Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Особенности детско-родительского взаимодействия и структуры семьи интеллектуально одаренных детей 1213Якимова Т.В. АннотацияПредставлены результаты исследования особенностей детско-родительского взаимодействия и структурно-функциональных характеристик семей,воспитывающих интеллектуально одаренных подростков. Показано, что эти особенности достоверно отличаются от характеристик семей, в которых растут нормативно развивающиеся дети. При этом для каждой группы одаренных детей («высокая норма» с признаками благополучного и невротического развития, «особо одаренные» с признаками относительно благополучного развития и с проявлениями диссинхронии – 4 группы) описана своя специфическая семейная ситуация, позволяющая понять психологический смысл и путь развития каждого из четырех типов детской одаренности. В исследовании приняли участие 79 подростков (ученики ГОУ школы-пансионата «Интеллектуал») и их матери (всего 158 человек). Ключевые слова: интеллектуальные способности, одаренность, структура семьи, интеллектуальный потенциал, сюжет, сюжетно-ролевая игра, одаренный подросток Рубрика: Психология семьи Фрагмент статьи
...Во-первых, семья является мощным поддерживающим ресурсом для одаренного ребенка. Во-вторых, многими авторами подчеркивается неоднозначность влияния семьи на развитие личности интеллектуально одаренного ребенка, которая заключается в том, что огромная поддержка и участие семьи в его жизни сочетается со столь же грандиозными и часто однобокими ожиданиями от него, что, независимо от его исходных данных, может являться благоприятными условиями для акцентуированного или «специализированного» развития личности. Наиболее исследованными оказываются нарушенные формы детско-родительского взаимодействия (гиперопека, повышенные требования, чрезмерная зависимость и пр.), что может создавать впечатление о их наибольшей распространенности в семьях, воспитывающих интеллектуально одаренных детей. В нашей работе мы постарались учесть неоднородность категории одаренных детей и понять специфическую роль семьи в развитии ребенка из каждой группы. Данная статья представляет ту часть исследования, в которой проверялась одна из гипотез: высокий уровень семейной сплоченности, характерный для семей интеллектуально одаренных детей, в разных группах будет принимать различные формы – от единства интересов, взаимной поддержки и сотрудничества до эмоциональной зависимости и слабой дифференцированности членов семьи друг от друга, – создавая специфическую ситуацию развития личности одаренного ребенка. В своей работе мы использовали следующие методы формирования групп испытуемых и исследования семьи: метод экспертов (отзывы преподавателей и воспитателей); метод анализа результатов деятельности (результаты участия в олимпиадах и качество проектной деятельности); метод тестов (невербальный тест интеллекта, В. Серебрякофф); методы анкетирования и беседы; опросники ВРР («Взаимодействие родителя и ребенка», И. М. Марковская) и FACES-3 («Шкала семейной адаптации и сплоченности», Д. Х. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави, М. Перре). ... Литература
Статьи по теме
Психология развития | Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях Психология развития | Суботник Р.Ф., Ольшевски-Кубилюс П., Уоррелл Ф.К. Раскрытие творческих способностей: подход к развитию таланта Общая психология | Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Эмоциональный интеллект и одаренность в зарубежных исследованиях Волкова Е.Н., Микляева А.В., Хороших В.В. Субъективные предпосылки психологического благополучия одаренных подростков |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|