Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Психологические аспекты обеспечения безопасности школьного сообщества в экстремальной ситуации 810Миняев А.С. АннотацияПриводятся данные исследования, основной целью которого было изучение характеристик совместной деятельности детского сообщества, влияющих на эффективность процесса осуществления безопасности детским сообществом. Показано, что проведенный курс занятий по различным программам с последующим сопоставлением с результатами наблюдения за деятельностью трех школьных классов в экстремальной ситуации дает возможность сделать общий вывод: класс, который обучался по программе интегрированного курса ОБЖ и посещал практические занятия и психологические тренинги, более эффективно за наименьшее количество времени с наименьшим количеством травм у членов группы преодолевал учебную экстремальную ситуацию. Фрагмент статьи
... Экстремальной (чрезвычайной ситуацией), в широком смысле слова, называется обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде [5]. В современной психологической и педагогической практике существует определенное количество рекомендаций для детей по правилам поведения в экстремальной ситуации. Но чаще всего такого рода рекомендации носят чисто «технический», инструктивный характер. В них описывается, какие действия необходимо предпринять в тех или иных обстоятельствах, чтобы обеспечить собственную безопасность, например:
Вместе с тем в таких инструкциях мало внимания уделяется психологической стороне мобилизации собственных сил и способностей ребенка к действиям в экстремальной ситуации. В связи с современной социальнопсихологической ситуацией в нашей стране не сразу были определены приоритеты в решении вопросов об удовлетворении потребности в безопасности у детей и подростков; мало внимания уделялось психологической стороне процесса создания безопасных условий для детей и подростков [2]. В настоящее время очень много внимание уделяется проблеме системной (комплексной) безопасности школы, но пока наблюдается тяготение в направлении технических средств обеспечения безопасности, причем приоритет отдается техническим средствам охраны [4]. Проведенное нами спустя две недели после событий в Беслане анкетирование детей и подростков в школе показало, что их уровень безопасности как защищенности очень низок. Причем это относится как к отдельному ребенку, так и к школьному сообществу в целом. Низкий уровень групповой организованности приводит к неспособности сообщества адекватно реагировать на возможную угрозу экстремальной ситуации даже при наличии нескольких хорошо информированных и подготовленных школьников. Необходимо сразу подчеркнуть, что речь идет о детских сообществах, и основной задачей в условиях возникновения экстремальной ситуации для такой группы является не противоборство факторам, создающим экстремальную ситуацию (террористы, пожар, авария), а эвакуация в безопасное место детей. Это необходимо с целью снижения риска получения ими физических травм и минимизации возможности использования ситуации захвата детей как средства воздействия на политическую и общественную жизнь страны [6]. Отсутствие интерактивной совместной деятельности детей и подростков в экстремальной ситуации, на наш взгляд, может привести к их неадекватному реагированию на данную ситуацию и, как следствие, к высокому риску травматизации, гибели детей в процессе осуществления эвакуационных мероприятий [1]. Почему члены одной группы быстрее и более слаженно преодолевают экстремальную ситуацию, а другие пасуют перед возникновением угрозы? Выбор возрастных категорий здесь не случаен. ... Литература
Статьи по теме
Психология образования | Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н. Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении Психология образования | Нуркаева И.М., Артемова А.А. Информационная система диагностики стрессоустойчивости педагогов Психология труда, Экстремальная психология | Дарвиш О.Б. Психологические особенности проявления стрессоустойчивости личности в экстремальных ситуациях Социальная психология | Карабущенко Н.Б., Иващенко А.В., Сунгурова Н.Л., Аль Масри И. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|