Сэйфер С. доктор педагогических наук, постдипломные курсы руководства в сфере образования государственного университета г. Портлэнд, Орегон (США), США e-mail: saifer@comcast.net
В статье рассматривается роль игры в развитии детей, делается попытка преодолеть противоречие в оценке игры как излишней для процесса обучения, но жизненно важной для развития. Автор представляет критический анализ взглядов Л. С. Выготского на игру и «общепринятых» представлений о траектории развития игры, которые гласят, что все виды ранних детских игр эволюционируют в игры с правилами или улучшают социальные навыки. Представлена альтернативная двухчастная теория игры, в которой постулируется существование двух типов игры в раннем возрасте: игра – отработка навыков и высокоразвитая игра (игра «понарошку», включающая роли, сценарий и вербальное/социальное взаимодействие), каждый из которых ведет к различным новообразованиям: овладению спортивными, настольными играми и высокоразвитому мышлению соответственно. Приводятся аргументы в пользу высокоразвитой игры как основной стратегии эффективного обучения в любом возрасте.
Общепринятые представления о траектории развития игры
Большинство теорий о роли игры в когнитивном развитии описывает путь от
исследовательской активности и манипулирования с предметами в младенчестве и
раннем возрасте к социальной игре-драматизации и конструированию у
дошкольников, а затем – к играм по правилам, спортивным играм и досуговой
деятельности подростков и взрослых [40; 54; 57].
В ряде теоретических работ, обзоров и иных публикаций игра рассматривается
как способ успешного овладения социальными навыками [5; 11; 38; 39; 46; 47].
Этот «общепринятый» взгляд на игру можно встретить в большинстве книг на эту
тему, в учебниках по психологии развития. Фокусируясь на роли игры в социальном
развитии, они в лучшем случае приводят краткую справку о ее значении для
когнитивной сферы. Например, часто используемый учебник Лауры Э. Берк посвящает
описанию последовательности этапов игры с точки зрения когнитивного развития
[5, p. 599] в разделе под названием «Сверстники, окружение и обучение в школе».
В нем перечисляются четыре этапа в последовательности их развития:
манипулирование, конструирование, игра «понарошку» и игры с правилами, ссылаясь
на главу из книги, написанной Рубиным в 1983 году.
В книге, вышедшей под редакцией Д. Фромберга и Д. Берген, последняя
пишет: «Формы игры трансформируются на протяжении всего детства, превращаясь в
нечто отличное от игры, в «отдых» или «досуговую деятельность» взрослых.
Реплики и игровые действия все больше интернализируются, а некоторые виды игр
становятся скорее серьезными и соревновательными, нежели развлекательными» [23,
p. хvii].
Barnett, W. S., Jung, K., Yarosz, D., Thomas, J., Hornbeck, A., Stechuk,
R., & Burns, S. M. Educational effects of the Tools of the Mind curriculum:
A randomized trial. Early Childhood Research Quarterly, 23(3), 2008.
Bergen, D. The role of pretend play in children’s cognitive development.
Early Childhood Research and Practice, 4(1). Retrieved from
http://ecrp.uiuc.edu/v4n1/bergen.html,
2002.
Bergen, D., & Coscia, J. Brain research and childhood education:
Implications for educators. Olney, MD: Association for Childhood Education
International, 2001.
Berk, L. E. Child development. Boston, MA: Pearson Education Allyn &
Bacon, 2006.
Berkowitz, A. L., & Ansari, D. Generation of novel motor sequences: The
neural correlates of musical improvisation. Neuroimage, 41(2), 2009.
Bodrova, E., & Leong, D. J. Self-regulation: A foundation for early
learning. Principal, 85(1), 2005.
Bodrova, E., & Leong, D. J. Adult influences on play: The Vygotskian
approach. In D. P. Fromberg & D. Bergen (Eds.), Play from birth to twelve:
Contexts, perspectives, and meanings (2nd ed., pp. 167–172). New York,
2006.
Bodrova, E., & Leong, D. J. Tools of the Mind: The Vygotskian approach
to early childhood education (2nd ed.). Upper Saddle River, NJ., 2007.
Brown, S. (with Vaughan, C.). Play: How it shapes the brain, opens the
imagination, and invigorates the soul. New York, 2009.
Coplan, R. J., Rubin, K. H., Findlay L. C. Social and nonsocial play. In D.
P. Fromberg & D. Bergen (Eds.), Play from birth to twelve: Contexts,
perspectives and meanings (2nd edition). New York, 2006.
Copple, C., & Bredekamp, S. (Eds.). Developmentally appropriate
practice in early childhood programs serving children from birth through age 8
(3rd ed.). Washington, 2009.
Damasio, A. R. Some notes on the brain, imagination and creativity. In K.
H. Pfenninger & V. R. Shubik (Eds.), The origins of creativity . New York,
2001.
Diamond, A., Barnett, W. S., Thomas, J., & Munro, S. Preschool program
improves cognitive control. Science, 318(5855), 2007.
Duncan, R. M., & Tarulli, D. Play as the leading activity of the
preschool period: Insights from Vygotsky, Leont’ev, and Bakhtin. Early
Education and Development, 14(3), 2003.
Elkind, D. Thanks for the memory: The lasting value of true play. Young
Children, 58(3), 2003.
Elkonin, D. B. Psychology of play // Journal of Russian and East European
Psychology, 43(1&2), 2005 (Original work published 1978).
Engel, S. The narrative worlds of what is and what if. Cognitive
Development. 20(4), 2005.
Feldman, R. S. Child development (4th ed.). Upper Saddle River, NJ.,
2007.
Fromberg, D. P., & Bergen, D. (Eds.). Play from birth to twelve:
Contexts, perspectives, and meanings (2nd ed.). New York, 2006.
Ginsburg, K. R., and the Committee on Communications, & Committee on
Psychosocial Aspects of Child and Family Health. The importance of play in
promoting healthy child development and maintaining strong parent-child bonds
[Clinical
rep.]. Pediatrics, 119(1), 2007.
Halsband, U., & Lange, R. K. Motor learning in man: A review of
functional and clinical studies. Journal of Physiology, Paris, 99(4–5),
2006.
Harris, P. L. The work of the imagination. Oxford, 2000.
Heilman, K. M., Nadeau, S. E., & Beversdorf, D. O. Creative innovation:
Possible brain mechanisms. Neurocase, 9(5), 2003.
Hirsh-Pasek, K., Golinkoff, R. M., Berk, L. E., & Singer, D. G. A
mandate for playful learning in preschool: Presenting the evidence. New York,
2009.
Isenberg, J. P., & Quisenberry, N. Play: Essential for all children. A
position paper of the Association for Childhood Education International.
Retrieved from
www.acei.org/playpaper.htm,
2002.
Kane, J., & Carpenter, H. Imagination and the growth of the human mind.
In S. Olfman, (Ed.), All work and no play…: How educational reforms are harming
our preschoolers (pp. 125–141). Westport, 2003.
Kasner, E., & Newman, J. Mathematics and the imagination. Mineola, NY.,
2001.
Leong, D. J., Bodrova, E., & Hensen, R. Tools of the Mind curriculum
project preschool manual (5th ed.). Denver, CO: Metropolitan State College of
Denver, Center for Improving Early Learning, 2008.
Miller, E., & Almon, J. Crisis in the kindergarten: Why children need
to play in school. College Park, MD: Alliance for Childhood, 2009.
Modell, A. H. Imagination and the meaningful brain. Cambridge, 2003.
Northwest Regional Educational Laboratory. Math problem solving model.
Portland, OR: Center for Teaching and Learning. Retrieved from
http://www.nwrel.org/msec/mpm/. 2008.
Paley, V. G. A child’s work: The importance of fantasy play. Chicago, IL.,
2005.
Piaget, J. The language and thought of the child. London, UK., 1926.
Piaget, J. The moral judgment of the child. Glencoe, IL., 1932.
Piaget, J. Play, dreams, and imitation in childhood. New York, 1962.
Pink, D. H. A whole new mind: Why rightbrainers will rule the future. New
York, 2006.
Porges, S. W. The Polyvagal Theory: Phylogenetic contributions to social
behavior. Physiology & Behavior, 79(33), 2003.
Porges, S. W. Maturational shifts in the neural regulation of the autonomic
nervous system: Implications for vulnerability, resilience, and treatment.
Paper presented at the Oregon Conference on Early Childhood: Brain Science to
Smart
Policy, Portland, 2009.
Repina, T. A. Development of imagination. In A. V. Zaporozhets & D. B.
Elkonin (Eds.). The psychology of preschool children. (Original work published
in 1964.) Cambridge, 1971.
Rowling, J. K. The fringe benefits of failure, and the importance of
imagination. [Prepared commencement address.] Retrieved May 1, 2009, from the
Harvard University Gazette Online Web site:
www.news.harvard.edu/gazette/2008/06.05/99-rowlingspeech.html
Rubin, K. H. Play behaviors of young children. Young Children, (32)6,
1977.
Rubin, K. H. Fantasy play: Its role in the development of social skills and
social cognition. New Directions for Child and Adolescent Development. 1980
(9).
Rubin, K. H., Fein, G. G., & Vandenberg, B. Play. In E. M. Hetherington
(Ed.). Handbook of child psychology, Vol. 4. Socialization, personality, and
social development (4th Ed.). New York, 1983.
Shmukler, D. Preschool imaginative play predisposition and its relationship
to subsequent third grade assessment. Imagination, Cognition, and Personality,
2(3), 1983.
Singer, D. G., & Lythcott, M. A. Fostering school achievement and
creativity through sociodramatic play in the classroom. In E. F. Zigler, D. G.
Singer, & S. J. Bishop-Josef (Eds.). Children’s play: The roots of reading.
Washington, D. C.: Zero to Three Press, 2004.
Singer, D. G., & Singer, J. L. The house of make-believe: Children’s
play and the developing imagination. Cambridge, 1992.
Singer, D. G., & Singer, J. L. Fantasy and imagination. In D. P.
Fromberg & D. Bergen (Eds.). Play from birth to twelve: Contexts,
perspectives, and meanings. (2nd ed., pp. 271–278). New York, 2006.
Siraj-Blatchford, I. Conceptualising progression in the pedagogy of play
and sustained shared thinking in early childhood education: A Vygotskian
perspective. Educational & Child Psychology 26(2), 77–89, 2009.
Smilansky, S. Effects of sociodramatic play on disadvantaged preschool
children. New York, 1968.
Teale, W. H, & Sulzby, E. (Eds.). Emergent literacy: Writing and
reading. Norwood, NJ., 1986.
Vygotsky, L. S. Imagination and creativity in childhood. (Original work
published in 1930). Soviet psychology, 28(1), 1990.
Vygotsky, L. S. Play and its role in the mental development of the child
(C. Mulholland, Trans.). (Original work published in 1933.) Retrieved from the
Psychology and Marxism Internet Archive Web site:
www.marxists.org/archive/vygotsky/works/1933/play.htm
Whitebread, D., Coltman, P., Jameson, H., & Lander, R. (2009). Play,
cognition and self-regulation: What exactly are children learning when they
learn through play? Educational & Child Psychology 26(2), 2009.
Whitehurst, G. J. & Lonigan, C. J. Emergent literacy: Development from
prereaders to readers. In S. B. Neuman & D. K. Dickensen (Eds.). Handbook
of early literacy research. New York, 2003.
Zigler, E. F., Singer, D. G., & Bishop-Josef, S. J. (Eds.). Children’s
play: The roots of reading. Washington, 2004.
Zigler, E. F., Singer, D. G., & Bishop-Josef, S. J. (Eds.). Children’s
play: The roots of reading. Washington, 2004.