Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 104Рубрики 51Авторы 8748Новости 1748Ключевые слова 21419 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Цена интеллекта: от психологических категорий к экономическим 861

Ушаков Д.В.
доктор психологических наук, руководитель Научно-образовательного центра социальных компетенций и интеллекта, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: dv.ushakov@gmail.com

Лобанов А.Г.
аспирант Центра исследования и развития одаренности МГППУ, Москва, Россия

Аннотация

В статье предлагается модель, объясняющая связь способностей людей с экономическим успехом страны. Для этого предлагается рассматривать экономическую жизнь как решение задач людьми. При этом экономический успех оказывается зависим от того, как система образования позволяет преобразовывать способности в компетентности, а экономическая система – компетентности в экономические достижения. Предлагается формализация модели, на основании которой делается оценка экономического эффекта от осуществления программ поддержки одаренной молодежи

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Смысл предлагаемой модели – ввести уровень способностей людей в качестве фактора, определяющего экономическую эффективность предприятия, региона или государства. Именно здесь решение задач выступает в качестве ключевого объяснительного принципа. В то же время связь способностей людей с эффективностью решения экономических задач не является ни простой, ни непосредственной. Центральным опосредующим звеном, связывающим способности с эффективностью решения задач, является компетентность. Современная экономика требует профессионализма, и даже высокоодаренный человек, не имеющий соответствующей подготовки, не может быть эффективным профессионалом. Модель, связывающая способности людей с экономическими достижениями предприятия или государства, с нашей точки зрения, должна описывать следующие феномены:

  • распределение различных уровней способностей у групп людей;
  • процесс превращения способностей в компетентности, позволяющие решать профессиональные задачи;
  • процесс превращения компетентностей людей в экономические результаты.

Процесс превращения способностей в компетентности характеризует образование в широком смысле слова, поскольку показывает, в какой степени обществу удается использовать потенциал способностей населения для экономических целей. Именно в совершенствовании этого процесса и заключен основной потенциал влияния программ по образованию одаренных детей на экономические достижения.

Процесс превращения компетентностей людей в экономические результаты характеризует, в какой степени в рамках данной экономической системы способность людей к решению задач разной сложности важна для общих экономических показателей. Очевидно, что экономика, основанная на инновациях, связанная с созданием передовых технологий, в большей степени востребует высокие компетентности, чем экономика, идущая традиционным путем и эксплуатирующая чужие достижения и природные ресурсы.

Оба указанных процесса весьма сложны, и их протекание определяется взаимодействием многих переменных. Представляется, однако, что на сегодняшнем уровне развития науки мы уже способны охарактеризовать их с достаточной точностью, чтобы делать продуктивные выводы.

Литература
  1. Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М., 2001.
  2. Егорова М.С. Генетика поведения: психо-логический аспект. М., 1995.
  3. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-дина-мическая теория. М., 2003.
  4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.; М.,  2003.
  5. Bouchard T.J. IQ similarity in twins reared apart: Findings and responses to critics // Sternberg R.J., Grigorenko E. (eds.) Intelligence, heredity, and environment. Cambridge University Press, 1997.
  6. Davenport K.S., Remmers H.H. Factors in state characteristics related to average A-12 V-12 test scores // Journal of Educational Psychology, 1950.
  7. de Charms R., Moeller G.H. Values expressed in American children’s readers: 1880–1950 // Journal of Abnormal and Social Psychology, 1962.
  8. Dickerson R.E. Exponential correlation of IQ and the wealth of nations // Intelligence, 2006.
    Gelade G. IQ, cultural values, and the technological achievement of the nation // Intelligence, 2008.
  9. Gottfredson L.G. Why g matters: The complexity of everyday life // Intelligence, 1997.
  10. Jones G., Schneider J. Intelligence, Human Capital, and Economic Growth: A Bayesian
    Averaging of Classical Estimates (BACE) Approach, 2006.
  11. Hunt E., Wittman W. National intelligence and national prosperity // Intelligence, 2008, 36 (1).
  12. Hunter J.E. Cognitive ability, cognitive aptitudes, job knowledge, and job performance // Journal of Vocational Behavior, 1986, 29.
  13. Kohn M.L., Schooler C. Work and personality. Norwood, N.J.: Ablex, 1983.
  14. Loarer E., Chartier D., Huteau M., Lautrey J. Peut-on йduquer l’intelligence? L’йvaluation des effets d’une mйthode de remйdiation cognitive. Berne, 1995.
  15. Lynn R. The social ecology of intelligence in the British Isles // British Journal of Social and Clinical Psychology, 1979.
  16. Lynn R. The social ecology of intelligence in France // British Journal of Social and Clinical Psychology, 1980.
  17. Lynn R. The social ecology of intelligence in the British Isles, France and Spain // M.P. Friedman, J.P. Das and N. O’Connor (Eds). Intelligence and Learning. N. Y., 1981.
  18. Lynn R., Vanhanen T. IQ and the Wealth of Nations. Westport, CT: Praeger Publishers, 2002.
  19. McClelland D.C. The achieving society. Princeton, N.J.: Van Nostrand, 1961.
  20. Moles A. Information theory and esthetic perception. Urbana: University of Illinois Press, 1968.
  21. Price D. Little science, big science. N.Y., 1963.
  22. Shayer M. Neo-Piagetian theories and educational practice // International Journal of Psycholоgy, 22. 1987.
  23. Schwartz S.H. A theory of cultural value orientations: Explication and applications // Y. Esmer, T. Pettersson (Eds.) Measuring and mapping cultures: 25 years of comparative value surveys, 33–78. Leiden, The Netherlands: Brill, 2007.
  24. Storfer M.D. Intelligence and giftedness: the contribution of heredity and early environment. Jossey-Bass Publishers: San Francisco, Oxford, 1990.
  25. Volken T. The Impact of National IQ on Income and Growth: A Critique of Richard Lynn and Tatu Vanhanen’s Recent Book // European Sociological Review, 19.
  26. Weede E., Kampf S. The Impact of Intelligence and Institutional Improvements on Economic Growth // Kyklos, 2002.
comments powered by Disqus
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика