Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8659Ключевые слова 21251 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Неуспевающий ученик глазами одноклассников, учителей и родителей 2209

Мещерякова И.А.
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии МГППУ факультета психологии образования, Москва, Россия
e-mail: iam_for_stud@mail.ru

Федорова Л.Н.
педагог-психолог, Россия

Аннотация

Рассматривается концепция профессионального развития учителя в процессе освоения педагогической деятельности в системе развивающего образования. Выдвигается гипотеза об изменении психологического статуса педагогической деятельности учителя, встроенной в общую учебную деятельность учителя и ученика.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Любая деятельность может быть успешной или неуспешной. Вопрос об успешности обучения (вне зависимости от того, какими терминами обозначаются разные меры успешности) в школе всегда актуален. Проблема школьной неуспеваемости сложна, многообразна и многофакторна. Не исключено, что она принципиально допускает лишь частичные, ситуативные решения, что, безусловно, не снимает необходимости искать их.

В настоящее время нет единой терминологии в обозначении ребенка с трудностями в обучении, его школьных проблем, почти нет пособий, помогающих учителю осуществлять индивидуальную коррекционную работу. Исключение представляет система помощи Н.П. Локаловой, однако ее применение ограничено определенными причинами неуспешности ученика в первые годы обучения. Учителю и школьному психологу сложно ориентироваться в имеющейся литературе: ведь для обозначения одного и того же понятия используются разные названия — дети с пониженной обучаемостью, отстающие в учении, с задержкой психического развития, «группы риска», педагогически запущенные, соматически ослабленные, нервные и т.д. К этому следует добавить терминологию относительно индивидуально-типологических особенностей детей, основанную на их обучении в различных классах — адаптации, здоровья, педагогической поддержки, углубленного выравнивания и т. д. В англоязычной литературе применяются термины «трудности в обучении» и «специфические трудности в обучении». Первый обозначает затруднения в обучении, не связанные ни с умственной отсталостью, ни с задержкой психического развития, ни с нарушениями восприятия. При отставании в обучении, сочетаемом с такого рода явлениями (а также минимальными дисфункциями мозга, афазиями, алексией и т.п.), используют второй термин, однако оба они недостаточно определены.

Литература
  1. Анастази А. Психологическое тестирование: Кн. 2. М., 1982.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.
  3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия. М., 2001.
  4. Блонский П.П. Школьная успеваемость // Избранные педагогические произведения. М., 1961.
  5. Блонский П.П. Неуспевающий школьник 1 ступени // На путях к новой школе. 1928. № 1.
  6. Бударный А.А., Розенталь У.Д. Об одной из возможностей преодоления второгодничества // Советская педагогика. 1966. №7.
  7. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Ростов н/Д, 1972.
  8. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления М., 1954.
  9. Занков Л.В., Певзнер М.С., Шмидт В.Ф. Трудные дети в школьной работе: Методическое пособие для педагогов и учителей. М.; Л., 1933.
  10. Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. М., 2000.
  11. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику // Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, математике и чтению. М., 1993.
  12. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
  13. Майорова Н.П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить ее причины: Пособие для школьного психолога. СПб., 1988.
  14. Менчинская Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников //Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. М., 1971.
  15. Мурачковский Н.И. Типы неуспевающих школьников // Психологические проблемы неуспеваемости школьников / Под ред. Н.А. Менчинской. М., 1971.
  16. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2000.
  17. Прохоров Н.О. Психологическое состояние школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии. 1990. №5.
  18. Славина Л.С. Трудные дети. М.; Воронеж, 1998.
  19. Смирнов С.Д. Понятие «образ мира» и его значение для психологии познавательных процессов // А.Н. Леонтьев и современная психология: Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева / Под ред. А.В. Запорожца и др. М., 1983.
  20. Хофман И. Активная память: Экспериментальные исследования и теории человеческой памяти. М., 1986.
  21. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М., 1977.
  22. Шихирев П.Н. Социальная установка как предмет социально-психологического исследования //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
  23. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Исследование возрастных и индивидуальных особенностей младших подростков методом наблюдения // Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. М., 1967.
  24. Auble J.-P., Perron R. Quand les «debiles» ont la parole... Que disent-ils? // Enfance. 1989. № 3.
  25. Borkowski J. G., Weyhing R. S., Carr M. Effects of attributional retraining on strategy-based reading comprehension in learning-disabled students // J. Educ. Psychol. 1988. V. 80, № 1.
  26. Elliott C. D. Cognitive profiles of learning disabled children // Brit. J. Dev. Psychol., 1989. V. 7. № 2.
  27. McClelland A. Psychological and psychiatric aspects of learning difficulties // Brit. J. Hosp. Med. 1986. V. 36. № 1.
  28. Singh H. // Barriers to communication in science education// Education Today. 1995. V. 45, № 3.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика