Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9368Новости 1847Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 1 место —
направление «Психология» 86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 2,154 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации 3313Гаранян Н.Г. Андрусенко Д.А. Хломов И.Д. АннотацияПредставлены результаты исследования первокурсников московского вуза (309 студентов) накануне первой экзаменационной сессии. Оценивались показатели перфекционизма, эмоциональной дезадаптации и избегающего поведения. У студентов с высокими показателями перфекционизма зафиксированы достоверно более высокие показатели депрессии, суицидальных намерений, общей тревоги, повседневного стресса, экзаменационной и социальной тревожности, прокрастинации и социального избегания. Ключевые слова: дезадаптация, студент, перфекционизм, прокрастинация, социальное избегание Рубрика: Психология развития Фрагмент статьи
... Анализ отечественных исследований по данной проблематике показал, что они сфокусированы на оценке распространенности эмоциональных нарушений в студенческой популяции, личностный же аспект проблемы изучен недостаточно [9]. В последние годы в этом контексте интенсивно исследуется перфекционизм – склонность следовать завышенным стандартам деятельности и выдвигать к собственной личности чрезмерно высокие требования [2]. По зарубежным данным, такое качество личности порождает конкурентные отношения среди студентов, приводя к социальной изоляции и дефициту поддержки [13]. Оно может стать причиной постоянного напряжения, негативного аффекта и суицидальных намерений у студентов [14]. Отечественные авторы разработали модель параметров дисфункционального перфекционизма, включающую высокие стандарты и притязания, а также ряд когнитивных искажений (поляризованную оценку результата деятельности, негативное селектирование ошибок и неудач, восприятие других людей как чрезмерно требовательных). На ее основе проведены исследования в группах больных депрессивными и тревожными расстройствами [3]; [10]. Кроме этого, в техническом вузе Москвы проводилось изучение начинающих студентов, в котором были установлены высокие показатели депрессии, тревоги и стресса у первокурсников с выраженным перфекционизмом [6]. Данная работа включала относительно небольшое число испытуемых и не оценивала связь перфекционизма со специфичными для студенческой популяции формами тревожности (экзаменационной и социальной). Наименее изученной остается связь перфекционизма и стресса. На сегодняшний день мы имеем факты, свидетельствующие, что перфекционистские установки могут увеличивать частоту стрессогенных ситуаций в повседневной жизни студентов, усиливать их предвосхищение, затруднять совладание c ними [15]. В современной профессиональной литературе избегающее поведение рассматривается как один из наиболее дезадаптивных видов копинга, связанный с хронификацией психических расстройств [7]. Его связь с перфекционизмом пока не получила однозначного подтверждения. Психотерапевты фиксируют две противоположные стратегии перфекционистов – верхмобилизацию и прокрастинацию (склонность откладывать начало деятельности). В американском исследовании студентов связь с прокрастинацией установлена лишь для так называемого «социально предписываемого перфекционизма» [17]. М. В. Москова зарегистрировала у студентов с выраженным перфекционизмом высокие показатели разных форм копинга (феномен «сверхмобилизации копинг-ресурсов»). Исследования же социального избегания практически отсутствуют вопреки данным об интерперсональных последствиях перфекционизма и высокой распространенности социальных страхов у студентов [16]. Целью проведенного нами исследования стало сравнение показателей эмоциональной дезадаптации и избегающего поведения у студентов с разным уровнем перфекционизма. Для эмпирической проверки были выдвинуты следующие гипотезы: 1) студенты с высоким уровнем перфекционизма демонстрируют более высокие показатели эмоциональной дезадаптации по сравнению со студентами с умеренным перфекционизмом; ... Литература
Статьи по теме
Психология здоровья, Психология личности | Холмогорова А.Б., Суботич М.И., Корх М.П., Рахманина А.А., Быкова М.С. Психология личности, Психология развития | Митина Л.М., Митин Г.В. Котенева А.В., Кокурин А.В., Литвинова А.В., Гончаренко А.В. Профессиональное самоотношение и адаптация сотрудников уголовно-исполнительной системы Психология образования, Психология развития | Лыонг М.Х. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|