Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Становление семейно-ориентированной и материнской направленности девушек-студенток 954Нозикова Н.В. АннотацияВ статье представлены материалы изучения возрастных особенностей структуры мотивов семейной и материнской направленности девушек в возрасте 15–17 и 18–22 лет. Выявлено, что удовлетворение жизненных потребностей в ранней юности связано в сознании девушек с родительской семьей, в то время как в поздней юности – со своей будущей семьей. Изменение смыслового содержания и структуры мотивационного комплекса семейной и материнской направленности личности становится новообразованием юношеского возраста, направляющим девушек на создание своей будущей семьи и материнство. Обосновывается необходимость проведения программ психолого-педагогической коррекции и личностного развития в подростковом возрасте с целью создания мотивационных основ успешной семейно-ориентированной направленности. Ключевые слова: личность, направленность личности, мотивация, юношеский возраст, семья, материнство, временной вектор, семейно-ориентированная направленность личности Рубрика: Психология развития Фрагмент статьи
... Изучение ценностно-смысловых категорий в психическом мире женщины в работах Г. Г. Филипповой выявило явления внедрения ценностей из других потребностно-мотивационных сфер, интерферирующих с ценностью ребенка, а также динамику адекватного, повышенного или недостаточного уровней ценности ребенка. Эмоциональное значение материнства и ребенка для женщины отражает их востребованность обществом и формируется в онтогенезе [6, с. 151]. Исследования показывают, что значимость ценности воспитания детей среди юношей и девушек в период с 1991 по 1996 гг. не изменилась. Однако значимость счастливой семейной жизни среди девушек резко снизилась с 84,6 % до 66,3 % [4, с. 82–83]. Изучение динамики структуры мотивации к материнству и семье приобретает особую актуальность в связи с процессами самоопределения и формирования временной перспективы развития личности в период ранней юности. Цель нашей работы состояла в изучении динамики мотивации семейной и материнской направленности девушек 15–17 и 18–22 лет в процессе социализации [3]. В исследовании приняли участие 158 девушек: 86 – учащиеся 9–11-х классов средних школ г. Хабаровска в возрасте 15–17 лет и 72 студентки Дальневосточной академии государственной службы в возрасте 18–22 лет. Психосемантический подход к изучению индивидуального сознания личности позволяет выявить и измерить личные потребности, осознаваемые и неосознаваемые мотивы, в том числе семейной и материнской направленности. С целью исследования структуры мотивации к материнству и семье в индивидуальном сознании девушек применена методика семантического дифференциала психосемантической диагностики скрытой мотивации (И. Л. Соломин) [5]. В качестве формального аппарата для адекватного моделирования систем, обладающих психическими свойствами, использовано многомерное шкалирование и кластерный анализ. Исходя из задач исследования, подобрано 25 понятий, определяющих содержание мотивации, представлений и эмоционального отношения к материнству и семье в индивидуальном сознании. Испытуемые оценивали предъявленные им понятия по 7-балльным шкалам по факторам ценности, силы и активности. С помощью компьютерной программы OSGOOD произведен расчет матрицы расстояний между исследуемыми объектами. Чем меньше расстояние между двумя понятиями, тем более сходно отношение к ним испытуемого. Условно принято, что расстояние между двумя понятиями менее одного стандартного отклонения характеризует практически идентичные для испытуемого понятия. Объекты, сходные по множеству признаков, объединяются с помощью кластерного анализа в группы или кластеры, что позволяет строить систему классификации объектов в виде дендрограммы. Интерпретация результатов экспериментального психосемантического исследования основывается на двух принципах: общего смысла и маркировки. Поиск общего смысла обобщает входящие в группу объекты кластера или фактора. Второй принцип основан на включении в стимульный материал объектов, которые обладают вполне определенным смыслом и служат ориентирами в семантическом Литература
Статьи по теме
Психология образования | Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н. Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении Психология образования | Нуркаева И.М., Артемова А.А. Информационная система диагностики стрессоустойчивости педагогов Сапогова Е.Е. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|