Генезис концепции «комплекса оживления» в историко-культурной психологии

135

Аннотация

Комплекс оживления — это веха детского развития, широко используемая в историко-культурной психологии. Однако возникновение концепции комплекса оживления предшествовало появлению культурно-исторической психологии. Данная статья представляет собой нарративный обзор, основной целью которого является восстановление генезиса понятия комплекса оживления и процесса связывания и присвоения его историко-культурной психологией. Было проведено библиографическое исследование публикаций с 1960 по 2021 год, из которого было выведено различие между его использованием в рефлексологии и историко-культурной психологии. Исходя из центрального значения этого конструкта для исследований развития, мы попытались восстановить генеалогию этого понятия, объединив различные концепции комплекса оживления.

Общая информация

Ключевые слова: развитие ребенка, детская психология, психология развития, младенцы, нейропсихология

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2023190212

Финансирование. Представленное исследование было профинансировано Организацией по координации повышения квалификации персонала высшего образования (Capes) – Бразилия

Благодарности. авторам за оказанную помощь

Получена: 24.03.2023

Принята в печать:

Для цитаты: Паула П.А., Хазин И., Сото Г., Коэльо К.П., Соловьева Ю., Андраде К.Н. Генезис концепции «комплекса оживления» в историко-культурной психологии // Культурно-историческая психология. 2023. Том 19. № 2. С. 88–98. DOI: 10.17759/chp.2023190212

Литература

  1. Toomela A. Methodology of Cultural-Historical Psychology. In Yasnitsky A. (eds), The Cambridge Handbook of Cultural-Historical Psychology. Cambridge: Cambridge University Press, 2014, pp. 101-125.
  2. Zaporozhets A.V. Development of Emotions in Children. Journal of Russian & East European Psychology, 2020. Vol. 57, no. 2–3, pp.67–91. DOI:10.1080/10610405.2020.1760760
  3. El’konin D.B. Achievements and Problems in the Further Development of Child Psychology in the USSR. Soviet Review, 1979. Vol. 20, no.1, pp.15–36. DOI:10.2753/RSS1061-1428200115
  4. Kistiakovskaia M.I. Stimuli Evoking Positive Emotions in Infants in the First Months of Life. Soviet Psychology and Psychiatry, 1965. Vol. 3, no. 4, pp. 39–48. DOI:10.2753/RPO1061-0405030439.1965
  5. Elkonin D.B. Desarrollo psíquico del niño desde el nacimiento hasta el ingreso en la escuela. In Smirnov S.L. et al. (eds.), Psicología. México: Grijalbo, 1960, pp. 181-193.
  6. Lisina M. La génesis de las formas de comunicación en los niños. In Shuare M., Davivov V. (eds), La psicología evolutiva y pedagógica en la URSS: Antología. Moscú: Progreso, 1978, pp. 274–298.
  7. Zaporozhets A.V. Principal Problems in the Ontogeny of the Mind. Journal of Russian & East European Psychology, 1997. Vol. 35, no. 1, pp. 53–94. DOI: 10.2753/RPO1061-0405350153. 1997
  8. Pelayo-González H.J. et al. Propuesta de prevención interactiva para bebés con factores de riesgo neurológico. Revista de Ciencias Clínicas, 2013. Vol. 13, no.1, pp.21–29.
  9. Solovieva Y., Pelayo H., Quintanar L.R. Neuropsicología de la infancia temprana: posibilidad de evaluación e intervención neuropsicológica. In Marques D.F.S., Ávila-Toscano J.H. (eds), De las neurociencias a la neuropsicología el estudio del cerebro humano. Barranquilla: Corporación Universitaria Reformada, 2016, pp. 415–444.
  10. Vygotsky L.S. El primer año. In Obras Escogidas Tomo IV. España: Antonio Machado, 2013, pp. 1–32.
  11. Vygotsky L.S. Los métodos del investigación reflexológicos y psicológicos. Obras Escogidas Tomo I. España: Antonio Machado, 2013, pp. 1-12
  12. Dafermos M. Vygotsky’s Analysis of the Crisis in Psychology: Diagnosis, Treatment, and Relevance. Theory & Psychology, 2014. Vol. 24, no.2, pp. 147–65. DOI: 10.1177/0959354314523694
  13. Byford A. V. M. Bekhterev in Russian Child Science, 1900s-1920s: “Objective Psychology”/“Reflexology” as a Scientific Movement. Journal of the History of the Behavioral Sciences, 2016. Vol. 52, no.2, pp. 99–123. DOI:10.1002/jhbs.21775
  14. Van Der Veer R., Valsiner J. Vygotsky, o Pedólogo. In Marcionilo M. (ed), Vygotsky: uma síntese. São Paulo: Edções Loyola, 2009, pp. 319–55.
  15. Aquino P.M.A., Toassa G. 2019. Apontamentos sobre a pedologia de Vigotski: alguns conceitos importantes em seu contexto histórico. Revista Obutchénie, 2019. Vol.3, no. 2, pp. 1–19. DOI: 10.14393/OBv3n2.a2019-51559
  16. Lazaretti L.M. D. B. Elkonin: vida e obra de um autor da psicologia histórico-cultural. São Paulo: Editora Unesp, 2011.
  17. Lazaretti L.M. Daniil Borisovich Elkonin: A vida e as produções de um estudioso do desenvolvimento humano. In Longarezi A.M., Puentes R.V. (eds), Ensino desenvolvimental: vida, pensamento e obra dos principais representantes russos. Uberlândia: EDUFU, 2013, pp. 203–232.
  18. Elkonin D.B. S. L. Vigotsky hoy. In Quintanar R.L, Solovieva Y. (eds.), Las funciones psicológicas en desarrollo del niño. México: Trillas, 2016, pp. 178-186.
  19. Elkonin D.B. Origen del juego en la ontogenia. In Elkonin D.B. (ed.), La psicología del juego. Madrid: Visor Libros, 1980, pp. 147-152.
  20. Elkonin D.B. Hacia el problema de la periodización.” In Quintanar R.L, Solovieva Y. (eds.), Las funciones psicológicas en desarrollo del niño. México: Trillas, 2016, pp. 191–209.
  21. Magalhães, G.M. Análise do Desenvolvimento da Atividade da criança em seu primeiro ano de vida. São Paulo: Universidade Estadual Paulista Júlio de Mesquita Filho, 2011.
  22. Lisina M. La actividad de comunicación y su desarrollo. In Iliasov I., Liaudis L.V. (eds), Antología de la psicología pedagógica y de las edades. Ciudad de La Habana: Editorial Pueblo y Educación, 1986, pp. 125–132.
  23. Lisina M. I., Kornitskaya S. V. Vliyaniye soderzhaniya obshcheniya so vzroslymi na otnosheniye k nepriyatiyu [Influence of the content of communication with an adult on a child's attitude to him or her]. V M. I. Lisina (red.), Obshcheniye i yego vliyaniye na razvitiye psikhiki doshkol'nika. Sbornik nauchnykh trudov NII Obshchey detskoy pedagogiki APN SSSR, 1974, pp. 59–78. URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=76617. (In Russ.)
  24. Meshcheryakova S. YU. Osobennosti «kompleksa ozhivleniya» u detey rannego vozrasta pod vozdeystviyem predmetov i pri obshchenii so vzroslym [Features of the "complex of revival" in infants under the influence of objects and when communicating with an adult]. Voprosy psikhologii, 1975, no.5, pp. 81–89. URL: https://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=29333. (In Russ.)
  25. Meshcheryakova S. YU. Psikhologicheskiy analiz "kompleksa ozhivleniya" novorozhdennykh [Psychological analysis of the "animation complex" in infants]. Kandidatskaya dissertatsiya po psikhologicheskim naukam. Moscow, 1979. (In Russ.)
  26. Avdeeva N.N. At the Origins of Personality. Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya = Cultural-Historical Psychology, 2017. Vol. 13, np. 1, pp. 57–67. DOI:10.17759/chp.2017130106
  27. Avdeeva N.N. Potrebnost' v obshchenii: vrozhdennaya ili priobretennaya? [Is communicative need inborn or acquired?]. Al'manakh instituta korrektsionnoy pedagogiki RAO, 2018, no.35. URL: https://alldef.ru/en/articles/almanac-no-35/the-need-to-communicate-congenital-or-acquired. (In Russ.)
  28. Leontiev A.N. O desenvolvimento do psiquismo. São Paulo: Centauro, 2004.
  29. Bonet N.M.M., Solovieva Y., Pelayo-González H. Evaluación neuropsicológica en niños de 2 a 16 meses de edad con factores de riesgo perinatales por presencia de infecciones urinarias y bajo índice APGAR. MSc. Sci. (Neuropsychological Diagnosis and Rehabilitation) diss. Benemérita Universidad Autonóma de Puebla, 2019. 109p.
  30. Piñón M.M., Pelayo-González H., Solovieva Y. Propuesta para la elaboración de un instrumento de evaluación neuropsicológica para niños de 2 a 14 meses de edad sin factores de risco. MSc. Sci. (Neuropsychological Diagnosis and Rehabilitation) diss. Benemérita Universidad Autonóma de Puebla, 2018. 88p.
  31. Solovieva Y., Quintanar L.R. Linhas de desenvolvimento na idade pré-escolar. In Morais C., Chastinet J. (eds), Desenvolvimento infantil e comunicação: Psicologia histórico-cultural e teoria da atividade. São Paulo: Memnon, 2019, pp. 27–48.
  32. Solovieva Y., Quintanar L. The First Year Developmental Crisis: Origin of Cultural Action. Frontiers in Psychology, 2021. Vol.12(August), pp. 1–9. DOI:10.3389/fpsyg.2021.686761. 2021
  33. Vygotsky L.S. Problemas de la psicología infantil. Obras Escogidas Tomo IV. España: Antonio Machado, 2013, pp. 1-17.
  34. Vigotski L.S. Quarta aula. O problema do meio na pedologia. In Prestes Z., Tunes E. (eds), Sete Aulas de L.S. Vigotski Sobre Os Fundamentos Da Pedologia. Rio de Janeiro: E-papers, 2018, pp.73-91.
  35. Elkonin D.B. Sobre o problema da periodização do desenvolvimento psíquico na infância. In Longarezi A.M., Puentes R.V. (eds), Ensino desenvolvimental: Antologia. Livro I. Uberlândia: EDUFU, 2017, pp. 149–172.
  36. Tuleski S.C., Nadia M.E. A periodização do desenvolvimento psiquivo: atividade dominante e a formação das funções psíquicas superiores. In Martins L.M., Abrantes A.A., Facci M.G.D. (eds), Periodização histórico cultural do desenvolvimento psíquico: do nascimento à velhice. Campinas: Autores associados, 2017, pp. 35–63.
  37. Saccomani M.C.S. A periodização histórico-cultural e o desenvolvimento da linguagem: contribuições ao trabalho pedagógico na educação infantil. Obutchénie, 2019. Vol. 3, no.3, pp. 1–24. DOI:10.14393/OBv3n3.a2019-51697. 2019
  38. Lisina M.L., Neverovich Ya.Z. Movements and formation of motor habits. In Elkonin D.B., Zaporozpets A.V. (eds), The psychology of preschool children. Massachusetts: Massachusetts Institute of Technology, 1971, pp. 278–366.
  39. Vygotsky L.S. Desarrollo del lenguaje oral. Obras Escogidas Tomo III. Madrid: Visor Distribuciones, S.A., 1995, pp. 134-144.
  40. Bastos, I.M. O sorriso do bebé: como surge e que impacto tem na relação precoce com a mãe. Coimbra: Universidade de Coimbra, 2020.
  41. Lavelli, M., Carra, C., Rossi, G., Keller, H. Culture-specific development of early mother-infant emotional co-regulation: Italian, Cameroonian, and West African immigrant dyads. Developmental Psychology, 2019. Vol. 55, no. 9, pp. 1850–1867. DOI:10.1037/dev0000696
  42. Pelayo-González H.J., Solovieva Y. Proposal for Psychomotor Development According to A.R. Luria’s Conception: New Data in Mexico. Proceedings of The Fifth International Luria Memorial Congress “Lurian Approach in International Psychological Science”. KnE Life Sciences, 2018, pp. 321–328.
  43. Sánchez E.A.T. Programa de intervención neuropsicológica para niños de 2 a 14 meses de edad con factores de riesgo perinatales por presencia de infecciones urinarias y bajo índice Apgar. MSc. Sci. (Neuropsychological Diagnosis and Rehabilitation) diss. Benemérita Universidad Autonóma de Puebla, 2019. 125p.
  44. Solovieva Y., Pelayo H., Quintanar L. Care and Assessment of Early Development According to Cultural Paradigm. Asian Journal of Education and Social Studies, 2018. Vol. 2, no. 2, pp. 1–11. DOI:10.9734/AJESS/2018/40996

Информация об авторах

Паула П. Артемис, PhD, Институт Сантоса Дюмона, Бразилия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2206-6468, e-mail: artemis.paula@isd.org.br

Хазин Изабель, PhD, профессор, факультет психологии, Федеральный университет Риу-Гранди-ду-Норти, Бразилия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4045-8628, e-mail: izabel.hazin@gmail.com

Сото Гензель, аспирант, факультет психологии, Федеральный университет Риу-Гранди-ду-Норти, Бразилия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6536-1585, e-mail: hanselsh@ufrn.edu.br

Коэльо Кедима Памела, аспирант факультета психологии, Федеральный университет Риу-Гранди-ду-Норти (UFRN), Бразилия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5553-872X, e-mail: pamelacadima@gmail.com

Соловьева Юлия, кандидат психологических наук, руководитель магистерской программы по нейропсихологической диагностике и реабилитации, Автономный Университет г. Пуэбла, Пуэбла, Мексика, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5610-1474, e-mail: yulia.solovieva@correo.buap.mx

Андраде К. Нара, PhD, профессор факультета психологии, Федеральный университет Жуис-де-Фора, Бразилия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9115-4720, e-mail: nara.c.andrade@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 311
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 135
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2