Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Особенности учебной мотивации и интеллектуального развития старших подростков, обучающихся в разных дидактических системах 1897Воронкова И.В. АннотацияВ работе сравниваются особенности отношения учебной деятельности старших подростков, обучающихся в разных дидактических системах (традиционной и системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Объем контрольной и экспериментальной групп – по 40 человек. Выявлено, что у учеников традиционной системы более выражены мотивы избегания неприятностей и благополучия, а у развивающего обучения – учебно-познавательные. Фрагмент статьи
Система развивающего обучения Б. Д. Эльконина — В. В. Давыдова (РО), утвердившись в массовой школьной практике, давно уже доказала свою жизнеспособность. Исследования, проведенные на значительных выборках, свидетельствуют о том, что основные характеристики интеллектуального развития детей в классах, где полноценно реализуется эта образовательная система, превосходят таковые в традиционных классах [3]. Во многих регионах система РО шагнула в основную школу, что поддерживает интерес к выявлению ее развивающих эффектов в новых рамках. При всем разнообразии подходов к определению ведущей деятельности подросткового периода исследователи единодушны в том, что учебная деятельность утрачивает это место. В частности, это находит свое отражение в снижении учебной мотивации подростка. Особая восприимчивость к усвоению нового, высокая активность, готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и сверстниками, широта и разнообразие интересов, характерные для подростка, вызывают у него негативное отношение к готовым знаниям, простым вопросам и узкоспециальным наборам умений и навыков, которые должны быть освоены на отдельных предметах. Проблема согласования учебной деятельности с ведущей деятельностью подростка решается коллективом разработчиков под руководством Б. Д. Эльконина [4]. Проектом предполагается, что разработка деятельностного содержания обучения подростка в сочетании с адекватным изменением форм обучения позволит развить мотивацию к учебной деятельности, учебно-познавательной, исследовательской деятельности, сохранить высокий уровень познавательной активности; завершить формирование в основных чертах индивидуальной учебной деятельности, развить учебную самостоятельность; развить теоретическое мышление в специфических для различных учебных предметов формах и др. [4]. С целью предварительной оценки некоторых развивающих эффектов системы РО в основной школе было проведено данное пилотажное исследование. Экспериментальная гипотеза — дети, обучающиеся по экспериментальным программам РО и традиционным программам, отличаются по таким показателям, как отношение к учебной деятельности (эмоциональное отношение, тревожность, познавательная активность), структура учебной мотивации и уровень интеллектуального развития. Литература
Статьи по теме
Психология образования | Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н. Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении Психология образования | Нуркаева И.М., Артемова А.А. Информационная система диагностики стрессоустойчивости педагогов Цой Л.В., Кулагина И.Ю. Соотношение внешней мотивации и субъектной позиции в учебной деятельности младших школьников Воронкова И.В., Лагутина Е.Н., Адаскина А.А. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|