Мотивация обучения и выбора профессии у студентов-психологов, обучающихся на разных психологических специальностях

2168

Аннотация

В статье представлены результаты исследования мотивации обучения и выбора профессии у студентов-психологов, обучающихся на разных психологических специальностях. На основе связанности трех групп ценностей (личных, лично-профессиональных, профессиональных) выделены пять групп по степени отождествления себя с профессией. Обнаружена и показана взаимосвязь степени идентификации себя в профессии с мотивацией обучения и выбора профессии.

Общая информация

Ключевые слова: студент, мотивация, профессиональное самоопределение, обучение, идентификация, профессиональное сознание, психология выбора профессий

Рубрика издания: Психология образования

Для цитаты: Якимова П.Ю. Мотивация обучения и выбора профессии у студентов-психологов, обучающихся на разных психологических специальностях // Психологическая наука и образование. 2008. Том 13. № 5. С. 110–119.

Полный текст

Все возрастающий со стороны общества интерес к профессии «психолог», массовость обучения, увеличение и расширение сфер ее применения делают необходимым повышение требовательности со стороны психологических вузов к содержанию, формам и видам психологического образования, тщательному отбору и подбору будущих специалистов.

Проблема построения практико-ориентированного высшего психологического образования остается актуальной и на сегодняшний день, поскольку в настоящее время в процессе обучения психологов в государственных вузах до сих пор зачастую преобладает академический подход, который оставляет студентов, по сути, не подготовленными к практической работе [Рубцов, 1998].

Одной из важнейших задач обучения в вузе является становление профессионала, которое состоит из формирования его профессиональной ментальности, самосознания и т. п. Большое значение в процессе становления имеет мотивация обучения в вузе, профессиональная мотивация, как они меняются в процессе обучения.

Современные отечественные психологи исследовали различные аспекты профессиональной деятельности и развития личности профессионала: становление профессионального самосознания у студентов различных вузов в процессе обучения [Богданова, 2001; Иноземцева; Шарапов, 2000]; развитие профессиональной мотивации [Агарков, 2005; Грищенко, 2003; Чеботарев]. В ряде работ рассматривались особенности личностного и профессионального становления студентов- психологов [Донцов, 1992; Казанцева; Нугис, 2002; Поддубная]. Есть исследования, посвященные изучению профессиональных качеств, обеспечивающих эффективность работы психолога-практика [Богданова, 2001; Молоканов, 1994; Оборина, 1992].

Однако, несмотря на результативность проведенных исследований, проблемы личностного развития и профессионального становления студентов-психологов изучены недостаточно. Нет исследований, которые изучали бы специфику мотивации выбора профессии и обучения у студентов- психологов, обучающихся по разным психологическим специальностям. Важно обратить внимание, что все работы, посвященные исследованию личностного и профессионального становления студентов- психологов, являются срезовыми, лонги­тюдных исследований нет.

Нами было проведено лонгитюдное исследование мотивации выбора профессии, мотивации обучения и ценностей у студентов-психологов (3-5 курсов), обучающихся по разным психологическим специальностям. В данной статье представлены результаты исследования профессиональной мотивации и мотивации обучения у студентов-психологов третьего курса. В дальнейшем мы планируем опубликовать результаты сравнения динамики профессиональной мотивации и ценностей у студентов, обучающихся по разным психологическим специальностям.

Описание исследования

Целью данного экспериментального исследования было изучение мотивации обучения и выбора профессии у студентов- психологов, обучающихся по разным психологическим специальностям.

Мы предположили, что у студентов, обучающихся по разным психологическим специальностям, мотивация обучения и выбора профессии изначально различны и соответствуют специфике выбранного ими факультета.

Исследование проходило на базе Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), который готовит психологов-практиков разных специальностей. В нем приняли участие студенты следующих факультетов:

«Психологическое консультирование» - (ПК, выпускники факультета работают психологами-консультантами в сфере образования и психологической помощи; клиническими психологами);

«Социальная психология» (СО, выпускники факультета работают консультантами по проблемам организационного развития, бизнеса, менеджмента и рекламы; менеджерами персонала; практическими психологами в системе социально-психологических служб);

«Психология образования» (ПО, выпускники этого факультета работают педагогами-психологами в сфере образования).

Всего в исследовании приняли участие 90 человек (по 30 с каждого факультета).

В работе использовались следующие методы и методики.

1.   Методика «Мотивация обучения в вузе», предложенная Т. И. Ильиной [Ильин, 2000]. Данные, полученные с помощью этой методики, распределяются по трем шкалам: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность, обучение ради самого процесса учения); «овладение профессией» (желание овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (ориентация на получение высшего образования просто как условия дальнейшего продвижения в жизни и т. п., обучение при формальном усвоении знаний).

2.   Анкета для выявления мотивов выбора студентами профессии «психолог», направленная на выяснение их планов на будущее, профессиональных устремлений, мотивов обучения на факультете, представлений о профессионально важных качествах; состоит из 11 вопросов [Ткачева, 1983]. В данной статье будут анализироваться ответы на вопросы данной анкеты:

•   Почему Вы выбрали эту профессию?

Чем привлекательно для Вас обучение на факультете?

На первый вопрос студенты отвечали в свободной форме. Для ответа на второй вопрос им предлагалось семь вариантов ответов, которые нужно было проранжиро- вать по степени значимости, в результате ранжирования вариант ответа, занявший первое место, получал 7 баллов, второе - шесть и т. д.

3.  Опросник Шварца [Тихомандрицкая, 1999], который включает в себя 58 ценностей: любовь, власть, дружба, честность, карьера, интеллект, успех, вера в бога и т. п., каждую из которых необходимо оценить по степени важности для себя от -1 до 7. Как исследователей нас интересовало соотношение личных, лично-профессиональных и профессиональных ценностей. Для этого были введены три инструкции:

•  первая - для выявления личных ценностей («Оцените, насколько важна каждая из предложенных ценностей для Вас лично как для человека»);

вторая - лично-профессиональных ценностей («Оцените, насколько важна каждая из предложенных ценностей для Вас как для психолога на данный момент»);

•  третья - профессиональных ценностей («Оцените, насколько важна для Вас каждая из предложенных ценностей исходя из своего представления об идеальном психологе»).

С помощью третьей инструкции, выявляющей профессиональные ценности, нами был получен эталон психолога. В данной статье мы не приводим данные по ценностям, но используем их для описания и введения Индекса движения Ид (описание см. ниже).

Таким образом, по методике «Мотивация обучения в вузе» были получены общие мотивы учения, по результатам ответов на вопросы анкеты - мотивы обучения по факультетам и мотивация выбора профессии.

В математической обработке данных был использован статистический пакет SPSS 13.0. Полученные результаты были проанализированы с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена и факторного анализа. Был проведен подсчет статистически значимых расхождений по критерию U Манна-Уитни между мотивами обучения и выбора профессии у студентов-психологов, обучающихся по разным психологическим специальностям.

Результаты исследования и их обсуждение

Для выявления мотивов выбора профессии у студентов факультетов ПК, СО и ПО был проведен качественный анализ ответов на вопрос анкеты: «Почему Вы выбрали эту профессию?». Затем ответы были объединены в девять групп мотивов и подсчитано количество выборов для каждого факультета. Результаты представлены в табл. 1.

Из таблицы видно, что ведущими мотивами выбора профессии студентами факультета ПК являются: желание помочь людям, интерес к профессии психолога, стремление понять себя.

Для студентов факультета СО - это интерес к профессии психолога, к психологии как науке и интерес к людям.

Ведущие мотивы выбора профессии у студентов факультета ПО: желание помогать людям, интерес к профессии психолога, стремление понять себя и интерес к людям.

Таким образом, у студентов факультетов ПК и ПО при выборе профессии преобладает альтруистическая мотивация, у студентов факультета СО - познавательная.

Всего три человека из 90 выбрали профессию психолога, чтобы решить свои личные проблемы, и пять человек, чтобы реализоваться в профессии.

Полученные нами результаты подтверждаются данными исследования, проведенного на студентах-психологах МГППУ В. С. Собкиным и О. В. Ткаченко. Они показали, что доминирующий мотив выбора профессии студентами МГППУ - это «интерес к профессии»; мотив «помощь людям» менее всего выражен у студентов факультета СО.

Таблица 1

Мотивы выбора профессии «психолог» студентами разных психологических факультетов

Факультеты

Психологическое консультирование

Социальная психология

Психология образования

мотивы

среднее значение

мотивы

среднее значение

мотивы

среднее значение

Помощь людям

13

Интерес к профессии

10

Помощь людям

13

Интерес к профессии

11

Интерес к психологии

7

Интерес к людям

7

Самопонимание

7

Интерес к людям

6

Самопонимание

6

Интерес к людям

6

Пригодится в жизни

5

Интерес к профессии

6

Интерес к психологии

4

Она мне подходит

3

Она мне подходит

5

Разрешение своих психологических проблем

3

Помощь людям

3

Интерес к психологии

4

Самореализация

3

Самопонимание

1

Пригодится в жизни

3

Она мне подходит

1

Самореализация

1

Самореализация

1

Пригодится в жизни

1

Решение своих психологических проблем

0

Решение своих психологических проблем

0


Для выявления мотивов обучения на факультете у студентов факультетов ПК, СО и ПО был проведен количественный анализ ответов, полученных на вопрос анкеты: «Чем привлекательно для Вас обучение на факультете?» Результаты этого анализа представлены в табл. 2.

Из данных, представленных в табл. 2, видно, что ведущими мотивами обучения на факультете студентами факультета ПК являются: возможность стать квалифицированным специалистом, учиться и узнавать новое, решить свои психологические проблемы.

Для студентов факультетов СО и ПО - учиться и узнавать новое, возможность получить высшее образование, стать квалифицированным специалистом.

На третьем месте у студентов факультета ПК мотив «разобраться со своими психологическими проблемами», который у студентов факультетов ПО и СО стоит на одном из последних мест.

Для выявления различий между студентами факультетов ПК, СО и ПО данные, полученные по методике «Мотивация обучения в вузе» и ответам на вопросы из анкеты, были проанализированы с помощью критерия Манна-Уитни.

Получены следующие статистически значимые различия: студенты факультетов ПО и ПК чаще, чем студенты факультета СО, выбирают профессию, руководствуясь мотивом помощи людям (ПО: а = 0,048, р < 0,05; ПК: а = 0,004, р < 0,01) и самопо­нимания (ПО: а = 0,046, р < 0,05; ПК: а= 0,024, р < 0,01).

Студенты ПО значимо больше, чем студенты факультетов ПК (а = 0,016, р < 0,05) и СО (а = 0,048, р < 0,05), ориентированы на получение престижной профессии по окончании обучения; студенты факультета

Таблица 2

Мотивы обучения в вузе студентов разных психологических факультетов

Факультеты

Психологическое консультирование

Социальная психология

Психология образования

мотивы

среднее значение

мотивы

среднее значение

мотивы

среднее значение

Возможность стать квалифицированным специалистом

5,53

Учиться, познавать новое

5,83

Учиться, познавать новое

5,30

Учиться, познавать новое

5,50

Возможность получить высшее образование

4,93

Возможность получить высшее образование

5,10

Возможность решить свои психологические проблемы

4,20

Возможность стать квалифицированным специалистом

4,67

Возможность стать квалифицированным специалистом

4,97

Возможность получить высшее образование

4,07

Общение с новыми и интересными людьми

3,97

Общение с новыми и интересными людьми

4,13

Общение с новыми и интересными людьми

4,03

Возможность решить свои психологические проблемы

3,23

Возможность получить высшее образование

3,03

Зарабатывать деньги

2,67

Зарабатывать деньги

3,17

Зарабатывать деньги

2,90

Возможность получить престижную профессию

2,00

Возможность получить престижную профессию

2,20

Возможность решить свои психологические проблемы

2,57


ПО больше, чем студенты факультета ПК (а = 0,032, р < 0,05), ориентированы на обучение как возможность получить высшее образование. Студенты факультета ПК в большей степени, чем студенты факультета СО (а = 0,033, р < 0,05), видят в обучении на факультете возможность стать квалифицированным специалистом. По сравнению со студентами ПО (а = 0,002, р < 0,01), студенты факультета ПК в большей степени ориентированы на обучение на факультете с целью решения своих психологических проблем.

Для выявления мотивации обучения в вузе у студентов факультетов ПК, СО и ПО были подсчитаны средние значения по шкалам методики «Мотивация обучения в вузе». Основные мотивы обучения в вузе у студентов факультетов ПК, СО и ПО - это приобретение знаний и овладение профессией. Студенты факультета ПК в меньше степени, чем другие, учатся в вузе ради получения диплома. Существенных различий в мотивации обучения в вузе между студентами факультетов ПК, СО и ПО получено не было.

Чтобы исследовать, связана ли мотивация выбора профессии с мотивацией обучения в вузе и на факультете, был проведен корреляционный анализ. Рассмотрим данные корреляционного анализа по факультетам.

У студентов факультета ПК мотив обучения на факультете «возможность стать квалифицированным специалистом» положительно коррелирует с мотивом обучения в вузе «овладение профессией» (г = 0,47, p < 0,05) и отрицательно коррелирует с такими мотивами обучения на факультете, как «интересно учиться, познавать новое» (г= -0,57, p < ,01) и «решение своих психологических проблем» (г = -0,43, p < 0,05). Мотив выбора профессии «интерес к профессии» отрицательно коррелирует с мотивом выбора профессии «помощь людям» (г = -0,53, p < 0,01), интерес к людям (г = -0,38, p < 0,05). Мотив выбора профессии «решение своих психологических проблем» положительно коррелирует с мотивом выбора профессии «помощь людям» (г = 0,47, p < 0,05).

Чтобы выяснить содержание корреляционной связи мотивов выбора профессии «помощь людям» и «интерес к профессии» у студентов факультета ПК, мы обратились к качественному анализу их ответов и пришли к выводу, что можно на их основании выделить три группы студентов, различающихся в мотивах выбора профессии:

•   первая - с альтруистической мотивацией (мотив выбора профессии «помощь людям», всего 13 человек);

•   вторая - с познавательной мотивацией (мотив выбора профессии «интерес к профессии», «интерес к психологии», всего 13 человек);

•   третья - представлена выборами других мотивов (4 человека). Это малочисленная группа, которую мы здесь рассматривать не будем.

Для выявления различий между альтруистической и познавательной группами по трем группам мотивов мы использовали критерий Манна-Уитни. Были получены следующие статистически значимые расхождения: студенты с альтруистической мотивацией по сравнению со студентами с познавательной мотивацией в большей степени хотели бы решить свои психологические проблемы в процессе обучения (а = 0,043, р < 0,05). Взаимосвязь эти двух мотивов: «помощь себе» (решение своих психологических проблем) и «помощь другим» получена также в диссертационном исследовании Д. Ю. Грищенко [Грищенко, 2003]. Студентам с познавательной мотивацией в большей степени, чем студентам с альтруистической, присущ мотив обучения на факультете «учиться, познавать новое» (а = 0,043, р < 0,05).

Рассмотрим корреляции, полученные у студентов факультета СО и ПО.

У студентов факультета СО мотив обучения на факультете «общение с новыми и интересными людьми» положительно коррелирует с мотивом обучения в вузе «овладение профессией» (г = 0,51, p < 0,01); мотив обучения на факультете «решение своих психологических проблем» отрицательно коррелирует с мотивами «возможность стать квалифицированным специалистом» (г = -0,41, p < 0,05), и «возможность получить престижную профессию»(г = -0,53, p < 0,01). Стоит отметить, что мотив «решение своих психологических проблем» у студентов факультета СО занимает последнее место в ряду других мотивов.

У студентов факультета ПО мотив обучения в вузе «овладение профессией» положительно коррелирует с мотивом обучения на факультете «возможность стать квалифицированным специалистом» (г = 0,42, p < 0,05) и отрицательно коррелирует с мотивом обучения на факультете «возможность получить высшее образование» (г = -0,43, p < 0,05). Мотив обучения в вузе «получение диплома» положительно коррелирует с мотивом обучения на факультете «возможность получить престижную профессию» (г = 0,38, p < 0,05). У студентов факультета ПО мотив обучения в вузе «овладение профессией» положительно корре­ляционно связан с мотивом обучения на факультете «стать квалифицированным специалистом».

Данные факторного анализа подтверждают и дополняют результаты, полученные с помощью корреляционного анализа. Рассмотрим факторы, описывающие максимальное число дисперсии.

В фактор, полученный у студентов факультета ПК, входят мотив выбора профессии «помощь людям» (факторная нагрузка -0,698), мотив обучения на факультете «решение своих психологических проблем» (-0,685), мотивы выбора профессии «интерес к психологии» (0,573) и «интерес к профессии» (0,593), мотив обучения на факультете «возможность получить высшее образование» (0,668). Содержание данного фактора подтверждает наличие у студентов факультета ПК (взаимоисключающее) выделенных нами ранее альтруистической и познавательной мотивации выбора профессии психолога.

Фактор, полученный у студентов факультета Со, включает в себя мотив обучения в вузе «овладение профессией» (0,560), такие мотивы обучения на факультете, как «интересно учиться, познавать новое» (0,627), «возможность получить высшее образование» (-0,767) и «пригодится в жизни» (0,641). Данный фактор подтверждает, что познавательная мотивация (17 человек на факультете СО) является преобладающей в процессе обучения и освоения профессии у студентов факультета СО.

В фактор, полученный у студентов факультета ПО, входят мотив обучения в вузе «овладение профессией» (0,808), мотив выбора профессии «помощь людям» (0,606), мотив обучения на факультете «возможность стать квалифицированным специалистом» (0,855) и мотив обучения на факультете «возможность получить высшее образование» (-0,507). Содержание этого фактора говорит о том, что для овладения профессией, становления в ней для студентов факультета ПО ключевым и значимым является наличие альтруистической мотивации выбора профессии (13 человек на факультете ПО).

Результаты факторного и корреляционного анализа подтверждают существование познавательной и альтруистической профессиональной мотивации, их разную пропорциональную представленность в зависимости от специфики факультета.

Индекс движения

Теперь обратимся к анализу материалов, полученных по методике Шварца. В эту методику нами было введено три инструкции для получения личных (я как человек), лично-профессиональных (я как психолог) и профессиональных ценностей 116

(образ идеального психолога). Нас интересовало, насколько они близки друг с другом, есть ли разрыв между личными и лично-профессиональными ценностями или они тесно связаны друг с другом и как эта связанность зависит от мотивации обучения. Для выяснения этого нами был введен дополнительный математический коэффициент - Индекс движения Ид. Было получено три Ид:

а)   между личными и лично-профессиональными ценностями;

б)   между лично-профессиональными и профессиональными ценностями;

в)   между личными и профессиональными.

Теперь обратимся к анализу связанности групп ценностей (личных, лично-профессиональных, профессиональных), который позволил нам выделить пять групп отождествления студентов-психологов себя с профессией:

•   «Я-автономное» (сильная дифференциация между всеми тремя группами ценностей);

•   «Высокий уровень профессиональных притязаний» (высокая степень близости лично-профессиональных и профессиональных (идеальный образ психолога) ценностей);

•   «Адекватная идентификация себя с профессией» (высокая степень близости личных и лично-профессиональных ценностей);

•   «Неадекватная идентификация себя с профессией» (высокая степень близости личных и профессиональных (идеальный образ психолога) ценностей);

•   «Слабо дифференцирующие себя в профессии» (высокая степень близости и слабая дифференциация между всеми тремя группами ценностей).

Как исследователей нас интересовало, связаны ли степень идентификации себя с профессией и мотивация выбора профессии и обучения, если да, то как? Для этого был проведен факторный анализ между Ид, шкалами методики «Мотивация обучения в вузе» и мотивами выбора профессии, обучения на факультете.

Проанализировав полученные факторы, мы сделали следующие выводы:

•у студентов с высоким уровнем профессиональных притязаний преобладает познавательная мотивация, желание учиться, узнавать новое, приобретать знания;

•   адекватная идентификация себя с профессией связана с мотивацией студента «стать квалифицированным специалистом», «овладеть профессией»;

•   у студентов «неадекватно идентифицирующих себя с профессией», преобладает мотивация обучения прагматического характера (получение престижной профессии и высокооплачиваемой работы в будущем).

Выводы

Основным мотивом выбора профессии «психолог» у студентов факультетов ПК и ПО является мотив «помощь людям», у студентов факультета СО - «интерес к профессии». Основной мотив обучения на факультете у студентов факультетов ПК, СО и ПО - «учиться, познавать новое». Мотивы обучения в вузе - «овладение профессией» и «приобретение знаний», занимают, соответственно, первое и второе места у студентов факультетов ПК, СО и ПО.

Студенты факультета ПК выбрали профессию «психолог» исходя из мотивов «помощь людям» и «интерес к профессии». Обучение на факультете для них - это, прежде всего, «возможность стать квалифицированным специалистом» и «учиться, познавать новое». Студенты факультета СО выбрали профессию «психолог», руководствуясь интересом к профессии и психологии (познавательный мотив). Мотивация обучения на факультете для них - это, прежде всего, «возможность получить высшее образование» и «учиться, познавать новое». Основные мотивы выбора профессии у студентов факультета ПО - «помощь людям» (альтруистический мотив) и «интерес к людям, самопонимание, интерес к профессии». Обучение на факультете для них - это, прежде всего, «возможность получить высшее образование» и «учиться, познавать новое».

«Решение своих психологических проблем» как мотив обучения на факультете у студентов факультета ПК связан с мотивом выбора профессии «помощь людям». У студентов факультетов СО и ПО мотив «решения своих психологических проблем» практически не представлен.

Мотивация обучения в вузе «овладение профессией» связана с различными мотивами выбора профессии и обучения на факультете: у студентов факультета ПК - с желанием стать квалифицированным специалистом, на ПО - с желанием помогать людям и стать квалифицированным специалистом, у студентов факультета СО - с желанием общаться с новыми и интересными людьми, учиться, узнавать новое.

Проведенный качественный и количественный анализ показал, что у студентов факультетов ПК, СО и ПО есть определенные различия в содержании мотивов выбора профессии «психолог». Так, у студентов факультета ПК преобладают альтруистические и познавательные мотивы, представленные в разной степени, у студентов факультета ПО - альтруистические, у студентов факультета СО - познавательные. По-видимому, это связано с ориентацией студентов факультетов ПК, СО и ПО на разные психологические специальности.

Студенты с преобладающей альтруистической мотивацией выбора профессии обучаются на факультете, чтобы стать в будущем квалифицированными специалистами, решить свои психологические проблемы. Те, у кого преобладает познавательная мотивация выбора профессии, обучаются на факультете, чтобы в будущем стать квалифицированными специалистами, получить высшее образование, познать новое.

Данные по всей выборке испытуемых свидетельствуют, что на всех факультетах мотив «помощь людям» и «интерес к профессии» являются взаимоисключающими.

На основе степени близости групп ценностей нами были выделены пять групп по степени идентификации себя с профессией. Получена связанность степени идентификации студентов-психологов себя с профессией с мотивацией обучения и выбора профессии.

У студентов с высоким уровнем профессиональных притязаний преобладает познавательная мотивация, желание учиться, узнавать новое, приобретать знания. Адекватная идентификация себя с профессией связана с мотивацией студента «стать квалифицированным специалистом», «овладеть профессией».

Литература

  1. Агарков Ю. А. Структурно-типологическая модель мотивации профессионального становления студентов-психологов: Дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2005.
  2. Богданова О. В. Самосознание как фактор профессионального самоопределения практического психолога: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2001.
  3. Грищенко Д. Ю. Мотивация выбора профессии психолога: Дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2003.
  4. Донцов Л. И., Белокрылова Г. М. Профессиональные представления студентов психологов // Вопросы психологии. 1992. № 2.
  5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы СПб.: «Питер», 2000.
  6. Иноземцева А. Н. Влияние профессионального самосознания студентов на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2002
  7. Казанцева Т. А. Особенности личностного развития и профессионального становления
    студентов психологов: Дис. ... канд. психол. наук. М., 2000
  8. Молоканов М. В. Личностные компоненты профессиональной успешности практических
    психологов (инструкторов УТТ): Дис. ... канд. психол. наук. М., 1994.
  9. Нугис Л. И. Направленность личности в общении как профессионально значимая характеристика студентов-психологов: Дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2002.
  10. Оборина Д. В. Становление профессиональной ментальности педагогов и психологов: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1992.
  11. Поддубная Т. К. Динамика когнитивных компонентов профессионального самосознания студентов психологов в процессе обучения. Дис. ... канд. психол. наук. М.,1998.
  12. Рубцов В. В., Марголис А. А. Стратегия развития высшего психологического образования // Психол. наука и образование. 1998. № 2.
  13. Тихомандрицкая О. А., Дубовская Е. М. Особенности социально-психологического
    изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы (методические аспекты) // Мир психологии. 1999. № 3.
  14. Ткачева Н. Ю. Профессиональная направленность как личностное новообразование юношеского возраста: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1983.
  15. Чеботарев С. С. Мотивационные ресурсы профессионально-личностного развития
    практического психолога в процессе обучения в вузе: Дис. ... канд. психол. наук. Курск,
    2002.
  16. Шарапов А. О. Развитие профессионального самосознания практического психолога
    образования в процессе обучения в вузе: Дис. ... канд. психол. наук. Белгород, 2000.

Информация об авторах

Якимова П.Ю., старший преподаватель кафедры детской и семейной психотерапии факультета психологического консультирования, Московский городской психолого-педагогический университет, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 4454
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 29

Скачиваний

Всего: 2168
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 6