Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Экспериментальное исследование возрастной идентификации у людей, совершивших суицидальную попытку * 1286Белопольская Н.Л. АннотацияВ статье приводятся данные экспериментального исследования нарушений возрастной идентификации у людей разных возрастных групп, совершивших суицидальную попытку. В описываемом исследовании применена оригинальная авторская методика – «Половозрастная идентификация для взрослых». Изучались особенности возрастной самоидентификации, возможность построения половозрастных образов на протяжении жизненного пути человека и выбор предпочтительных и негативных возрастных образов. Произведен качественный и количественный анализ данных, отражающих особенности возрастной идентификации у суицидентов и здоровых успешных взрослых. Полученные результаты показали, что возрастная идентификация у суицидентов имеет ряд черт, принципиально отличающих их от возрастной идентификации успешных взрослых людей разного возраста. Достоверно доказано, что представления суицидентов о половозрастных ролях своего жизненного пути существенно искажены. * Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Нарушения половозрастной идентификации у подростков и взрослых, переживающих жизненный кризис». № 08-06-0278а. Ключевые слова: идентичность, суицид, кризис, половозрастная идентификация, негативный образ, предпочтительный образ Рубрика: Психология развития Тип: научная статья Фрагмент статьи
Феномен идентификации относится к числу постоянно действующих механизмов развития личности. Идентификация выступает как структурирующий фактор самосознания личности, который действует на всех этапах онтогенеза. Однако на каждом возрастном этапе присвоение общественного опыта происходит по-своему, что определяется «степенью биологического созревания вкупе с социальной ситуацией развития индивида» [12; 13]. Э. Эриксон понимает процесс развития идентичности как интеграцию и дифференциацию идентификаций, происходящих одновременно. Идентичность характеризует то, что остается постоянным, несмотря на развитие каждого человека и всевозможные изменения, происходящие с ним на протяжении всего жизненного пути [5; 8; 11]. Идентичность – актуальное состояние на срезе жизненного пути, а идентификация – процесс формирования идентичности [8; 9]. Исходя из структуры идентификации, которая представляется сплавом эмоционального, когнитивного и социального компонентов, можно с уверенностью сказать, что на начальных этапах развития личности доминирует эмоциональный компонент, а по мере взросления увеличивается вес когнитивного и социального компонентов. С возрастом простые и поверхностные формы идентификации постепенно заменяются более глубокими и сложными. Несомненно, что психологическое время личности, которое складывается из настоящего, прошлого и будущего, непосредственно связано с восприятием личностью своего возраста и, соответственно, с особенностями возрастной идентификации индивида. В современном обществе подвлиянием различных социальных тенденций, обусловливающих сильные переживания и кризисные периоды в жизни человека, происходят изменения в субъективной оценке людьми своего возраста и своих социальных ролей [6]. Возрастная идентификация представляет собой базовый компонент структуры идентичности. Она отражает жизненные события, переживаемые личностью, и определенным образом сочетается с процессами взросления, становления и старения. Оценка своего возраста определяет и принятие определенной половозрастной роли человека [14; 15]. Ранее нами была разработана методика исследования половозрастной идентификации у детей, которую мы апробировали на детях и младших подростках с различными проблемами психического здоровья. Было достоверно доказано, что при нарушении хода психического развития в детском и подростковом возрасте имеет место неадекватная половозрастная самоидентификация, нарушения представлений о смене возрастных ролей в процессе жизни человека и регрессивная тенденция в выборе предпочтительного возрастного образа [1; 2]. Дальнейшие исследования возрастной и половозрастной идентификации у подростков и взрослых потребовали модификации используемого инструментария, что привело к разработке новой методики «Половозрастная идентификация для взрослых». Ее апробация на практически здоровых и успешных взрослых людях разного возраста обнаружила четкие тенденции испытуемыми в выполнении задания. Литература
Статьи по теме
Психология развития | Шумакова Н.Б. Творческий потенциал и его измерение в современных зарубежных исследованиях Психология развития | Суботник Р.Ф., Ольшевски-Кубилюс П., Уоррелл Ф.К. Раскрытие творческих способностей: подход к развитию таланта Белинская Е.П. Колантаевская А.С. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|