Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9255Новости 1822Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 1 место —
направление «Психология» 86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 2,154 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Особенности вербальной самопрезентации дошкольников с нарушением речевого развития 1717Панасенко К.Е. АннотацияДанная статья посвящена изучению особенностей вербальной самопрезентации дошкольников с нарушением речевого развития. Исследование проводилось на базе специальной (логопедической) группы для детей с общим недоразвитием речи. Изучение способности к вербальной самопрезентации осуществлялось с помощью экспериментальных методов и методов психолингвистического анализа. Представлены результаты исследования, в ходе которых были выявлены количественные и качественные показатели представленности в самопрезентации когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов самосознания. Полученные данные показали, что к концу дошкольного возраста в типичных условиях у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) не формируется соответствующий возрасту уровень развития базовых компонентов личности, а вербальная самопрезентация характеризуется рядом специфических особенностей. Фрагмент статьи
Одним из значимых новообразований дошкольного возраста является формирование представлений ребенка о себе как физическом и социальном субъекте и способность к их знаково-символическому опосредованию, которая, по мнению Л.С. Выготского, служит основой взаимодействия с социальным окружением, как в пределах семьи, так и при более широких контактах. Ребенок стремится продемонстрировать окружающим свои индивидуальные особенности, включая в их спектр не только телесные и психические параметры, но и обладание предметами (игрушками, одеждой), способность к выполнению определенных действий. В дошкольном возрасте процесс представления себя окружающим не имеет четко выстроенной стратегии и тактики, он в большей мере обусловлен уровнем речевого, психического и социального развития ребенка и направлен преимущественно на установление контактов с окружающими. Демонстрируя себя окружающим в ходе спонтанных и направвленных контактов, ребенок отражает в вербальной и невербальной формах основные компоненты представлений о том, какой он есть или каким хочет быть. Независимо от источника информации, которая является основой формирования представлений ребенка о самом себе, основным способом ее передачи служат вербальная и невербальная коммуникации. Ряд исследований [6, 7] позволил выявить, что становление Я-концепции ребенка взаимосвязано и взаимообусловлено началом активного усвоения языка, резким ростом лексического запаса и широким использованием речи во всех областях деятельности. Через речевое опосредование предметом осознания ребенка становятся физические, психические и социальные компоненты, происходит их (когнитивная и эмоциональная) оценка. Сообщая о себе в принятых в данном языке речевых конструкциях, ребенок одновременно структурно оформляет представление о себе и сознательно или бессознательно самопрезентирует личность для окружающих [9, 10]. Одной из форм самопрезентации является самоописание (самоотчет). Ребенок в процессе произвольной коммуникации или по заданию формулирует в речевой форме образ своего Я таким, как он видит себя сам, или таким, каким он хотел бы представить себя окружающим. Литература
Статьи по теме
Психология личности, Психология развития | Смирнова Я.К., Макашова А.В., Харитонова М.А. Архив, История психологии | Леонтьев А.Н. Психология личности, Психология развития | Кириллов И.Л., Соловьева Д.А. Психологическая безопасность детей дошкольного возраста при работе с компьютером и интернет-средой Психология личности, Психология развития | Бажан Т.М., Шоманбаева А.О. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|