Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8654Ключевые слова 21148 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешности его диагностической деятельности 1383

Костромина С.Н.
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии личности, Факультет психологии, Санкт-Петербургского государственного, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: lanank68@gmail.com

Реан А.А.
доктор психологических наук, заведующий лабораторией профилактики асоциального поведения Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
e-mail: arean@hse.ru

Аннотация

В процесс распознавания психологических особенностей, детерминирующих поведение школьника, оказываются включенными представления педагога об учащемся, его отношение к ребенку, сложившаяся система педагогического взаимодействия. Характер развития каждого из компонентов отражает уровень коммуникативной компетентности педагога и влияет на адекватность принимаемых психодиагностических решений. С этой точки зрения коммуникативная компетентность педагога представляет собой инструмент реализации психодиагностической деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Если для педагога диагностика выступает вкачестве части решаемой профессиональной задачи, то для ребенка это событие, связанное с возникновением у него трудностей и негативных переживаний. Способность педагога своевременно слушать и «слышать» проблемы учащегося, ориентироваться в изменениях, которые возникают в ходе его обучения, позволяют лучше понять, сориентироваться и проникнуть в психологическую сущность затруднений школьника. В этом случае можно утверждать, что сочетание «социально-перцептивные умения – аффективно-эмпатийная регуляция – навыки конструктивного общения» наиболее полно отражает специфику коммуникативной компетентности в структуре психодиагностической деятельности педагога.

В ходе проведенного нами исследования личностные характеристики в структуре коммуникативной компетентности педагога рассматривались по показателям [5]:

  • умение ориентироваться в ситуации взаимодействия; эмпатия; дружелюбие; открытость; гибкость в общении; эмоциональная напряженность; потребность в сотрудничестве. ...
Литература
  1. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. М., 2003.
  2. Дружинин В. Н. Ситуационный подход к психодиагностике способностей // Психол. журнал. 1991. Т. 12. № 2.
  3. Костромина С. Н. Изучение логики решения диагностических задач психологами и
    учителями // Материалы научно-практической конференции «Современные подходы к решению проблем практической психологии». Шадринск, 1997.
  4. Костромина С. Н. Опыт конструирования задач для нужд психодиагностической практики. Учебно-методическое пособие. СПб., 2004.
  5. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой. М., 1987.
  6. Практикум по социально-психологическо му тренингу. 3-е изд., испр. и доп. / Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб., 2000.
  7. Пучкова Е. Б. Особенности решения диагностических задач учителями с различным уровнем коммуникативной компетентности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1999.
  8. Реан А. А. Анализ вербального взаимодействия как метод исследования педагогичесской деятельности // Проблемы диагностики факторов продуктивной деятельности педагогического коллектива. Л., 1988.
  9. Реан А. А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. Л., 1996.
  10. Реан А. А. Психология познания педагогом личности учащихся. М., 1990.
  11. Реан А. А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога // Вопросы психологии. 1990. № 2.
  12. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
  13. Рейнберг Г. А. Методика диагноза. М., 1951.
Статьи по теме

Галушкин А.А., Коровяковский Д.Г., Заостровцева М.Н., Скрипникова Н.Б., Соломина Л.А.

Технология «out-door» как инновационный опыт в обучении специалистов по социальной работе

CrossRef doi:10.17759/psylaw.2019090304

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика