Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Особенности самопрезентации мужчин-педагогов средней школы 1011Семенова Л.Э. АннотацияВ статье представлены результаты анализа субъективного профессионального опыта мужчин-учителей, содержательных аспектов их идентичности с позиций мотивации выбора профессии, ее личной значимости и возможностей для самореализации. Обсуждается проблема конструирования особого («альтернативного») типа маскулинности, при котором имеет место как ориентация на некоторые традиционные нормы «мужской культуры», так и на принятие отдельных ценностей «женской культуры». Фрагмент статьи
... И все же, несмотря на реальные трудности, некоторые из мужчин, находясь в меньшинстве и попадая в разряд экономических аутсайдеров, по-прежнему остаются работать школьными учителями. В связи с этим закономерно возникает вопрос об особенностях их идентичности, степени ее соответствия социокультурным стандартам маскулинности [1]. Поскольку данная проблема является весьма многогранной, в рамках своего исследования мы ограничились только одним ее аспектом – изучением специфики самопрезентации школьных педагогов (мужчин) в контексте их профессиональной деятельности. При этом мы исходили из теоретических положений о существовании разных типов мужской идентичности, каждый из которых имеет определенную связь с нормами, т. е. представляет собой культурно-предписанный сценарий, от реализации которого зависит социальная успешность индивида, его самооценка и восприятие окружающими [5]. Учитывая тот факт, что у каждого мужчины как представителя конкретной группы (в том числе и профессиональной) содержание идентичности может иметь ряд специфических особенностей, мы сформулировали следующие гипотезы:
За основу анализа в нашем исследовании был взят субъективный опыт 27 учителей-мужчин в возрасте от 26 до 58 лет (средний возраст 44 года), педагогический стаж которых составил от 2 до 29 лет. Для сбора данных мы использовали проблемно-ориентированное интервью, включающее следующий круг вопросов:
Исследование проводилось в Нижнем Новгороде и в ряде населенных пунктов Нижегородской области. Кратко изложим основные результаты выполненного исследования. Итак, обратившись к высказываниям испытуемых относительно обоснования
профвыбора, мы обнаружили, что большинство из них аргументировали его своим
призванием и влиянием семьи, ближайшего окружения. В этом плане особенно часто
мужчины подчеркивали свои склонности и интерес к педагогической деятельности,
желание ею заниматься: «В отличие от своих сверстников, которые грезили о
профессиях водителя, военного, я с детства хотел стать учителем. Все время,
пока я учился в школе, только укрепиломое желание»; По словам одних испытуемых, их стремление к профессии учителя оказалось изначальным, тогда как другие пришли к ней через различные поиски, сомнения и даже неудачные попытки самореализации. ... Литература
Статьи по теме
Психология образования | Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н. Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении Психология образования | Нуркаева И.М., Артемова А.А. Информационная система диагностики стрессоустойчивости педагогов Белинская Е.П. Колантаевская А.С. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|