Психологическая наука и образование
2005. Том 10. № 4. С. 83–91
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Методика диагностики структуры родительского отношения и его динамики в онтогенезе ребенка
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: возрастные особенности, детско-родительские отношения, родительское отношение, личностное начало, предметное начало, стиль родительского поведения, ценностные установки
Рубрика издания: Психологическая диагностика
Для цитаты: Смирнова Е.О., Соколова М.В. Методика диагностики структуры родительского отношения и его динамики в онтогенезе ребенка // Психологическая наука и образование. 2005. Том 10. № 4. С. 83–91.
Полный текст
На протяжении развития психологической науки актуальность проблематики детско-родительских отношений остается неизменной. В отечественной психологии исследования детско-родительских отношений носят в основном узкоприкладной характер и в большинстве случаев не выходят за рамки психотерапевтического подхода. Консультантами, психотерапевтами и клиническими психологами накоплен огромный опыт решения проблем детско- родительских отношений, который в большинстве случаев довольно эклектично интерпретируется с позиций западных направлений. В известных нам работах родительское отношение рассматривается вне зависимости от возраста ребенка и общей социальной ситуации развития данного возрастного периода. Актуальность настоящего исследования связана, во-первых, с поиском и разработкой адекватного инструментария, позволяющего зафиксировать степень выраженности и содержательные характеристики выделенных аспектов родительского отношения, во-вторых, с необходимостью рассмотрения родительского отношения в его динамике, которая определяется возрастом ребенка. Данные задачи предполагают наличие адекватного метода анализа отношения родителя к ребенку.
Среди используемых методов диагностики родительского отношения преобладают либо клинические методики (АСВ Э.Г. Эйдемиллера), либо западные аналоги, адаптированные для отечественной выборки (PARY Е.Shaefer, FAST T.Gehring и др.). Последние десять лет наиболее известным и используемым методом диагностики особенностей родительской позиции по отношению к конкретному ребенку является опросник, разработанный в 1986 г. А.Я. Варга совместно с В.В. Столиным (ОРО). При всех своих достоинствах данный опросник нуждается в некоторой доработке: нечетко дифференцированы и научно обоснованы выделенные авторами пять шкал родительского отношения. Некоторые формулировки вопросов располагают родителя к выбору социально желательных ответов (например: «Я уважаю своего ребенка», «Я принимаю участие в своем ребенке») и к игнорированию социально неприемлемых вариантов ответов (например: «Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу», «Мой ребенок совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят»). Также необходимо отметить, что этот метод имеет в своей основе динамическую двухфакторную мо- з4~
дель РО, предложенную E.S. Schaefer, R.A. Bell (1969), в которой основными являются эмоциональный (любовь - ненависть или принятие - непринятие) и поведенческий (автономия - контроль) факторы. Сочетание этих факторов, на наш взгляд, не отражает всей полноты и сложности родительского отношения, а термин «принятие», традиционно используемый для описания родительского отношения, явно недостаточен для характеристики глубины и напряженности родительской любви.
Родительское отношение в разных психологических школах описывается в различных понятиях и терминах, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов. Вместе с тем практически во всех подходах можно усмотреть исходную дихотомию, которая задает двойственность или поляризацию родительского отношения. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему. С другой стороны, родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Именно родитель является носителем общественных норм и правил, оценивает действия ребенка, осуществляет необходимые санкции, которые обусловлены определенными родительскими установками. Несмотря на различие в терминологии (удовольствие и реальность, любовь и контроль, безусловность и условность и т. д.), эта двойственность прослеживается в большинстве описаний родительского отношения, представленных в западных классических теориях.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что данные амбивалентные характеристики отражают реальную, объективную двойственность родительской позиции. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения. Наличие этих двух противоположных начал характерно не только для родительского отношения, но и для межличностных отношений вообще [2]. Человеческие отношения всегда имеют двойственную природу. Другой человек выступает, с одной стороны, как совокупность отдельных качеств, которые могут стать предметом оценки, сравнения, познания или воздействия, с другой - он является самоценной и целостной личностью, несводимой к частичным проявлениям. Если первый аспект задает границы себя и другого, порождает обособленность и отдельность, то второй создает общность и причастность друг к другу. Эти два начала, которые можно обозначить как предметное (частичное) и личностное (целостное), не являются разными типами или формами отношений. Они образуют два момента, в определенной мере присущих каждому конкретному отношению. Различие конкретных отношений сводится к относительному преобладанию или выраженности одного из этих двух моментов.
Своеобразие и внутренняя конфликтность родительского отношения заключаются, на наш взгляд, в максимальной выраженности и напряженности обоих моментов. По причине изначального единства, глубинной связи матери и ребенка материнская любовь служит примером высшего проявления альтруистического, бескорыстного, т. е. личностного, отношения. В силу этого она порождает устойчивую и безусловную любовь, чувствительность к состояниям и переживаниям ребенка, сильную эмоционально-аффективную связь с ним, которая вряд ли может быть описана традиционным термином «принятие». Вместе с тем ответственность за будущее ребенка порождает оценочную позицию, контроль за его действиями, сравнение его с другими, превращает в объект воспитания. Все это предполагает реализацию более или менее жесткой воспитательной стратегии, включающей определенную направленность родительских воздействий на будущее, на формирование определенных качеств, ценных с точки зрения родителя, объективную (а порой необъективную) оценку действий и состояний ребенка и т. д.
Поскольку личностное и предметное начала имманентно присущи каждому типу родительского отношения, их можно рассматривать как его структурные составляющие. Конкретные варианты отношения могут определяться относительной выраженностью и содержательным наполнением предметного и личностного начал.
Мы полагаем, что специфика родительского отношения заключается также в его постоянном изменении с возрастом ребенка и неизбежном отделении ребенка от родителей. Здесь родительское отношение претерпевает самый существенный кризис: с одной стороны, родитель стремится сохранить свою связь с ребенком, максимально уберечь его, с другой стороны, он должен не только мириться с отделением ребенка, но и желать этого, стремиться к этому. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий детско- родительских отношений.
Тип родительского отношения и соотношение его структурных компонентов определяются не только индивидуальными особенностями родителей, но и возрастом ребенка. Существующие исследования показывают, что в младенческом возрасте максимально выраженным является личностное начало родительского отношения (М.И. Лисина, Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова, Е.О. Смирнова). Отношение к младенцу как к целостной, уникальной личности, безусловное и безоценочное принятие, аффективно-личностная связь с ним являются необходимым условием формирования самоощущения ребенка, выделенности его Я, становления его активности в общении и предметной деятельности. Что касается предметного начала отношений (требовательности, контроля, оценки определенных качеств, ожидания определенных действий и т. д.), то на первом году жизни оно выражено минимально. Исходя из этого, можно предположить, что по мере взросления ребенка, увеличения его потребности в независимости родительское отношение качественно преобразуется: преобладание личностного начала сменяется доминированием предметного. Постепенно нарастают требования к ребенку, увеличиваются ожидания определенных действий, поступков, достижений, становится более дифференцированной оценка его качеств, свойств характера, развития его способностей. При этом выраженность личностного начала будет снижаться, хотя оно никогда не исчезает и всегда остается важной составляющей родительского отношения.
Можно предположить, что от характера родительского отношения, который определяется преобладанием у родителя предметного или личностного начала, зависит стиль его поведения по отношению к ребенку и оценка ребенка родителем. По-ви- димому, преобладание личностного начала будет проявляться в сочувствии, желании помочь, в сопереживании ребенку и ориентации на его психологический комфорт, в отсутствии конкретных ожиданий и требований родителя к ребенку, в безоценочном отношении к ребенку. В то же время преобладание предметного начала предполагает наличие определенных требований родителя к ребенку, внешнюю оценочную позицию родителя, достаточно жесткую стратегию его поведения, направленную на воспитание ценных с его точки зрения качеств ребенка.
Мы понимаем стиль родительского отношения не как определенную стратегию воспитания, а как сочетание различных вариантов поведения родителя, которые в разных ситуациях и в разное время будут проявляться в большей или меньшей степени. Такой подход позволяет построить своеобразный профиль родительского поведения, который отражает наиболее характерный стиль воспитания как в индивидуальном случае для конкретного родителя, так и для группы родителей детей определенного возраста.
Традиционным методом исследования родительского отношения является анкетный опрос родителей. Поскольку целью нашей работы было исследование родительского отношения, которое существует на уровне сознания (а не поведения), мы сочли метод анкетного опроса родителей наиболее адекватным и удобным. Для решения поставленных задач была разработана открытая анкета, созданная по типу проективной методики «Незаконченные предложения», позволяющая выявить степень выраженности предметного и личностного начал и особенности стиля воспитания ребенка
Анкета состоит из двух блоков вопросов. В первом блоке содержатся вопросы, направленные на определение относительной выраженности личностного и предметного начал родительского отношения. Мы предположили, что личностное отношение к ребенку будет проявляться в вариантах ответов, отражающих целостное, безоценочное отношение к ребенку, в гибкости и лабильности родительской позиции (когда родитель ориентируется на состояние своего ребенка в конкретной ситуации), в сопереживании ребенку и в ориентации на его психологический комфорт, в открытости родителя по отношению к специфической детской субкультуре.
Предметное отношение направлено на формирование определенных и наиболее ценных для родителя качеств ребенка. Оно предполагает определенные требования к ребенку и ожидания родителя относительно того, каким ребенок должен быть, внешнюю оценочную позицию родителя по отношению к ребенку, ориентацию на «должное», на среднестатистическую норму в развитии исследуемых качеств ребенка, достаточно жесткую позицию родителя, направленную на воспитание ценных с точки зрения родителя качеств ребенка.
В результате содержательного анализа были выделены шесть блоков качеств, которые для современных родителей представляют наибольшую ценность: 1) общение и коммуникативные навыки; 2) морально-нравственное развитие, 3) интеллект и умственное развитие ребенка; 4) волевое развитие; 5) развитие произвольности; 6) ценность здоровья. Безусловно, перечисленные качества не исчерпывают всей картины родительских ожиданий и ценностей, но они охватывают главные и основные установки современных родителей.
Поэтому при оценке содержания предметного отношения остановились именно на них.
Для оценки степени содержательных особенностей предметного и личностного отношения были составлены вопросы, касающиеся ценностных установок родителей, например: «Каким бы вы хотели видеть своего ребенка прежде всего?», «Главная задача родителей состоит в том, чтобы...». Данные аспекты отношений выявлялись также в вопросах, связанных с переживаниями родителя в связи с различными качествами и состояниями ребенка, например: «Больше всего меня огорчает, когда мой ребенок.», «Я больше всего радуюсь, когда мой ребенок...»
Показателями предметного отношения служили ответы родителей о качествах ребенка, которые они хотели бы видеть в нем, которые огорчают или радуют их. Личностное отношение выражалось в ответах, характеризующих целостное, безоценочное отношение к ребенку, ориентацию на его психологический комфорт, признание его индивидуальности и т. д.
Приведем примеры нескольких вопросов и соответствующие им ответы, характеризующие выраженность предметного или личностного начала в родительском отношении.
Вопросы |
Личностное отношение |
Предметное отношение |
Каким бы вы хотели видеть своего ребенка прежде всего? |
Чтобы он был самим собой; счастливым, состоявшимся, личностью; веселым, таким, какой он есть |
Умным, правдивым, коммуникабельным, здоровым, послушным, настойчивым |
Что вы больше всего цените в вашем ребенке? |
То, что мы встретились, то, что мы вместе; характер, индивидуальность, душевность |
Ум, упорство, честность, порядочность, организованность, воспитанность |
Когда ваш ребенок больше всего вас огорчает? |
Когда плачет, замкнут, расстроен, переживает, «далеко» от меня; мой ребенок в основном радует меня |
Когда капризничает, неаккуратен, не слушается, пассивен, хамит, обманывает, обижает, дерется |
Родителям была предоставлена возможность вписать любой свой ответ, всего в этом блоке было предложено 10 вопросов. Каждый ответ оценивался с точки зрения его соответствия одному из семи предложенных параметров либо оценивался как «другое». Предметное отношение анализировалось как в целом (по сумме его характеристик), так и по выраженности его отдельных составляющих. Полученные данные позволили выяснить выраженность предметного и личностного начал в разных возрастных группах и сравнить их между собой.
Другой задачей нашей работы было выявление стиля воспитания ребенка. В предлагаемой анкете мы попытались поместить родителя в знакомую проблемную ситуацию и предложить ему описать вариант выхода из нее. Выбор конкретного варианта являлся основанием для отнесения к определенному стилю, однако в целом можно говорить лишь об относительной выраженности (т. е. преобладании) того или иного варианта как у конкретного родителя, так и у возрастной группы родителей в целом. Такой подход позволяет построить своеобразный профиль родительского поведения, который отражает наиболее характерный стиль воспитания как в индивидуальном случае для конкретного родителя, так и для группы родителей детей определенного возраста.
Под стилем мы понимали определенное сочетание вариантов поведения родителя и ребенка. Мы предположили, что в острых, конфликтных ситуациях ярче всего будет проявляться наиболее предпочтительный для родителя вариант поведения.
На основании анализа литературных источников, опросов, бесед и тренингов с родителями мы попытались выявить как сами конфликтные ситуации, характерные для детей разных возрастов, так и типичные способы поведения родителей в них. Второй блок анкеты составили 12 проблемных ситуаций, в каждой ситуации родитель описывал свою версию ответа. Нами были условно выделены семь вариантов родительского поведения (стиля).
Строгий - родитель действует в основном силовыми, директивными методами, навязывая ребенку свое мнение, систему требований и готовые решения. Родитель жестко направляет ребенка по пути социальных успехов и достижений, при этом зачастую блокируя активность и инициативность ребенка. Ребенок представляется родителю недостаточно зрелым, не способным принимать самостоятельные решения, его мнение редко учитывается родителем. Данный стиль в целом соответствует авторитарному стилю, неоднократно описанному в мировой психологической литературе.
Объяснительный - родитель апеллирует к здравому смыслу ребенка, прибегает к словесному объяснению. По мнению родителя, ребенок достаточно развит и способен уловить причинно-следственные связи между явлениями, на основе которых родитель строит свои объяснения.
Автономный - родитель позволяет ребенку самому найти выход из сложившейся ситуации, предоставляет ему максимум свободы в выборе и принятии решения, максимум самостоятельности, независимости. Родитель спокойно относится к нарушениям правил и дисциплины ребенком, возлагая всю ответственность за совершенное ребенком на него же самого. Предполагается, что ребенок сам должен испытать всё на собственном опыте.
Компромиссный - для решения проблемы родитель предлагает ребенку либо дать ему что-нибудь привлекательное в обмен на совершение ребенком непривлекательного или необходимого для него действия, либо разделить обязанности, трудности пополам. Родитель ориентируется в интересах и предпочтениях ребенка, его слабых и сильных сторонах, знает, что можно предложить взамен, на что можно переключить внимание ребенка.
Содействующий - родитель понимает, в какой момент ребенку нужна его помощь и в какой степени он может и должен ее оказать. Родитель сочувствует и сопереживает ребенку в конфликтной ситуации, реально участвует в жизни ребенка, ориентируется в его потребностях, интересах, проблемах и конфликтах, стремится помочь ребенку, разделить с ним его трудности.
Потакающий - полная ориентация на потребности и интересы ребенка, которые ставятся выше родительских, а порой и выше интересов семьи в целом. Родитель готов предпринять любые действия, даже если это может принести какой-либо вред или ущерб ему, для обеспечения физиологического и психологического комфорта ребенка.
Ситуативный - родитель принимает соответствующее решение в зависимости от той ситуации, в которой он находится; у него нет универсальной стратегии воспитания ребенка. Родительская стратегия складывается каждый раз заново из множества факторов: состояния ребенка, его точки зрения, его интересов на данный момент, своего собственного родительского состояния, потребностей и целей, а также контекста той ситуации, в которой они находятся.
Приведем примеры двух проблемных ситуаций и соответствующие им варианты ответов (см. табл на с. 89).
При ответе на вопросы анкеты родитель осуществлял выбор своей стратегии поведения, который соотносился с одним из семи выделенных стилей. Каждый сделанный выбор оценивался в один балл, затем баллы суммировались по каждому из параметров (стилей) для каждой возрастной группы, что являлось показателем выраженности того или иного стиля в данной группе. Сопоставление показателей осуществлялось по двум линиям:
во-первых, сопоставлялись показатели разных стилей в разных возрастных группах, что позволяло выявить общую картину их распределения, а также изменения того или иного родительского стиля с возрастом ребенка;
во-вторых, сравнивались показатели разных воспитательных стилей внутри каждой возрастной группы, что позволяло зафиксировать преобладающие стратегии, характерные для родителей детей рассматриваемого возраста (так называемый профиль возраста).
Стили родительского поведения |
Что вы будете делать, если ребенок откажется выполнить вашу просьбу, требование? |
Что вы предпримите, если узнаете, что ваш ребенок взял чужую вещь (игрушку) без спроса? |
Строгий |
Накажу, заставлю |
Накажу, отругаю |
Объяснительный |
Объясню причины, почему это надо сделать |
Объясню, что так нельзя, нехорошо |
Автономный |
Ничего |
Сам отдаст и извинится. Сам разберется |
Компромиссный |
В другой раз тоже откажу ему; лишу чего-либо |
Отдам (предложу взять) его вещь |
Содействующий |
Буду искать причину, сделаем вместе |
Поговорим, найдем способ отдать и извиниться |
Потакающий |
Сделаю сам (а) |
Отдам сам(а), извинюсь |
Ситуативный |
Смотря в какой ситуации |
Оценю ситуацию, по-разному |
Здесь необходимо добавить, что данный метод позволяет выявить особенности поведения конкретного родителя и ребенка и построить своеобразный индивидуальный профиль родительского поведения, характеризующий его стиль воспитания.
Таким образом, анкета включает 22 содержательных вопроса и несколько вопросов социально-демографического характера, выясняющих семейное положение, состав семьи, образование, возраст и пол родителей и детей. В исследовании приняли участие родители детей в возрасте от 2 до 16 лет.
Наши результаты подтвердили гипотезу о структуре родительского отношения. Сравнительный анализ соотношения личностного и предметного начал в разных группах родителей показал, что во всех возрастах у всех родителей в их отношении к ребенку присутствует как предметное, так и личностное начало. Сочетание обоих начал говорит о том, что эти аспекты являются неотъемлемыми чертами любого родительского отношения. Подробный корреляционный анализ выявил, что предметное и личностное начала находятся в обратной зависимости друг от друга (коэффициент корреляции -0,92, р < 0,01), т. е выделенные нами начала являются структурными составляющими родительского отношения, как бы «двумя чашами одних весов», преобладание одного из начал определяет общую модальность родительского отношения. Вместе с тем степень выраженности предметного и личностного начал значительно варьируется как внутри каждой возрастной группы, так и между ними, изменяясь от одного возраста к другому. Личностное начало в отношении к ребенку имеет не однонаправленную линейную динамику убывания с возрастом, как предполагалось в исходной гипотезе, а сложный, «волнообразный» путь развития. Наиболее выраженным оно бывает в родительском отношении к детям дошкольного и подросткового возрастов. Самое низкое его значение - в группе родителей детей младшего школьного возраста, самое высокое - в группе родителей дошкольников. Выраженность предметного начала во всех возрастных группах превышает значения личностного начала, самое высокое его значение - в группе родителей младших школьников. В целом в родительском отношении к ребенку преобладает оценочная позиция с ориентацией на конкретные качества ребенка, которые родители хотели бы видеть в нем.
Ценность интеллектуального развития ребенка, которое большинство родителей отождествляют с «развитием» в целом, достаточно сильно выражена во всех группах, однако наибольшее значение она имеет для родителей дошкольников. Волевые качества личности наиболее значимы для родителей дошкольников и подростков. Ценность произвольного поведения выходит на первый план для родителей двухлеток, они отмечают ее почти в два раза чаще, чем родители других возрастных групп, также она значима для родителей младших школьников. Формирование моральных качеств личности имеет максимальное значение для родителей младших школьников, здесь оно почти в два раза превосходит выраженность других ценностей. Общительность ребенка, его положение среди сверстников приобретают значимость только у родителей подростков, в остальных группах она представлена весьма незначительно. И наконец, ценность здоровья ребенка выражена в меньшей степени, однако достаточно высока в группе родителей двухлетних детей.
Результаты изучения стилей родительского поведения показали, что во всех группах наиболее выражены объяснительный , содействующий и строгий стили поведения. Для родителей детей всех возрастов в основном характерен объяснительный стиль, наибольшее распространение он имеет у родителей младших школьников, которые используют объяснение в качестве главного метода воздействия на ребенка. Интересно, что даже родители двухлетних детей достаточно часто прибегают к объяснительной стратегии. К подростковому возрасту выраженность данного стиля существенно снижается. Родители часто применяют содействующий стиль воспитания. Из ответов родителей следует, что он используется во всех возрастах, но своего наивысшего значения достигает у родителей подростков. Наряду с этим достаточно распространен строгий стиль воспитания, он имеет высокие значения во всех возрастах, за исключением дошкольного. Интересно, что родители дошкольников чаще, чем в других группах, прибегают к ситуативной стратегии поведения. Автономный стиль не имеет выраженных показателей даже в старших возрастных группах. Компромиссный и потакающий стили встречаются значительно реже, их показатели несколько выше в младших возрастных группах.
Дальнейший интеркорреляционный анализ выявил наличие значимых корреляций между показателями родительского отношения и стилями поведения родителей. Оказалось, что число ответов, отражающих представленность личностного начала, имеет высокую положительную корреляционную связь с ответами, характеризующими содействующий стиль поведения, и отрицательную - со строгим стилем. Установки родителей на интеллектуальное развитие, напротив, высоко коррелируют со строгим стилем поведения. Ценность развития волевых качеств ребенка имеет значимую корреляцию с ситуативным стилем поведения. Статистически значимая корреляционная зависимость данных показателей позволяет выявить содержательную связь родительских ценностей со стилем поведения, т. е. выяснить, как именно родитель достигает тех или иных целей воспитания.
Итак, в родительском отношении всегда присутствуют два противоположных начала: личностное, определяющее отношение к ребенку как к целостной, уникальной личности, и предметное, предполагающее оценку его отдельных качеств. Относительная выраженность и содержание этих начал задают структуру и индивидуальные варианты родительского отношения.
Стиль воспитания также имеет возрастную динамику: с возрастом снижается выраженность автономного, компромиссного, потакающего стилей и возрастает выраженность строгого и содействующего стилей. Остальные варианты имеют сложный, волнообразный характер распределения
среди возрастных групп. Структурные составляющие родительского отношения высоко коррелируют с преобладающим стилем взаимодействия с ребенком.
Литература
- Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1986.
- Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 6.
- Фромм Э. Душа человека. М., 1998.
- Эйдемиллер Э.Г. Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2003.
- Baumrind D. Parenting styles and adolescent development // R.M. Lerner, A.C. Petersen, J. Brooks-Gunn (eds). Encyclopedia of Adolescence. N. Y., 1991. Vol. 2. P. 746–758.
- Bentley K.S., Fox R.A. Mothers and fathers of young children: comparison of parenting styles // Psychological Reports. 1991. Vol. 69.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4541
В прошлом месяце: 46
В текущем месяце: 17
Скачиваний
Всего: 3225
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 8