Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9360Новости 1847Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 1 место —
направление «Психология» 86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 2,154 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Методика диагностики структуры родительского отношения и его динамики в онтогенезе ребенка 3134Смирнова Е.О. Соколова М.В. АннотацияИсследование посвящено изучению структуры родительского отношения и его изменениям в онтогенезе ребенка. Основными задачами являлись анализ и систематизация существующих категорий, описывающих родительское отношение; построение научно обоснованного подхода к его анализу, методам его изучения. В статье предложен новый подход к пониманию и исследованию структуры родительского отношения, основанный на выделении двух его специфических начал: предметного и личностного. Вводится новое понимание стиля родительского воспитания и предлагаются оригинальные варианты родительского стиля; показана связь между родительским отношением и стилем воспитания ребенка. Впервые исследован возрастной аспект родительского отношения, прослежена динамика отношения родителя к ребенку и стилей воспитания на разных этапах его развития. Фрагмент статьи
На протяжении развития психологической науки актуальность проблематики детско-родительских отношений остается неизменной. В отечественной психологии исследования детско-родительских отношений носят в основном узкоприкладной характер и в большинстве случаев не выходят за рамки психотерапевтического подхода. Консультантами, психотерапевтами и клиническими психологами накоплен огромный опыт решения проблем детско-родительских отношений, который в большинстве случаев довольно эклектично интерпретируется с позиций западных направлений. В известных нам работах родительское отношение рассматривается вне зависимости от возраста ребенка и общей социальной ситуации развития данного возрастного периода. Актуальность настоящего исследования связана, во-первых, с поиском и разработкой адекватного инструментария, позволяющего зафиксировать степень выраженности и содержательные характеристики выделенных аспектов родительского отношения, во-вторых, с необходимостью рассмотрения родительского отношения в его динамике, которая определяется возрастом ребенка. Данные задачи предполагают наличие адекватного метода анализа отношения родителя к ребенку. Среди используемых методов диагностики родительского отношения преобладают либо клинические методики (АСВ Э.Г. Эйдемиллера), либо западные аналоги, адаптированные для отечественной выборки (PARY Е.Shaefer, FAST T.Gehring и др.). Последние десять лет наиболее известным и используемым методом диагноcтики особенностей родительской позиции по отношению к конкретному ребенку является опросник, разработанный в 1986 г. А.Я. Варга совместно с В.В. Столиным (ОРО). При всех своих достоинствах данный опросник нуждается в некоторой доработке: нечетко дифференцированы и научно обоснованы выделенные авторами пять шкал родительскоо отношения. Некоторые формулировки вопросов располагают родителя к выбору социально желательных ответов (например: «Я уважаю своего ребенка», «Я принимаю участие в своем ребенке») и к игнорированию социально неприемлемых вариантов ответов (например: «Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу», «Мой ребенок совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят»). Литература
Статьи по теме
Социальная психология | Дубров Д.И. Информационно-коммуникационные технологии и семейные отношения: вред или польза? Психология развития | Жиркова А.В. Психология личности, Психология развития | Аликин И.А., Аликин М.И., Лукьянченко Н.В. Психологическая диагностика, Психология личности | Манукян В.Р., Муртазина И.Р., Гришина Н.В. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|