Психологическая сущность упрямства и негативизма у детей

2883

Аннотация

В статье дан обзор исследований проблемы негативизма и упрямства у детей. Представлены различные точки зрения отечественных и зарубежных психологов на причины возникновения данных проявлений.

Общая информация

Ключевые слова: аффективные процессы, переживание, возрастной кризис, кризис трех лет, негативизм, самоутверждение, потребности, упрямство

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Шавырина А.А. Психологическая сущность упрямства и негативизма у детей // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 5. С. 37–46.

Фрагмент статьи

... Негативизм и упрямство схожи в своих внешних проявлениях, но, тем не менее, имеют много различий. Для дальнейшего анализа необходимо уточнить значение понятия «негативизм».

Негативизм (англ. negativism; от лат. negatio – отрицание) рассматривается в психологии как лишенное разумных оснований сопротивление субъекта оказываемым на него воздействиям. «Психологический словарь» [19] дает определение негативизма как актов поведения индивида, в основном немотивированных, которые проявляются в оппозиционных действияхреакциях к требованиям и ожиданиям других субъектов. Психологическим базисом негативизма является эго-установка индивида на отрицание определенных концепций, ритуалов, коммуникаций, ожиданий той или иной социогруппы.

«Толковый словарь по аналитической психологии» [27] определяет негативизм (лат. negativus – отрицательный) как отрицательное отношение к воздействиям внешней среды, отгораживание от внешних впечатлений и противодействие идущим извне побуждениям.

В «Психологическом словаре» [20] и «Современном психологическом словаре» [24] детский негативизм понимается как форма протеста ребенка против реально существующего (или воспринимаемого как реальное) неблагоприятного отношения к нему со стороны сверстников или взрослых. Негативизм может проявляться по-разному: в повышенной грубости, упрямстве, замкнутости, отчужденности.

В «Словаре практического психолога» [23] негативизм рассматривается как немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп. Под детским негативизмом здесь понимается такая форма общения ребенка, в которой он пытается отстоять права своей личности путем противодействия требованиям окружающих и в этом случае может проявляться в виде упрямства, грубости, замкнутости.

Исследованием негативизма занимались выдающиеся отечественные психологи. В частности, Л. С. Выготский негативизмом считал проявления в поведении ребенка, когда он не хочет что-то сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.

По мнению В. Кагана, негативизм – поведение, при котором предположение другого человека отвергается субъектом потому, что это предположение исходит не от него самого.

Ряд исследователей (А. Голик, А. В. Запорожец, В. Мамцева, В. С. Мухина и др.) выделяют в поведении ребенка два вида негативизма:

  • активный негативизм – сопротивление требованиям и действиям окружающих, стремление противодействовать в своих поступках тому, что они требуют или просят, выполнение ребенком действий, противоположных требуемым;
  • пассивный негативизм – отсутствие реакции на внешнее побуждение к тому или иному действию, упрямство, нежелание выполнять предложенное взрослым.

Для дальнейшего анализа необходимо также уточнить значение понятия «упрямство». В «Психологическом словаре» [19] дается определение упрямства как особенности поведения, а в устойчивых формах – как черты характера, выступающей в качестве дефекта сферы волевой индивидуальности, выражающейся в стремлении непрерывно поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам или указаниям других людей.

В «Современном психологическом словаре» [24] упрямство (stubbornness) трактуется как форма поведения, обусловленная мотивом самоутверждения. «Словарь практического психолога» [23] рассматривает упрямство как поведение, характерное активным отвержением индивидом требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный и получает поддержку от мотивов самоутверждения. ...

Литература

  1. Справочник по повышению родительской компетентности. Екатеринбург, 2006.
  2. Андреева А. Когда ребенок становится трудным // Домашнее воспитание. 1998. № 4.
  3. Баркан А. И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребенка. М.: Дрофа-Плюс, 2003.
  4. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности. М., 1995.
  5. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Изд-во ВЛАДОС-пресс, 2001.
  6. Возможности групповых форм работы с родителями для решения проблем детского упрямства и капризов / Г. А. Панина // Возможности практической психологии в образовании. М., 1998. Вып. 1.
  7. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во ЭКСМО, 2005.
  8. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. М.: Интер, 1996.
  9. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1984.
  10. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателей детского сада и родителей. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1993.
  11. Каган В. Е. Тотолитарное сознание и ребенок. Семейное воспитание // Вопросы психологии. 1992. № 1, 2.
  12. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. В. А. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов н/Д: «Феникс», 1998.
  13. Луговская А., Шевнина О. Праздник непослушания. Что такое детские капризы и как с ними бороться / А. Луговская, О. Шевнина. М.: Эксмо, 2006.
  14. Медведева И., Шишова Т. Лечение возвышением души // Твое здоровье. 1995. № 2.
  15. Монина Г. Б., Лютова Е. К. Проблемы маленького ребенка. СПб.: «Речь», 2005.
  16. Мухина В. С. Психология дошкольника. М.: «Просвещение», 1975.
  17. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1998.
  18. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  19. Психологический словарь. Авт. сост. В. Н. Коморулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева, Л. М. Балабанова / Под общей ред. Л. Неймера. Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  20. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983.
  21. Семейное воспитание. Словарь / Под ред. М. И. Кондракова. М.: «Педагогика», 1972.
  22. Славина Л. С. Трудные дети. М.: Просвещение, 1998.
  23. Словарь практического психолога / Сост. С. Д. Головин. Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
  24. Современный психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПБ.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007.
  25. Степанов С. С. Психологический словарь для родителей. М.: Издательский центр «Академия», 1996.
  26. Столбун В. Д. Каптерев П. Ф. О детском упрямстве и непослушании // Научные записки психологов-педагогов города Твери и области. Тверь, 2000. № 7.
  27. Толковый словарь по аналитической психологии (с англ. и нем. эквивалентами) / Сост. и авт. В. В. Зеленский. СПб.: Б&К, 2000.
  28. Эльконин Д. Б. Детская психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  29. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души. М.: Канон, 1994.

Информация об авторах

Шавырина Анна Алексеевна, кандидат психологических наук, доцент факультета «Управления», НОЧУ ВО МФПУ «Синергия», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3133-0059, e-mail: anna.a.shavirina@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 7800
В прошлом месяце: 470
В текущем месяце: 356

Скачиваний

Всего: 2883
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 26