Влияние ценностных ориентаций школьников на восприятие музыки

1226

Аннотация

В статье представлены результаты теоретико-экспериментального исследования, выполненного в малоизученной области психологии –социальной перцепции искусства. Целью работы было исследование социально-психологических особенностей восприятия музыки. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о существовании специфической взаимосвязи личностных ценностей школьников с предпочтениями музыки различных направлений. Для изучения ценностей личности использовалась методика Ш. Шварца, особенности восприятия музыки выявлялись с помощью специально разработанной авторской анкеты. В качестве испытуемых в эксперименте участвовали ученики IX, X и XI классов московских средних общеобразовательных школ. На статистически значимом уровне (р < 0,05) доказано, что предпочтение школьниками классической музыки коррелирует с ценностями «самостоятельность» и «стимуляция» положительно, а с ценностью «гедонизм» – отрицательно; предпочтение музыки R&B отрицательно коррелирует с ценностью «самостоятельность» и положительно – с ценностью «гедонизм»; любители русского рока отличаются низкими показателями по ценностным шкалам «доброта» и «достижения», высокими – по шкалам «стимуляция» и «гедонизм»

Общая информация

Ключевые слова: социальная перцепция, ценностные ориентации личности , восприятие музыки, старшеклассник

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Для цитаты: Крушельницкая О.Б., Фам Е.Х. Влияние ценностных ориентаций школьников на восприятие музыки // Психологическая наука и образование. 2009. Том 14. № 5. С. 52–57.

Полный текст

 

Значение музыки в жизни человека трудно переоценить. Она оптимизирует настроение и удовлетворяет эстетические потребности, вдохновляет на поступки и располагает к релаксации; являясь важным атрибутом социальной деятельности людей, музыка может способствовать их сближению или порождать конфликты, и т. д. [Ананьев, 1982; Выготский; Орлов, 2003; Тарасов, 2007].

В нашей работе исследовалась специфика ценностных ориентаций старшеклассников, предпочитающих те или иные музыкальные направления. В ходе теоретической части исследования было показано, что в психологии существуют различные представления о содержании понятий «ценности» и «ценностные ориентации» (Я.Гу- дачек, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Франкл, Э. Фромм, Ю. А. Шерковин и др.). В отечественной психологии ценности рассматриваются как продукт жизнедеятельности малых и больших социальных групп (в том числе - всего человечества). В качестве ценности может выступать общепризнанный идеал, социальное представление, какими должны быть те или иные атрибуты общественной жизни. Ценностью также может быть произведение культуры, искусства. На уровне личности ценности образуют ядро ее структуры, выступая в качестве важного источника мотивации поведения человека. Таким образом, можно сказать, что ценности социально обусловлены и носят двойственный характер: с одной стороны, они представляют собой отпечаток общественных идеалов, а с другой - индивидуальны, потому что в них находит отражение жизненный опыт конкретной личности.

Восприятие музыки является малоизученной областью социальной психологии. В ряде исследований указывается на зависимость восприятия произведений искусства от личностных особенностей субъекта восприятия, его духовно-нравственного развития, культуры (А. Ф. Еремеев, Д. А. Леонтьев, С. Х. Раппорт и др.). При этом исследуются в основном те аспекты восприятия художественных произведений, которые обусловлены психофизиологическими и личностными характеристиками реципиентов. Реже рассматриваются социально-психологические условия перцептивных процессов формирования отношения к музыке, живописи и другим художественным явлениям [Ананьев, 1982; Орлов, 2003; Тарасов, 2007].

Так, например, для психологического изучения искусства В. Е. Семенов предлагает личностно-коммуникационный или межличностный подход, согласно которому «...искусство понимается как сложная система коммуникаций, общения, взаимодействия, взаимовлияния субъектов в процессах создания, распространения, восприятия, оценивания и воздействия художественных произведений в определенных общественно-исторических условиях» [Семенов]. С социально-психологических позиций В. Е. Семенов предлагает анализировать художественную коммуникацию, восприятие и воздействие произведений искусства. Он также подчеркивает, что в художественном произведении прямо или косвенно выражается личность и социальное окружение автора, а содержание предмета искусства опосредуется «.личностью (ценностями, опытом), окружением (референтными группами) реципиента» [Там же].

По мнению Д. А. Леонтьева, процесс восприятия произведения искусства следует рассматривать как особый тип деятельности, в котором учитываются индивидуально-личностные характеристики реципиента и особенности художественного произведения, а также характеристики ситуации, в которой осуществляется эта деятельность [Леонтьев, 1998]. Для целей такого многостороннего анализа необходимо учитывать девять базовых факторов, характеризующих личность реципиента (набор потребностей, уровень художественной компетенции и особенности ценностно-смысловой сферы личности), произведение искусства (смысловое содержание, чувственная форма и рекламная оболочка) и ситуацию (культурный фон, групповые нормы и ценности; жизненная ситуация реципиента), в которой происходит эта деятельность.

Таким образом, можно сказать, что в восприятии музыки (как и других объектов культуры, искусства) большую роль играют социально-психологические факторы, в том числе ценностные ориентации реципиентов, не обязательно напрямую связанные с содержанием воспринимаемого произведения. Выявление специфики ценностных ориентаций школьников, выбирающих то или иное музыкальное направление, стало предметом нашего дальнейшего экспериментального исследования. Для его целей имели значение в первую очередь такие факторы, как особенности ценностно­смысловой сферы личности, «рекламная оболочка» произведения, а также групповые нормы и ценности школьников, выступающих в качестве реципиентов. Уровень художественной компетенции респондентов в нашем исследовании был приблизительно одинаковым, так как ни один из испытуемых не имел систематического музыкального образования.

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о связи музыкальных предпочтений старшеклассников с их ценностными ориентациями, мы использовали методику Ш. Шварца [Карандашев, 2004], а также разработанную нами анкету для выявления особенностей восприятия музыки школьниками, включающую пять вопросов (три - закрытого типа и два - открытого), на которые респонденты отвечали, прослушав последовательно пять музыкальных отрывков, представляющих различные музыкальные направления (русскую популярную музыку, русский рок, русский шансон, классическую музыку и R&B - «Rhythm and blues»). При выборе образцов музыки мы опирались на экспертные мнения музыкантов, имеющих профессиональный стаж в качестве эстрадных исполнителей не менее трех лет. Продолжительность проигрывания каждого отрывка составляла 30 секунд.

Если классическая музыка в описании не нуждается, то об остальных направлениях целесообразно сказать несколько слов. Термином «русский шансон» в последние полтора-два десятилетия объединяют песни нескольких жанров: помимо «блатных», к ним относят бардовские, военные и некоторые другие песни. «Русский рок» сформировался во второй половине ХХ столетия на основе русской авторской песни (обычно исполняемой под акустическую гитару) и под влиянием западной рок-музыки. Современная русская популярная музыка включает произведения отечественных авторов, написанные чаще всего по западным образцам и в традициях, сложившихся в ХХ веке. R&B (англ. Rhythm and blues) - модное сейчас музыкальное направление, сочетающее элементы блюза, джаза и го­спела (южноамериканской христианской музыки, появление которой относят к первой трети прошлого столетия). Для российского слушателя R&B является, пожалуй, наиболее «новым» из всех перечисленных музыкальных направлений.

В качестве испытуемых в экспериментальной части исследовании приняли участие 22 школьника IX, X и XI классов московских средних общеобразовательных школ в возрасте от 14 до 17 лет. Как показали результаты, наиболее отвергаемым из предложенных музыкальных направлений для школьников оказался «русский шансон»: все испытуемые негативно оценили музыкальный фрагмент данного направления. Также большинство школьников отвергли музыкальные фрагменты, представляющие «русскую популярную музыку» и «русский рок». Большинство респондентов положительно отнеслись к образцам классической музыки и R&B. Стоит также отметить, что часть школьников (3 человека) предпочли музыкальный фрагмент в стиле «русский рок».

На наш взгляд, естественно, что наиболее предпочитаемыми направлениями для школьников явились «классическая музыка» и «R&B». Классика, можно сказать, бессмертна по определению. Что же касается «R&B», то на данный момент это музыкальное направление считается в подростково­юношеской и молодежной среде одним из самых модных и прогрессивных, поэтому школьники, в силу конформности и, возможно, желания принадлежать к определенной социальной группе выбирают его. Что же касается трех человек, отдавших предпочтение року, то у этих испытуемых на низком уровне оказался выраженным ценностный параметр «достижение» - т. е. их заинтересованность в личном успехе в соответствии с социальными стандартами невелика. Возможно, это и позволяет им идти в некоторых вопросах вразрез с общепринятым мнением.

С помощью методики Ш. Шварца [Карандашев, 2004] нами были выявлены наиболее значимые мотивационные типы ценностей на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов школьников. Так, наиболее значимыми на уровне нормативных идеалов оказались ценности «самостоятельность», «доброта» и «стимуляция», в то время как наименее важной - ценность «традиции». На уровне же индивидуальных приоритетов опрошенных лидирующие места заняли ценности «самостоятельность», «стимуляция» и «гедонизм»; «традиции» же снова оказались в самом низу рейтинга ценностей. Полученные результаты, скорее всего, связаны с социально-возрастными характеристиками участников исследования: стремлением к «взрослой» самостоятельности и новизне при несколько негативном отношении к традициям, подчас идущим вразрез с ценностями молодежной субкультуры. Что же касается факта выраженности ценности «гедонизм» исключительно на уровне профиля личности, то его, по-видимому, можно объяснить тем, что учащиеся, руководствуясь в своем реальном поведении гедонистическими принципами, сознают их непригодность в качестве социальной нормы. Иными словами, не выделяя для себя гедонистические ценности на уровне общечеловеческого идеала, школьники следуют им в реальной жизни.

Помимо оценок музыкальных фрагментов (ответы по 7-балльной шкале на вопросы: «Хотели бы Вы дослушать эту композицию до конца?», «Хотели бы Вы прослушать эту музыку еще раз?», «Записали бы Вы ее на свой плеер?»), школьники должны были в развернутой форме ответить на вопросы: «Как Вам кажется, кто слушает эту музыку?», «Какие эмоции у Вас вызвала прослушанная композиция?» и «Музыку какого направления слушаете Вы?».

Интересно, что часто ответы наших респондентов содержали достаточно стереотипную информацию. Так, например, по поводу целевой аудитории музыкального направления «русский шансон» практически все испытуемые высказались, что подобную музыку слушают мужчины без высшего образования, имеющие уголовное прошлое. Русскую популярную музыку, по мнению школьников, слушают «наивные девочки-подростки». «Русский рок» был приписан в качестве любимой музыки преимущественно людям без высшего образования, имеющим жизненный опыт. Любителей классической музыки в целом характеризовали как людей с высоким культурным уровнем, не моложе 17 лет, часто - имеющих хотя бы небольшое музыкальное образование. Описывая целевую аудиторию классической музыки, учащиеся использовали такие выражения, как «возвышенные люди», «счастливые в личной жизни», «уравновешенные, духовно развитые». Можно предположить, что респонденты тем самым рисуют некий идеальный образ, который ассоциируют с данной музыкой, и стремятся к нему. «R&B», по мнению школьников, предпочитают в основном люди 10-30 лет, веселые, любящие двигаться, следящие за модной музыкой и не сильно задумывающиеся над ее смыслом, чаще всего представительницы женского пола.

По результатам исследования нами была выявлена взаимосвязь между музыкальными предпочтениями старшеклассников и их ценностными ориентациями (использовался г-критерий Пирсона). Так, у старшеклассников, выбравших классическую музыку, по сравнению с их сверстниками, на уровне нормативных идеалов наблюдается низкий уровень выраженности ценности «гедонизм» (в среднем - 7-е место в ранжированном ряду десяти ценностей, различия значимы на уровне р < 0,05), а также высокий уровень предпочтения ценности «самостоятельность» (среднее ранговое значение 1,5; р < 0,05). На уровне индивидуальных предпочтений у этих испытуемых также зафиксирован более высокий (р < 0,05) уровень выбора ценностей «самостоятельность» (среднее значение1.5)   и «стимуляция» (2,5).

Для школьников, предпочитающих музыкальное направление «R&B», на уровне нормативных идеалов зафиксированы (р < 0,05) более низкие ранговые положения ценности «самостоятельность» (в среднем - 7-е место) и более высокие показатели по параметру «гедонизм» (усредненный ранг

2.5)   . У респондентов, выбравших направление «русский рок», выявлены низкие уровни (не выше 7-го места) показателей «доброта» (в качестве нормативного идеала) и «достижения» (на уровне индивидуальных предпочтений), а также высокие - по ценностям «стимуляция» (усредненное ранговое положение 2,5) и «гедонизм» (не ниже 3-го места в ранге ценностей).

Школьники с выраженным предпочтением гедонистических ценностей проявили тенденцию к наиболее негативному восприятию направления «русский шансон» (р = 0,6 на уровне нормативных идеалов и р = 0,51 на уровне реального поведения).

Как показали результаты нашего исследования, девочки проявляют тенденцию к большему предпочтению музыкального направления «R&B» (р = 0,06), чем мальчики. Что же касается возраста испытуемых, то среди старших подростков (IX классы) значительно больше оказалось приверженцев (р = 0,01) направления «R&B», чем среди старшеклассников (X и XI классы). С увеличением возраста испытуемых зафиксирована тенденция (р = 0,06) к предпочтению классической музыки.

В целом результаты, полученные в нашем исследовании, отразили социально­возрастные характеристики испытуемых: в подростковом и раннем юношеском возрасте школьники часто слишком некри­тично относятся к ценностям референтной группы. Наиболее предпочитаемая ими музыка в стиле «R&B» является для массовой молодежной субкультуры приобретением последних лет. Несмотря на то что «R&B» в своей основе имеет такие направления, как джаз и блюз, новое направление не ассоциируется для школьников с музыкой старших поколений, выросших на иных культурных образцах. Возможно, если бы школьники сознавали, что очарованы мелодиями почти теми же, под какие влюблялись их дедушки и бабушки, взаимоотношения поколений стали бы гармоничнее. Другое дело, что «рекламная оболочка» R&B - «гламурный» вид исполнителей и общий антураж - вряд ли позволят немолодым людям в полной мере ассоциировать модное направление с любимыми музыкальными произведениями.

 

Литература

  1. Ананьев Б. Г. Задачи психологии искусства. Художественное творчество. Сборник.Л., 1982.
  2. Выготский Л. С. Психология искусства. М.,1987.
  3. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб., 2004.
  4. Леонтьев Д. А. Введение в психологию искусства. М., 1998.
  5. Орлов В. А. Методика выявления структуры интереса школьников к телевизионным передачам // Психологическая наука и образование. 2003. № 3.
  6. Семенов В. Е. Социальная психология искусства: Актуальные проблемы. Л.,1988.
  7. Тарасов Г. С. О психологии музыки // Музыкальная психология и психотерапия. 2007.№ 1.

Информация об авторах

Крушельницкая Ольга Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой теоретических основ социальной психологии факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0762-6925, e-mail: krushelnickayaob@mgppu.ru

Фам Елена Хунговна, Студентка 5-ого курса, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: kieu.lien88@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2199
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1226
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0