Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9255Новости 1823Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 1 место —
направление «Психология» 86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 2,154 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Диагностика агрессивных проявлений в старшем дошкольном возрасте 2523Беневольская Т.Б. АннотацияВ числе запросов воспитателей, поступивших к практическому психологу относительно различных поведенческих особенностей дошкольников, тема агрессивных проявлений в поведении детей 5–7 лет составляет в среднем около 40%. На этом основании была определена цель исследования: диагностика агрессивных проявлений в поведении детей старшего дошкольного возраста двух дошкольных учреждений Москвы. Для этого использовались следующие методы: опрос воспитателей, рисуночные проективные методики и специально разработанный опросник для воспитателей. По итогам диагностики была выделена группа детей старшего дошкольного возраста с агрессивными проявлениями в поведении для участия в дальнейших психокоррекционных мероприятиях, которые предполагают разработку эффективных психокоррекционных приемов и апробацию их вариантов. Фрагмент статьи
...Однако следует отметить, что в настоящее время существует явно выраженная неоднозначность определения понятия «агрессия», которая проявляется:
К примеру, одни авторы часто используют понятия «агрессивность» и «агрессивное поведение» как синонимы, ясно не выделяя содержательных оттенков и нюансов в их употреблении [1, 6, 7, 15]. Другие – четко разводят понятия « агрессия» как специфическая форма поведения и «агрессивность» как психическое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Тогда агрессия трактуется ими как процесс, агрессивность же рассматривается как некая структура психических свойств личности [3, 9, 13]. Такое различие в толковании понятий «агрессия» и «агрессивность» ведет к важным последствиям. С одной стороны, не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека не всегда проявляется в явно агрессивных действиях [19]. В проведенном исследовании автор придерживается точки зрения, которая четко разводит понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности [3, 8, 11] и понимает агрессию как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [2] . В таком случае возможно употреблять словосочетание «агрессивное поведение» как синоним понятия «агрессия». При таком толковании терминов «агрессия», «агрессивное поведение» и «агрессивность» можно говорить о том, что у отдельной категории детей при определенных условиях и конкретных обстоятельствах агрессия может сохраняться как устойчивая форма поведения. В дальнейшем по мере взросления такое поведение, развиваясь, постепенно трансформируется в агрессивность как устойчивое личностное качество и сохраняется на протяжении всей жизни [11]. В связи с этим в пространстве дошкольного детства для характеристики особенностей поведения детей, на наш взгляд, правомерно использовать словосочетание «агрессивные проявления в поведении», так как спектр этих проявлений фактически часто неустойчив по интенсивности и частоте выражения, а личностные качества ребенка находятся еще в стадии формирования. ... Литература
Статьи по теме
Инклюзивное образование, Клиническая психология | Стейнберг А.С., Восков А.Л. Деятельность группы поддержки для взрослых людей с синдромом Аспергера в России Педагогическая психология, Психология развития | Кириллов И.Л., Склезнева И.В. Психологическая диагностика, Социальная психология | Головина Г.М., Савченко Т.Н. Особенности измерения субъективного качества жизни в разных диагностических подходах Психологическая диагностика, Психология личности | Манукян В.Р., Муртазина И.Р., Гришина Н.В. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|