Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9245Новости 1820Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 1 место —
направление «Психология» 86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 2,154 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Инклюзия в культурологической перспективе 2462Шеманов А.Ю. Попова Н.Т. АннотацияВ статье обосновывается необходимость введения культурологической перспективы при постановке задач инклюзивного (включающего) образования и оценке его возможностей. В процессе образования и воспитания людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) важно учитывать их особые культурные потребности. Признание таких потребностей означает описание определенных систем отношений, идентификаций, специфики их составных элементов, культурной среды, адекватной людям с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, это влечет за собой поиск и формирование референтной группы как условия развития человека, языка коммуникации, как для внутренних нужд данной группы, так и для общения с иными группами. Обосновывается необходимость пересмотра доминирующих в современной теории и практике инклюзии концепций культуры в направлении более продуктивного использования культурологических знаний в процессе создания развивающей образовательной среды. Обсуждаются возможности культурных форм, которые могут быть найдены в арсенале традиционных культур и в творческих практиках современного искусства, в процессе создания поддерживающей социокультурной среды, способствующей инклюзии и интеграции людей с ОВЗ. Ключевые слова: инклюзивное образование, люди с ограниченными возможностями здоровья, особые культурные потребности, парадигмы культурной психологии Рубрика: Инклюзивное образование Тип: научная статья Тематический сетевой сборник: Инклюзивное образование Фрагмент статьи
Современной тенденцией в социальной политике в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нашедшей отражение, в частности, в Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, является ее ориентация на принцип равного достоинства личности каждого человека. Это определяет акцент на способностях человека (подчас уникальных), а не на его дефекте; на поддержании приемлемого для инвалида образа жизни, учитывающего особенности его развития, а не только на максимально доступном восстановлении его способности включения в жизнь людей, не имеющих инвалидизирующих ограничений здоровья. Идеология инклюзии основана на идее включающего общества. Она означает изменение общества и его институтов таким образом, чтобы они благоприятствовали включению другого (человека другой расы, вероисповедания, культуры, человека с ограниченными возможностями здоровья). Причем предполагается такое изменение институтов, чтобы это включение содействовало интересам всех членов общества, росту их способности к самостоятельной жизни (включая лиц с ОВЗ), обеспечению равенства их прав и т. п. <...> Литература
Статьи по теме
Инклюзивное образование | Алехина С.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Экспертная оценка параметров инклюзивного процесса в образовании Инклюзивное образование, Семейная психология | Алехина С.В., Клочко Е.Ю., Авилочева Н.С., Седых О.А. Психология образования, Психология развития | Юдина Т.А. Психология образования, Психология развития | Лыонг М.Х. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|