Возможности диагностики личностных уровней с помощью методики «иерархия личности»

3138

Аннотация

В статье представлено описание методики «Иерархия личности», созданной для изучения таких личностных уровней как духовность, душевность, телесность. Полученные с ее помощью данные позволяют исследователю составить представление о доминирующей тенденции в личности, а также об иерархичности (соподчиненности) указанных выше уровней. Методика включает 31 пункт, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем уровням в личности: духовному, душевному и телесному. Ее содержание, стандартизация, внешняя и конструктивная валидность обоснованы исследованием, проведенным среди различных групп испытуемых: возрастную группу 17–20 лет составили 186 юношей и девушек; в группу 21–35 лет вошли 68 мужчин и женщин; в группу 36–55 лет вошли 33 мужчины и женщины. Показано, что данную методику можно использовать в различных группах респондентов благодаря апробации на полиморфной выборке.

Общая информация

Ключевые слова: духовность, личность, иерархия ценностей, душевность, телесность

Рубрика издания: История психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Морозова Е.А., Устюжанинова Е.Н., Шестун Е.В., Подоровская И.А. Возможности диагностики личностных уровней с помощью методики «иерархия личности» // Психологическая наука и образование. 2010. Том 15. № 1. С. 69–81.

Фрагмент статьи

В настоящее время существует большое количество методов диагностики личности, нацеленных на исследование различных ее аспектов (ценности, установки,
отдельные стороны личности и т. д.). Несмотря на их многообразие, необходимо
констатировать, что такие существенные характеристики личности, как духовность,
душевность, телесность как тенденции в их иерархичном соподчинении практически
не являются объектами для диагностики ввиду отсутствия разработанных методик.
Тем не менее, они представляют собой обширное исследовательское поле в психологической науке.

В целом духовность сегодня неоднозначно трактуется в психологии, в связи с
чем существует множество ее определений [15]. Так, В. Д. Шадриков пишет:

«Духовность всегда отражает отношения людей друг с другом, затрагивает проблемы добра и зла, определяет поведение человека в отношении добра и зла» [16, с. 34].

В. П. Зинченко [6, с. 367] считает, что без духовности существование человечества в
принципе невозможно, и определяет духовность как условие движения к вершинной
психологии, которая, согласно Л. С. Выготскому, определяет не глубины, а вершины
личности.

В. В. Знаков пишет, что проблема духовности в настоящее время привлекает
большое внимание, «особенно психологии понимания, в которой чрезвычайно актуальным является вопрос о выявлении психологической сущности духовного Я понимающего мир субъекта...» [7, с. 146].

По мнению И. М. Ильичевой [8], духовность в психологии – это признание человеком своих возможностей и стремление к их реализации на благо общества. С точки зрения П. В. Симонова, П. М. Ершова, Ю. П. Вяземского [11], в категории духовности господствует бескорыстие, потребность познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни.

Литература

  1. Акопов Г. В. Российское сознание: историко-психологические очерки. Изд. 2-е испр. и доп.
    Самара, 2002.
  2. Веселова Е. К., Черняева С. А., Бисенбиева М. К. Мировоззрение и нравственный выбор // Ананьевские чтения–2000. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2000.
  3. Дворецкая М. Я. Концепция человека в религиозно-философском учении Восточно-
    христианской церкви эпохи Средневековья:
    Психологический аспект. СПб., 2004.
  4. Ермолаев О. Е. Математическая статистика
    для психологов. М., 2003.
  5. Зеньковский В. В. Основы христианской
    философии. М., 1997.
  6. Зинченко В. П. (при участии С. Ф. Гербова,
    Н. Д. Гордеевой) Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы
    построения системы развивающего обучения
    Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова): Учеб. пособие. М., 2002.
  7. Знаков В. В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной
    веры // Вопросы психологии. 1995. № 6.
  8. Ильичева И. М. Введение в психологию духовности: учеб. пособие. М., 2006.
  9. Линде Н. Д. Что же такое духовность? //
    Журнал практического психолога «Консонанс». 1998. № 6.
  10. Розин В. М. Психология и культурное развитие человека: Учеб. пособие. М., 1994.
  11. Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П.
    Происхождение духовности. М., 1989.
  12. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы
    психологической антропологии. Психология
    человека. Введение в психологию субъективности. Учеб. пособие для вузов. М., 1995.
  13. Фанталова Е. Б. Диагностика внутриличностного конфликта. Самара; М., 2001.
  14. Флоренская Т. А. Диалог в практической
    психологии: Наука о душе. М., 2001.
  15. Храмова Н. Г. Духовность в ее собственном смысле // Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий. Тольятти, 2002.
  16. Шадриков В. Д. Духовность как реализация личностного смысла бытия // Школа духовности. 2000. № 2

Информация об авторах

Морозова Елизавета Алексеевна, Москва, Россия

Устюжанинова Елена Николаевна, кандидат психологических наук, заместитель декана по воспитательной работе психолого-педагогического факультета Самарского филиала Московского городского педагогического университета, Самара, Россия, e-mail: psylu@mail.ru

Шестун Е.В., доктор педагогических наук, действительный член РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, e-mail: kafpravped@yandex.ru

Подоровская Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент межвузовской кафедры православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, Самара, Россия, e-mail: kafpravped@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2566
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 3138
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6