Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 53Авторы 8842Новости 1764Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Методика диагностики структуры родительского отношения и его динамики в онтогенезе ребенка 2781

Смирнова Е.О.
доктор психологических наук, начальник отдела, отдел психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: smirneo@mail.ru

Соколова М.В.
кандидат психологических наук, доцент, кафедра дошкольной психологии, старший научный сотрудник, Центр психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: sokolovamw@mail.ru

Аннотация

Исследование посвящено изучению структуры родительского отношения и его изменениям в онтогенезе ребенка. Основными задачами являлись анализ и систематизация существующих категорий, описывающих родительское отношение; построение научно обоснованного подхода к его анализу, методам его изучения. В статье предложен новый подход к пониманию и исследованию структуры родительского отношения, основанный на выделении двух его специфических начал: предметного и личностного. Вводится новое понимание стиля родительского воспитания и предлагаются оригинальные варианты родительского стиля; показана связь между родительским отношением и стилем воспитания ребенка. Впервые исследован возрастной аспект родительского отношения, прослежена динамика отношения родителя к ребенку и стилей воспитания на разных этапах его развития.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

На протяжении развития психологической науки актуальность проблематики детско-родительских отношений остается неизменной. В отечественной психологии исследования  детско-родительских  отношений носят в основном узкоприкладной характер и в большинстве случаев не выходят за рамки психотерапевтического подхода. Консультантами, психотерапевтами и клиническими психологами накоплен огромный опыт решения проблем детско-родительских отношений, который в большинстве случаев довольно эклектично интерпретируется с позиций западных направлений. В известных нам работах родительское отношение рассматривается вне зависимости от возраста ребенка и общей социальной ситуации развития данного возрастного периода. Актуальность настоящего исследования связана, во-первых, с поиском и разработкой адекватного инструментария, позволяющего зафиксировать степень выраженности и содержательные характеристики выделенных аспектов родительского отношения, во-вторых, с необходимостью рассмотрения родительского отношения в его динамике, которая определяется возрастом ребенка. Данные задачи предполагают наличие адекватного метода анализа отношения родителя к ребенку.

Среди используемых методов диагностики родительского отношения преобладают либо клинические методики (АСВ Э.Г. Эйдемиллера), либо западные аналоги, адаптированные для отечественной выборки (PARY Е.Shaefer, FAST T.Gehring и др.). Последние десять лет наиболее известным и используемым методом диагноcтики особенностей родительской позиции по отношению к конкретному ребенку является опросник, разработанный в 1986 г. А.Я. Варга совместно с В.В. Столиным (ОРО). При всех своих достоинствах данный опросник нуждается в некоторой доработке: нечетко дифференцированы и научно обоснованы выделенные авторами пять шкал родительскоо отношения. Некоторые формулировки вопросов располагают родителя к выбору социально желательных ответов (например: «Я уважаю своего ребенка», «Я принимаю участие в своем ребенке») и к игнорированию социально неприемлемых вариантов ответов (например: «Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу», «Мой ребенок совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят»).

Литература
  1. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1986.
  2. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 6.
  3. Фромм Э. Душа человека. М., 1998.
  4. Эйдемиллер Э.Г. Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2003.
  5. Baumrind D. Parenting styles and adolescent development // R.M. Lerner, A.C. Petersen, J. Brooks-Gunn (eds). Encyclopedia of Adolescence. N. Y., 1991. Vol. 2. P. 746–758.
  6. Bentley K.S., Fox R.A. Mothers and fathers of young children: comparison of parenting styles // Psychological Reports. 1991. Vol. 69.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика