // Нетрадиционные способы оценки качества знании школьников. М.. 1995.
  2. Божович Е. Д. Негативные стереотипы учебного опыта и возможности их преодоления // Там же.
  3. Божович Е. Д. Питанова М. Г. Принципы и технология формирования групп для совместной учебной работы школьников в классе (сообщение первое) // Психологическая наука и образование. 2002 N 4.
  4. Божович Е. Д., Питанона М. Е. Принципы и технология формирования групп для совместной учебной работы школьников в классе (сообщение второе) // Психологическая науки и образование 2002. N 4.
  5. Вайзер Г. А. Коррекционная работа с учащимися в процессе обучения их решению задач. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка / Под ред. Е. Д. Божович. М., 1999.
  6. Вайзер Г. А. Диагностика и коррекция становления у школьников способов сопоставлении физических ситуации // Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / Под ред. Е. Д. Божович, М: Воронеж. 2000.
  7. Коломинский Я. Л., Березовин Н. А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии, М., 1977.
  8. Лийметс X. И. Групповая работа на уроке М., 1975.
  9. Питанова М. Е. Психологическое обоснование алгоритма проведения уроков адресного типа: Дипломная работа. Пенза ПГПИ. 1993.
  10. Питанова М. Е. Уроки адресного типа как одна из возможных форм дифференцированного обучения // Психодидактика высшего и среднего образования: Тезисы второй (четвертой) Всероссийской научно-практической конференции. Барнаул, 1998.
  11. Питанова М. Е. Адресное обучение как одна из форм реализации дифференцированного подхода к обучению школьников // Психолого-педагогические проблемы обучения и развития субъектов образования: Материалы конференции «Психолого-педагогические исследования в системе образования». 16—18 мая 2002 г. Ч. II. Челябинск: М., 2002.
  12. Поливанова Н. И., Ривина И. В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности // Психологическая наука и образование. 1996. № 2.
  13. Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения / Под ред. Е. Д. Божович. М.; Воронеж, 2000.
  14. Рабунский Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. М., 1975.
  15. Унт Л. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.
  16. Doise W. La structuration cognitive d'adultes et enfants // Revue de Psichologie et de Sciences de l'Education. 1973. № 8.
  17. Perret-Clermont A. N. Social Interaction and Cognitive Development in Children. L., 1980.
  18. Webb E. Character and intelligence // British Journal of Psychology: Monographical Supplement. 1975. № 3.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика