Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8583Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Психологический анализ педагогического процесса
(на примере школьного курса лингвистики) 988

Степанова М.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии , Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, marina.stepanova@list.ru

Аннотация

Автор статьи – профессиональный психолог, в течение нескольких лет возглавляющий психологическую службу московской гимназии № 1541, – поднимает проблему специфики психологического, в отличие от педагогического, подхода к образовательному процессу. Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что до последнего времени психологическая экспертиза содержания и методов образования остается вне поля зрения школьных психологов. Автором предложен возможный вариант психологического анализа школьного курса лингвистики.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Непосредственным поводом к написанию данной статьи послужила недавно проходившая в Москве научно-практическая конференция, посвященная проблеме психологической поддержки образовательного процесса. В частности, речь шла о том, что школьные психологи, как правило, основное внимание в своей работе уделяют детям, в то время как педагоги, во-первых, могут стать проводниками психологических идей и, во-вторых, порой не меньше своих воспитанников нуждаются в психологической помощи. В связи с этим обсуждались вопросы организации психолого-педагогического взаимодействия, которое, по единодушному признанию собравшихся, будет способствовать успешному решению образовательных задач. Теперь, казалось бы, дело осталось за малым — за разработкой конкретных форм психологической поддержки педагогов. Общее положение о психологическом сопровождении школьного обучения получило свое конкретное воплощение, в частности, в идее «психологизации образовательного процесса», предполагающей не только повышение психологической культуры учителя, но и включение его в образование в качестве психолога. Учителя наглядно продемонстрировали, каким образом им удается строить обучение с опорой на те или иные психологические идеи (звучали имена Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной). Например, было рассказано о том, как дети могут самостоятельно строить опорные конспекты по физкультуре (правда, не было сказано зачем). Такое «творческое» прочтение П.Я. Гальперина вряд ли порадует учеников и продолжателей дела известного психолога.

Еще Л.С. Выготский говорил о необходимости построения обучения с опорой на психологию: «В будущем всякий учитель должен будет строить свою работу на психологии, и научная педагогика сделается точной наукой, основанной на психологии» [3, с. 364]. Однако это не означает, что психологическая по своему содержанию задача может решаться педагогами. Если психологи пока не научились решать практические образовательные задачи, то скорее всего они окажутся не под силу и педагогам.

Литература
  1. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки //Избранные психологические труды: В 2 т. Т. II. М., 1980.
  2. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. 1997. №1.
  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В. Давыдова. М., 1991.
  4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
  5. Давыдов В.В. Последние выступления. М., 1998.
  6. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1981. №6.
  7. Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. 5–8 кл.: Пособие для учащихся. М., 2001.
  8. Дроздова О.Е. Методические рекомендации к урокам языкознания в 5–8 классах: Пособие для учителя. М., 2003.
  9. Менчинская Н.А. Проблема учения и умственного развития школьника // Избранные психологические труды. М., 1989.
  10. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М., 1976.
  11. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык / Гл. ред. М.Д. Аксенова. М., 1998.
  12. Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся // Вопросы психологии. 1999. №3.
  13. Ямбург Е.А. Управление развитием адаптивной школы. М., 2004.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика