Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8775Новости 1750Ключевые слова 21482 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Методика выявления структуры интереса школьников к телевизионным передачам 1145

Орлов В.А.
кандидат психологических наук, Доцент кафедры теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: vladimirorlov@bk.ru

Аннотация

Автор представляет «Опросник ранговой значимости телепередач» (ОРЗП). Данный опросник помогает активно определить телепередачи, пользующиеся наибольшей популярностью у школьников, а также их ранговую значимость. Данная методика позволяет учителям получить информацию о социальных и познавательных интересах детей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Одним из самых мощных средств массовой информации сегодня является телевидение. Оно оказывает сильнейшее влияние на все стороны нашей жизни, и прежде всего на формирование ценностных ориентаций у подраcтающего поколения. Динамизм, яркость передач, ряд других факторов часто приводят к злоупотреблениям детьми временем пребывания у голубого экрана, к нежелательным социально-психологическим последствиям: развитию пассивности, снижению интереса к спорту, книгам, творчеству, общению.

При возникновении негативного влияния «сидения у телевизора» на режим дня и учебные успехи ребенка родители в большинстве случаев вводят жесткий режим ограничения перечня телепередач или времени просмотра. Между тем гораздо более продуктивным, хотя и более сложным, является путь воспитания у ребенка избирательного отношения к телепередачам, в соответствии с его интересами, склонностями, возрастными особенностями. Важно, чтобы выбор просматриваемых передач дополнял всестороннее формирование личности школьника художественными средствами, творческой, спортивной и другими формами деятельности.

На телевизионных каналах в последнее время появились программы, удачно сочетающие эмоционально-развлекательную форму с воспитательным содержанием. Как показывают специальные исследования, их активно смотрят школьники самого разного возраста. Проблемы, поднимаемые в этих передачах, доходят до адресатов, волнуют их. Авторам передач удалось найти способ завязать диалог с подростком, активизировать осознание им своего места в жизни общества, ускорить его личностное и учебно-профессиональное самоопределение.

Школа, учителя, родители не могут стоять в стороне от рассматриваемой проблемы. Важно поддержать позитивное влияние ряда телепередач на молодежь, включив их в свой комплекс воспитывающих воздействий. Учителя совместно с родителями способны оказать реальную помощь подросткам и юношеству в выборе стоящих телепередач, в выработке вкуса к действительно полезной и нужной информации, эмоционально ценным художественным произведениям. Но для эффективной работы в данном направлении взрослому помимо хорошей ориентации в телепередачах (особенно адресованных молодежи) и знания участников этих передач (ведущих, актеров, музыкантов и т. д.) необходимо иметь достоверную информацию о том, какие телепрограммы пользуются популярностью у учащихся, что в этих передачах привлекает их в наибольшей степени. Для этого в дополнение к таким традиционным методам, как наблюдение, беседа с учащимися и их родителями, можно использовать разработанный нами «Опросник ранговой значимости телепередач» (ОРЗТ).

Литература
  1. Андреева Г. М. Психология социального познания: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2000.
  2. Вильсон Г. Психология артистической деятельности: Таланты и поклонники. М., 2001.
  3. Миронов А. Раздувай и властвуй: Практическое руководство по технологиям пропаганды. М., 2001.
  4. Назаретян А. П. Психология стихийного массового поведения: Лекции. М., 2001.
  5. Никифорова Г. С. Психология здоровья. СПб., 2002.
  6. Пидкасистый П. И. Опрос как средство обучения. М., 1999.
  7. Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ рекламы: Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. Бахрах, 2001.
  8. Собкин В. С., Толстых А. В. Воспитательные возможности телевидения // Советская педагогика. 1984. № 12.
  9. Толстых А. В. Психология юного зрителя. М., 1986.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика