Психологические аспекты социализации личности: к вопросу о моделях классификации видов социализации

2981

Аннотация

В статье рассматриваются модели классификации различных видов социализаций в педагогике, социологии и психологии. Предлагается новая модель психологической классификации на основе выделения трех сфер становления личности в процессе социализации: деятельности, общения, самосознания.

Общая информация

Ключевые слова: социальный статус, гендерная социализация, этническая социализация, профессиональная социализация, политическая социализация, экономическая социализация, правовая социализация, социализация, общение, деятельность , самосознание

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Радина Н.К. Психологические аспекты социализации личности: к вопросу о моделях классификации видов социализации // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 1. С. 45–50.

Полный текст

Последние годы активное взаимодействие отечественных и зарубежных исследователей привело к формированию общего словаря терминов. Вторжение понятия «социализация» в дискурс отечественных социальных наук инициировало дискуссии относительно его уместности, а также заострило проблему его пересечений с другими понятиями. Установление соответствий происходило одновременно в нескольких направлениях: сопоставляли понятия «социализация» и «социальное развитие» [3], «социализация» и «развитие личности» [20], а также понятия «социализация» и «воспитание» [1, 9, 23, 25 и др.].
В настоящий момент понятие «социализация» - одно из самых популярных у исследователей в области педагогики, социологии, психологии и политологии [4, 6, 7, 10, 13, 14, 19, 23, 24, 25, 26 и др.].
Анализ динамичности содержания данного понятия убеждает, что эта область социально-психологического знания непрерывно развивается. Поскольку термин «социализация» был первоначально более активно востребован и осмыслен социологией, именно в этой науке социализация была определена как процесс накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям [21]. Согласно социологическому прочтению, социализация не только позволяет людям общаться между собой посредством освоенных ролей, но также обеспечивает сохранение самого общества.
Более четкая формулировка понятия «социализация» возникла позднее, когда две ведущие функции - усвоение и воспроизводство социального опыта - структурно и по содержанию заняли соответствующие места в определении понятия: «Социализация - двусторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта, с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальной связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [1, с. 276].
Третья функция - социальное творчество как необходимое условие социальных изменений - в определении социализации появляется в современных исследованиях социальных психологов, что позволяет окончательно представить социализацию в виде трехстороннего процесса, учитывающего и усвоение, и воспроизводство социального опыта, и социальное творчество [3].
Последнее десятилетие было чрезвычайно плодотворно для исследования различных видов социализаций. В фокусе внимания исследователей находились гендерная социализация [7], этническая социализация [2], гражданская социализация [6], политическая социализация [4] и т. д.
В настоящее время существует множество классификаций, объединяющих различные виды социализации и представляющих ее как единство многих видов социализаций в рамках общего процесса. Так, Н. Смелзер выделяет классовую, гендерную, расовую и этническую социализации [21]. Различия между людьми, социализирующимися в разных условиях (например, различия, обусловленные классовой социализацией), он связывает с различиями в воспитании, а именно с ролью власти и авторитета в процессе воспитания. По поводу «иерархии» видов социализаций на основе социологических исследований он высказывает предположение о преимущественном влиянии на этническую социализацию классовой и религиозной принадлежности.
Как правило, в исследованиях классификация социализаций выстраивается на основе структуры общественных отношений. При этом, например, Г.Л. Смирнов предлагает анализировать структуру общественных отношений в двух разрезах - горизонтальном и вертикальном [24]. «Горизонтальная структура» включает основные сферы общественной деятельности людей и следующие виды общественных отношений: организационно-технические, производственные, экономические, идеологические. «Вертикаль» структуры общественных отношений основывается на системе социальных отношений: классовых, национальных, семейных и т. п. Пересечение «горизонтальной» и «вертикальной» линий анализа дает сложную структуру общественных отношений в исторической перспективе, а также «матрицу» для понимания многослойного процесса социализации.
А.Н. Хузиахметов считает, что данный подход необходимо наполнить анализом содержания общественных отношений, поэтому он группирует выделенные Г.Л. Смирновым структурные единицы анализа социализации и в дальнейшем предлагает рассматривать данный процесс как формирование социального опыта [24]. А.Н. Хузиахметов называет три важнейшие функции усвоения социального опыта (социализации): экономическую, политическую и нравственную, выделенные им в соответствии с направлениями школьного воспитания , которые обусловлены формированием знаний, а также включением в реальные отношения.
А.И. Ковалева рассматривает несколько оснований для классификации различных социализаций. По характеру социальности она выделяет естественную, примитивную, сословную, стратификационную, единообразную, регламентированную, патерналистскую, конформистскую, гуманистическую, моносоциокультурную и поликуль- турную социализации. По содержанию - познавательную, профессиональную, правовую, политическую, трудовую, экономическую социализации. По результативности - успешную, нормативную, кризисную, отклоняющуюся, принудительную, реабилитационную, преждевременную, запаздывающую социализации [8].
Однако предложенные выше классификации социализаций рассмотрены в рамках педагогических или социологических исследований и не всегда отражают специфику психологического знания. Нам, в свою очередь, представляется важным описать данный процесс, учитывая не только социологический, но и психологический подход к пониманию социального развития.
В психологии выделяют три сферы становления личности в процессе социализации: деятельность, общение, самосознание [1]. Освоение различных деятельностей в процессе социализации, а затем успешное воспроизводство освоенных деятельностей, с точки зрения отечественных социальных психологов, являются наиболее значимыми показателями эффективной социализации.
Общение в данной связи неразрывно связано с деятельностью и обеспечивает умение ориентироваться на партнера, возможность диалогического взаимодействия в процессе деятельности. В процессе включения в деятельность и общение, по мере вхождения в различные социальные группы развивается самосознание личности. Поэтому, по мнению Г.М. Андреевой, процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер.
Е.П. Белинская, интегрируя сферы деятельности, так конкретизирует процесс социализации личности [3]:
на первом этапе вхождения в социум за счет расширения социальных связей ребенка, за счет становления персональной системы личностных смыслов происходит постепенная ориентировка ребенка в системе социальных ролей общества на основе предметной деятельности, задаваемой обществом;
далее в процессе социального самоопределения происходит формирование определенных структур индивидуального самосознания, связанное с процессом социального самоопределения и становления социальной идентичности ребенка на основе включения ребенка в различные социальные общности.
Выделение Е.П. Белинской двух граней социализации напрямую подводит к уточнению динамики самого развития в процессе социализации. Первоначальная ориентировка ребенка в системе социальных ролей за счет расширения социальных связей и становления персональной системы личностных смыслов приводит к тому, что ребенок более или менее осознанно причисляет себя к определенным социальным группам, что влечет за собой принятие им предписанного социального статуса.
Ориентировка в системе предметных деятельностей, задаваемых обществом, происходит на основе включения в ту или иную социальную группу. То есть если мы анализируем логику процесса социализации, то социализация в деятельности («деятельностная» социализация) является производной от «статусной» социализации. В результате процесса «статусной» социализации также формируются определенное самосознание и социальная идентичность личности.
Рассмотрим более подробно классификацию различных видов социализации с точки зрения предложенных идей относительно ее нормативного, группового и деятельностного измерения (см. таблицу ).
Итак, в данной классификации ключевую роль играет возрастная социализация- непрерывный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека и детерминированный социальными нормами для каждого возрастного этапа [1,3, 11, 15 и др.]. Речь идет о самых общих нормах: о нормативном расширении семейного окружения (включение в другие - внесемейные - институты социализации), о признаках «взрослости», о начале трудовой деятельности и возможности создания собственной семьи и т. д.
В рамках возрастной социализации осуществляется наиболее жесткий контроль общества за индивидуальным развитием в виде принудительного следования психосоциальным нормам развития [11]. Индивиды, не соответствующие психосоциальным нормам своего общества, автоматически вытесняются в маргинальные группы «больных», «недоразвитых», «нуждающихся в социальной опеке» и т. п. Особенно жестко вопрос о следовании возрастным нормам касается детей и подростков, что напрямую отражается на их психосоциальном статусе, который может быть оценен, например, медико-психологической комиссией.

Таблица: Классификация различных видов социализации в психологическом прочтении

Основы классификации для выделения различных видов социализации

Виды социализации

I тип

Культурно-заданные нормативы соответствия, понятие «возрастная норма психосоциального развития»

Возрастная социализация

Возрастная социализация является основой для определения развития других видов социализации индивида

II тип

На основе включения в социальные группы и групповые нормы

Предписанный статус

Гендерная, этническая, гражданская социализации

Приобретенный статус

Профессиональная социализация

(другие «субкультурные» виды)

Социализация на основе принадлежности к различным социальным группам определяет характер включения в ту или иную деятельность избранной группы, т. е. характер «деятельностной» социализации

III тип

Социализация на основе включения в деятельность социальной группы ( «деятельностная» социализация )

Политическая, экономическая, правовая социализации

Общие нормы возрастной социализированное могут быть по-разному представлены в разных социальных группах и стратах. Однако в каждой социальной страте задается детальное «прочтение» возрастных социальных норм, достаточно определенный рисунок поведения и «матрица сознания» для копирования. При этом для индивидуализированного «прочтения» норм возможности ограничены.
Более или менее осознанное понимание своего положения в структуре общества и ориентировка в социальных ролях приводят к тому, что ребенок идентифицирует принципиально различные группы своего членства, обладающие разными социальными статусами. Он принимает, что одни социальные статусы даны ему от рождения (пол, этничность, страна рождения и т. д.), а других он может достичь в течение жизни [16]. В социологии данные от рождения социальные статусы называются предписанными, а достигаемые - приобретенными. На основе предписанных социальных статусов действуют гендерная, этническая, гражданская и, вероятно, классовая социализации. На основе приобретенного статуса происходит, к примеру, профессиональная социализация.
Дадим определения основным видам социализаций, осуществляющихся на основе принятия предписанного социального статуса.
Гендерная социализация (полоролевая социализация) - это «процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами. Социальные психологи также используют термин «дифференцированная социализация», подчеркивая тем самым, что в общем процессе социализации мужчины и женщины формируются в различных социально-психологических условиях» [10, с. 178].
Результатом гендерной социализации является одна из базовых структур социальной идентичности личности - гендерная идентичность [17].
Этническая социализация, «психологическим» результатом которой является формирование этнической идентичности - составной части социальной идентичности личности, характеризующей осознание принадлежности индивида к определенной этнической общности, - описывает процесс вхождения в этнокультурную систему общества. Данный процесс содержит в себе когнитивный (усвоение знаний и представлений об особенностях своей этнокультурной группы и осознание своей принадлежности к ней на основе этнодифференцирующих признаков), аффективный (оценка качеств собственной группы, значимость членства в ней) и поведенческий аспекты [2].
Этническая социализация протекает активно, как правило, в процессе межкультурного взаимодействия, например когда речь заходит об этнической социализации этноменьшинств, особенно в ситуации дис- криминирования, и ее активность «сворачивается» при отсутствии этнокультурного сравнения [18, 22].
Процесс осознания причастности к сообществу граждан того или иного государства, в результате чего формируется гражданская идентичность (важная часть механизма функционирования политической структуры, фундамент политической жизни и сознания общества), называется гражданской социализацией [22].
Социализация на основе предписанных или приобретенных статусов приводит к формированию такого психологического феномена, как социальная идентичность личности.
С одной стороны, возрастные нормы пронизывают социализацию индивида в процессе вхождения в любые социальные группы, с другой - принадлежность к группе определяет иные социальные отношения и характеристики исполнения различных деятельностей. Не случайно в социологических и социально-психологических исследованиях анализируются различия между социальными группами в контексте различий их деятельностей в политической, экономической и правовой сферах [12].
На основе включения в деятельности своей социальной группы мы выделяем политическую, правовую и экономическую социализации.
Политическая социализация может быть рассмотрена с точки зрения установления властных отношений в группе членства, т. е. формирования системы подчинения - доминирования. Традиционное описание политической социализации как ориентировки в политических партиях и движениях, а также как практики политической деятельности (в качестве избирателя или избираемого), с нашей точки зрения, является неоправданно узким, т .е. лишь следствием формирования общей системы властных отношений в социальной иерархии.
Экономическую социализацию как вид «деятельностной» социализации мы определяем через включение члена группы в систему отношений собственности, как освоение отношений между людьми и группами на основе владения ими собственностью и манипуляций с нею.
Правовая социализация позволяет члену группы сориентироваться в моральных проблемах общества, отраженных на конвенциональном (в законах) или неконвенциональном («в жизни») уровне, и рассматривать моральные нормы с позиции их приемлемости для своей группы.
«Деятельностные» виды социализаций не образуют структуры социальной идентичности личности.
Таким образом, предложенная нами «иерархия» социализаций строится на основе теоретических положений, выдвинутых как зарубежными, так и отечественными исследователями. Понимание взаимосвязи различных видов социализаций в масштабе социального развития личности крайне необходимо для более точного и обоснованного планирования программ исследований в социальных науках.

Литература

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2000.
  2. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. М.; Воронеж, 2000.
  3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая Е.О. Социальная психология личности. М., 2001.
  4. Владимирова Л.В. Политическая социализация учащейся молодежи: Автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2001.
  5. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. М., 1998.
  6. Денисова Т.Н. Гражданская социализация учащейся молодежи в процессе реформирования российского обществ.:Автореф. дис. … канд. социол. наук. М., 2000.
  7. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб., 1998.
  8. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализаци-онная траектория // СОЦИС. 2003. №1.
  9. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1988.
  10. Краснова Е.Ю. Гендерная социализация // Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. М., 2002.
  11. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
  12. Ментальность россиян. (Специфика сознания больших групп населения России)/ Под общ. ред. И.Г. Дубова. М., 1997.
  13. Мудрик А.В. Город как фактор социализации подрастающих поколений // Известия РАО. 2001. №1,
  14. Мудрик А.В. Социализация и смутное время // Сер. «Педагогика и психология». 1991. №3.
  15. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
  16. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М., 1996.
  17. Радина Н.К. Гендерная идентичность // Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А. Денисовой. М., 2002.
  18. Радина Н.К. Развитие этнической идентичности этнического меньшинства: еврейская молодежь в российской провинции // Этническая психология и современные реалии: Материалы научно-практической конференции. Якутск, 2003.
  19. Радина Н.К. Ресоциализация и адаптация выпускников детских домов и интернатов. Н. Новгород, 2004.
  20. Рубчевский К. О соотношении понятий «социализация» и «развитие личности» // Вестник высшей школы. 2003. №7.
  21. Смелзер Н. Социология. М., 1994.
  22. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.
  23. Терентьев А.А. Социализация молодежи и школа. Н. Новгород, 2000.
  24. Хузиахметов А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника. Казань, 1998.
  25. Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе. Красноярск, 1998.
  26. Экономические психологи о проблемах социализации // Вопросы психологии. 2003. №1.

Информация об авторах

Радина Надежда Константиновна, доктор политических наук, профессор, кандидат психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ФГАОУ ВО ННГУ), старший научный сотрудник Лаборатории теории и практики систем поддержки принятия решений, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Нижний Новгород, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8336-1044, e-mail: rasv@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6287
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 2981
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 13