Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8582Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Становление практической психологии образования: кросс-культурный анализ 823

Лежнина Л.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры детской и специальной психологии Марийского государственного педагогического института им. Н. К. Крупской, flouers@mail.ru

Аннотация

Представлен краткий ретроспективный анализ становления российской и американской практической психологии образования. Выделено и охарактеризовано в кросс-культурном сравнении три основных этапа ее развития. Подчеркивается значительное влияние социокультурных переменных, определивших специфические особенности становления отечественной практической психологии образования в сравнении с американской.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

… Новое время потребовало воспитания нового, просвещенного поколения, образование стало фактором личного успеха и социальной стабильности. Все это определило массовый характер школьного обучения, стимулировавшего развитие психологии (детской и педагогической), и обнажило наличие у определенной части детей проблем обучаемости, эмоциональных, поведенческих и иных трудностей, не проявляющих себя в условиях домашнего обучения и потребовавших применения знаний психологии в повседневной школьной практике.

Появлению практической психологии образования способствовали не только объективные социально-экономические условия, сложившиеся в XIX в., но и совокупность внутренних предпосылок в форме накопленного к концу данного столетия психолого-педагогического опыта. Истоки практической психологии образования идут из детской психологии, клинической психологии и специальной педагогики.

Уже через три года после организации Гренвиллом Стенли Холлом экспериментальной лаборатории психического развития детей в Балтиморском университете США в 1896 г. была открыта первая психологическая клиника в Университете Пенсильвании. Это время можно считать официальной точкой начала школьной психологии в США, а основатель клиники Лайтнер Витмер (Lightner Witmer), заявивший о необходимости подготовки педагогов и психологов для работы с детьми, имеющими школьные трудности, считается отцом американской практической психологии в образовании. Поскольку данное имя практически неизвестно в отечественной психологии и появляется в ней впервые, остановимся на нем подробнее. Лайтнер Витмер (1867–1956) глубоко заинтересовался экспериментальной и практической психологией, изучая политологию в Университете Пенсильвании. В 1890–1891 гг. он был ассистентом Джеймса Кеттела, в результате чего его основным интересом становится исследование индивидуальных различий. …

Литература
  1. Детская практическая психология / Под ред. Т. Д. Марцинковской. М., 2004.
  2. Кала У. В., Раудик В. В. Психологическая служба в школе. М., 1986.
  3. Калужских Т. Новые приключения сверхчеловека // Независимая газета. 2004. 4 марта.
  4. h t t p : / / ex l i b r i s . n g . r u / k oncep/2004-03-4/6_kurek.html
  5. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. Ростов н/Д, 1996.
  6. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1998.
  7. Шварцман П. Я., Кузнецова И. В. Педология // Репрессированная наука. Вып. 2. СПб., 1994.
  8. Fagan T. K. School Psychology: Past, Present, and Future / T. K. Fagan, P. S. Wise. N. Y., 1994.
  9. Fagan T. K. Training school psychologists before there were school psychologist training programs: A history, 1890–1930 / C. R. Reynolds & T. B. Gutkin // The Handbook of School
  10. Psychology Third Edition. N. Y., 1999.
  11. Stern W. The supernormal child: II // Journal of Educational Psychology. 1911. № 2.
  12. Thomas A. School psychology 2000 // Communiquй. 2000. № 28(2).
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика