Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Особенности коммуникации в семьях детей с хроническими заболеваниями пищеварительной системы 1302Булыгина М.В. АннотацияНастоящая работа посвящена исследованию неосознанных аспектов опосредствованной коммуникации между матерью и ребенком в семьях детей с хроническими заболеваниями пищеварительной системы. Имеется в виду коммуникация между матерью и ребенком, опосредствованная предметной или символической деятельностью, некоторые аспекты которой, связанные с выражением отношений между партнерами по коммуникации, не осознаются. В исследовании приняли участие 88 пар «мать – ребенок» (дети 8 – 10 лет и их мамы), из них 44 пары составили экспериментальную группу. Были использованы анкеты, специально разработанные для исследования: «Мои предпочтения» (для детей) и «Ребенок и семейные традиции» (для матери). Кроме того, применялись следующие методики: «Опросник взаимодействия родителя и ребенка», «Рисунок семьи», «Семейный тест отношений», «Цветовой тест отношений», «Модифицированный восьмицветовой тест Люшера», «Шкала самооценки Дембо – Рубинштейн» и ее модификация «Шкала отраженных оценок» – оценка ребенком себя с точки зрения мамы, оценка ребенка мамой и оценка ребенка мамой с позиции ребенка. Полученные в исследовании результаты позволяют говорить о том, что общение ребенка с матерью в семьях детей с гастропатологией характеризуется некоторой формальностью отношений, недостаточностью эмоционально теплого общения. Эти семьи также оказываются более закрытыми по отношению к внешнему миру. Матери таких детей более тревожны, но их тревога часто носит показной характер. Они в большей степени стремятся продемонстрировать, что они «хорошие мамы» и у них «правильный» подход к ребенку, в ущерб подлинному принятию и удовлетворению эмоциональных потребностей ребенка. Указанные особенности отношений отражаются на характере коммуникации между матерью и ребенком, которая отличается, в частности, большим дефицитом в символах положительного принятия (выбор подарка, развлечения и т. п.), нечувствительностью к эмоционально значимым для ребенка вещам (любимой книге, любимой игрушке и т. п.), показателям его настроения, самочувствия, ожиданий. Ключевые слова: опосредствованная коммуникация, хроническое соматическое заболевание, диада мать-дитя, детско-родительские отношения Рубрика: Клиническая и специальная психология Тип: научная статья Фрагмент статьи
Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта в младшем школьном возрасте — явление, увы, не редкое. По данным А.В. Мазурина, А.М. Запруднова, Л.Н. Цветковой, распространенность гастроэнтерологических заболеваний составляет 100 – 110 человек на 1000 детей в возрасте до 14 лет. Однако постепенное, часто незаметное, начало заболевания, течение с малым числом симптомов позволяют предполагать, что истинное число подобных нарушений значительно больше, чем можно об этом судить по обращаемости детей в лечебно-профилактические учреждения [7]. В последнее время появилось достаточно много работ, направленных на изучение психологических факторов, лежащих в основе тех или иных хронических заболеваний [7, 17, 10, 9, 2, 14]. По мнению авторов, психологические факторы не только создают предпосылки для развития хронического заболевания, но и влияют на их течение [7, 2, 12]. Многие исследователи признают, что большинство соматических симптомов ребенка вызваны аффективными или личностными нарушениями и психологическими факторами риска развития психосоматических заболеваний. Одним из таких существенных факторов является фон семейных отношений. Дети настолько тесно связаны с родителями, что практически любое нарушение семейных отношений ставит ребенка на грань риска возникновения заболевания. Поэтому особенностям семейной организации как фактору возникновения и течения соматических заболеваний уделяют особое внимание многие исследователи, представляющие различные психологические направления [1, 7, 15]. Так, с точки зрения психоаналитической теории, нарушенные внутрисемейные контакты в раннем возрасте, особенно между матерью и ребенком, в дальнейшем увеличивают риск развития психосоматических заболеваний [1]. Представители системно-коммуникативного подхода настаивают на том, что симптом, болезнь или нарушение поведения одного из членов семьи следует рассматривать в качестве специфической коммуникации, выполняющей роль защиты, прагматически выгодной всем членам семьи (П. Вацлавик, Дж. Бивин, Д. Джексон, 2000). Литература
Статьи по теме
Кузнецова Ю.Ю., Шпагина Е.М. Связь восприятия подростками стиля родительского воспитания со склонностью к девиантному поведению Клиническая психология, Специальная психология | Довжик Л.М., Бочавер К.А., Резниченко С.И., Бондарев Д.В. Клиническая психология, Специальная психология | Запесоцкая И.В., Чуйкова Ж.В. Галимзянова М.В., Касьяник П.М., Романова Е.В. Восприятие родительского отношения у взрослых в связи с ранними дезадаптивными схемами Юридическая психология | Сафуанов Ф.С., Савина О.Ф., Морозова М.В., Калашникова А.С., Кулаков С.С., Переправина Ю.О., Забежинская И. Д., Малиновская М.А., Солдатова К.М., Бодрова О.К. Взаимодействие ребенка с родителем: судебно-психологические экспертные оценки |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|