Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 53Авторы 8838Новости 1762Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешности его диагностической деятельности 1402

Костромина С.Н.
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности, Факультет психологии, Санкт-Петербургского государственного, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: lanank68@gmail.com

Реан А.А.
доктор психологических наук, заведующий лабораторией профилактики асоциального поведения Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
e-mail: arean@hse.ru

Аннотация

В процесс распознавания психологических особенностей, детерминирующих поведение школьника, оказываются включенными представления педагога об учащемся, его отношение к ребенку, сложившаяся система педагогического взаимодействия. Характер развития каждого из компонентов отражает уровень коммуникативной компетентности педагога и влияет на адекватность принимаемых психодиагностических решений. С этой точки зрения коммуникативная компетентность педагога представляет собой инструмент реализации психодиагностической деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Если для педагога диагностика выступает вкачестве части решаемой профессиональной задачи, то для ребенка это событие, связанное с возникновением у него трудностей и негативных переживаний. Способность педагога своевременно слушать и «слышать» проблемы учащегося, ориентироваться в изменениях, которые возникают в ходе его обучения, позволяют лучше понять, сориентироваться и проникнуть в психологическую сущность затруднений школьника. В этом случае можно утверждать, что сочетание «социально-перцептивные умения – аффективно-эмпатийная регуляция – навыки конструктивного общения» наиболее полно отражает специфику коммуникативной компетентности в структуре психодиагностической деятельности педагога.

В ходе проведенного нами исследования личностные характеристики в структуре коммуникативной компетентности педагога рассматривались по показателям [5]:

  • умение ориентироваться в ситуации взаимодействия; эмпатия; дружелюбие; открытость; гибкость в общении; эмоциональная напряженность; потребность в сотрудничестве. ...
Литература
  1. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. М., 2003.
  2. Дружинин В. Н. Ситуационный подход к психодиагностике способностей // Психол. журнал. 1991. Т. 12. № 2.
  3. Костромина С. Н. Изучение логики решения диагностических задач психологами и
    учителями // Материалы научно-практической конференции «Современные подходы к решению проблем практической психологии». Шадринск, 1997.
  4. Костромина С. Н. Опыт конструирования задач для нужд психодиагностической практики. Учебно-методическое пособие. СПб., 2004.
  5. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой. М., 1987.
  6. Практикум по социально-психологическо му тренингу. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб., 2000.
  7. Пучкова Е. Б. Особенности решения диагностических задач учителями с различным уровнем коммуникативной компетентности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1999.
  8. Реан А. А. Анализ вербального взаимодействия как метод исследования педагогичесской деятельности // Проблемы диагностики факторов продуктивной деятельности педагогического коллектива. Л., 1988.
  9. Реан А. А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. Л., 1996.
  10. Реан А. А. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990.
  11. Реан А. А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога // Вопросы психологии. 1990. № 2.
  12. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
  13. Рейнберг Г. А. Методика диагноза. М., 1951.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика