Опыт корпоративного наставничества при трудоустройстве подростков с ограниченными возможностями здоровья

3

Аннотация

Данная статья посвящена описанию опыта реализации программы корпоративного наставничества фонда «Хранители детства» в ходе обучения и трудовых стажировок подростков и молодых взрослых с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Корпоративное наставничество представлено как универсальная модель профориентации подростков в условиях рабочих отношений в действующих компаниях, где происходят интенсивная передача опыта и знаний, формирование навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей трудовой деятельности, закладывается формирование трудовой мотивации. В исследовании приняли участие 82 подростка в возрасте от 14 до 18 лет (26 слабослышащих и глухих, 56 — с ментальными особенностями), которые были временно трудоустроены в 34 компании города Москвы и Ростовской области. В результате участия в программе подростки с ОВЗ значительно расширили свое представление о доступных профессиях, освоили азы профессии, учась работать в коллективе, получили практический опыт работы в ходе стажировок под руководством наставников — сотрудников компаний, осознали перспективы своей трудовой деятельности в перспективе.

Общая информация

Ключевые слова: подросток, люди с ограниченными возможностями здоровья, ранняя профориентация, корпоративное наставничество, готовность к трудовой деятельности

Рубрика издания: Возрастная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/ssc.2024050305

Получена: 04.09.2024

Принята в печать:

Для цитаты: Андриевских А.А., Волчанская В.О. Опыт корпоративного наставничества при трудоустройстве подростков с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Социальные науки и детство. 2024. Том 5. № 3. С. 68–81. DOI: 10.17759/ssc.2024050305

Полный текст

Введение

В России, по оценкам Министерства труда Российской Федерации, проживают порядка 13 млн людей с инвалидностью, из них работают только 16%, в том числе люди с приобретенной инвалидностью III и II рабочих групп, которые не афишируют наличие ограничений. Еще 16% хотели бы работать, если бы для этого были созданы условия. Стоит отметить, что 68% работать не готовы, поскольку живут на пенсии, пособия, а также получают помощь родственников [Колокольцева, 2022; Миссуловин, 2019; Пряжникова, 2008].

Вместе с тем порядка 9000 студентов с инвалидностью ежегодно выпускаются из высших учебных заведений, и большая часть из них остается без работы. Государство предпринимает много усилий, но проблема трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) затрагивает лишь малую часть этой группы [Авдонина, 2024; Антонова, 2020; Вирина, 2024]. Анализ данных по занятости и безработице среди людей с инвалидностью в трудоспособном возрасте на 2022 год показывает, что доля занятых из этой категории остается невысокой — менее 20% от общего числа лиц с инвалидностью в этом возрасте [Бонкало, 2015; Масалимова, 2023].

Сегодня нельзя говорить о том, что рынок труда закрыт для специалистов с наличием ограничений, но рабочие места не адаптированы под возможности людей, а те, в свою очередь, не готовы к трудоустройству без предварительной адаптации [Державина, 2020; Серякина, 2017].

Проблема выбора профессии подростками с ОВЗ и трудоустройства молодых инвалидов остается одной из наиболее актуальных и сложных для нашей страны. Часто бывает, что способности подростков не соответствуют их желаниям и ожиданиям в сфере трудоустройства [Антипин, 2011; Атрощенко, 2024; Васильева, 2019]. Несмотря на разнообразие существующих форм профессиональной ориентации, обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью обычно не участвуют в большинстве из них, а процесс профориентации ограничивается определением типов профессий.

Вместе с тем получение профессионального образования является важным условием для успешной адаптации в обществе и эффективной самореализации в различных сферах профессиональной и социальной деятельности [Антонова, 2020; Семья, 2023; Измайлова, 2021].

По мнению исследователей, на ситуацию с трудоустройством подростков с ограниченными возможностями здоровья влияют:

  • отсутствие знаний и умений у соискателей — часто у них нет ни малейшего представления о профессии, для получения образования выбираются специализированные учебные заведения с крайне низким качеством знаний на выходе;
  • факторы внешней среды — законодательство, регулирующее трудоустройство людей с ОВЗ и инвалидностью, развитие технологий могут изменить требования к рабочим местам и навыкам, необходимым для успешной занятости [Никифоров, 2017; Старобина, 2022];
  • особенности механизма поддержки — трудности с доступной средой, требования специализированных условий по оборудованию рабочих мест, неготовность работодателей к адаптации рабочих мест за свой счет, отсутствие поощрительных мер в отношении работодателей [Романова, 2012];
  • территориальная привязка, низкая мобильность (наибольшая сложность в регионах) [Бонкало, 2015; Скуднова, 2021].

В настоящее время особое внимание на федеральном уровне уделяется профориентации подростков с ОВЗ. Это осуществляется путем создания необходимой материально-технической базы, улучшения учебно-методического и содержательного потенциала образования и других мероприятий [Богданова, 2014; Волчанская, 2021; Barford, 2022].

Данная статья посвящена описанию и анализу опыта реализации программы корпоративного наставничества фонда «Хранители детства» как инструмента профориентации и создания условий для успешного трудоустройства подростков и молодых взрослых с ОВЗ.

Методология и программа исследования

Программа корпоративного наставничества, разработанная Фондом «Хранители детства» на основе лучших практик, с 2016 года помогает подросткам более осознанно подойти к выбору профессии и выстроить план личного и профессионального развития при поддержке наставников.

Цель программы — содействие успешной социализации и профессиональному самоопределению подростков с ОВЗ путем создания условий для формирования осознанного выбора профессии, развития мотивации к трудовой деятельности, соответствующей их индивидуальным способностям и интересам, а также преодоления барьеров, препятствующих трудоустройству и интеграции в общество.

В качестве теоретико-методологического основания в исследовании используется ресурсный подход. В рамках этого подхода трудовые стажировки рассматриваются как важный ресурс, способствующий формированию профессионального самоопределения у подростков. Они выступают детерминантой, влияющей на поведение субъекта и его профессиональный рост. Все участники процесса корпоративного наставничества — как само предприятие, включая его рабочую атмосферу, так и наставники, а также родители или их заменяющие лица — играют ключевую роль в удовлетворении потребностей стажера и содействии в достижении его карьерных целей, что создает благоприятную среду для личностного и профессионального развития и имеет значительное влияние на выбор карьеры и профессиональное самоопределение [Вирина, 2024; Ильясов, 2013; Шинкаренко, 2019].

Программа разработана в рамках комплексного подхода, включающего образовательные, практические составляющие, что обеспечивает подросткам возможность максимальной реализации их потенциала и успешной адаптации на современном рынке труда [Антипин, 2011].

Задачи программы:

  • повысить мотивацию подростков с ОВЗ и инвалидностью к развитию и саморазвитию через реализацию индивидуальных профессиональных маршрутов;
  • сформировать трудовую готовность путем проведения профессиональных проб и стажировок;
  • провести комплекс мер, направленный на профилактику иждивенчества и асоциального образа жизни;
  • провести комплекс мер по повышению конкурентоспособности подростков уязвимых категорий на рынке труда и, как следствие, осознанности в выборе профессии с последующим успешным трудоустройством.

В 2022 году программа была адаптирована для подростков с особенностями физического и ментального развития и включает следующие направления:

  1. подбор компаний-партнеров, готовых предоставить интересные для подростков с ОВЗ виды занятости;
  2. профориентационное тестирование и консультирование подростков с ОВЗ;
  3. адаптацию контента на портале Напримерку.ру для подростков с особенностями развития как основу их обучения [Никифоров, 2017];
  4. подготовку наставников к приему на работу подростков данной категории;
  5. организацию и сопровождение стажировок с учетом особенностей подростков.

В программе приняли участие воспитанники социальных и образовательных (школы-интернаты) организаций города Москвы и Ростовской области в возрасте от 14 до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья.

Во время очных и онлайн комплексных мероприятий подростки получили возможность познакомиться с широким спектром сфер занятости, успешными профессионалами и пройти обучение на портале Напримерку.ру, который является информационным и обучающим ресурсом [Обучающие курсы [Электронный, 2024].

Выборка: 34 компании приняли на стажировки и временное трудоустройство 26 слабослышащих и глухих подростков, а также 56 участников с ментальными особенностями.

Методики

Исследование проводилось в несколько этапов: до и после прохождения подростками стажировки. При оценке динамики изменения показателей участников программы оценщики-эксперты применяли индикаторный, эмпирический и экспертный подходы. Были использованы следующие методы:

  • структурированное интервью с целевыми группами: подростками, наставниками, администрацией и воспитателями детских учреждений, представителями бизнеса — партнерами программы, а также специалистами Фонда «Хранители детства» (на платформе Zoom);
  • анкетирование подростков с помощью специально разработанной анкеты с 10-балльной и 5-балльной шкалой ответов.

Результаты

Результаты срезов по вопросу, связанному с выбором профессии в начале проекта (рис. 1) и после года участия (рис. 2), показали, что участие в программе положительно повлияло на представления респондентов о выборе профессии и трудоустройстве.

 

Рис. 1

Рис. 1. Ответы подростков до участия в проекте

 

Анализ данных показывает, что есть несколько ключевых факторов, препятствующих выбору профессии. Чаще всего подростки сталкиваются с отсутствием устойчивого интереса к чему-либо (35%), что может указывать на недостаток информированности или отсутствие достаточного практического опыта, чтобы понять лучше свои интересы. Это подтверждается и высокими процентами ответов по позиции «Мало знаю о профессиях» (29%), что подчеркивает важность просветительской работы в этом направлении. Также подростки недостаточно четко понимают свои сильные стороны, у них отсутствует представление о собственных навыках — «Плохо понимаю, что могу» (30%). При этом «неуверенность в себе», связанную с низкой самооценкой, отметили только 25% респондентов.

 

Рис. 2

Рис. 2. Ответы подростков после участия в проекте

 

Показано, что после участия в проекте такие факторы, как «неуверенность в себе», «плохо понимаю, что могу» и другие, снизились (рис. 2).

Анализ ответов опроса участников программы, где им предлагалось отметить степень своего согласия с утверждением по 10-балльной шкале (1 — абсолютно не согласен, а 10 — абсолютно согласен) до участия в программе (рис. 3) и по окончании (рис. 4), показал, что их навыки коммуникации, планирования и самостоятельности в принятии решений улучшились или остались на прежнем уровне.

 

Рис. 3

Рис. 3. Ответы подростков до участия в проекте

 

Респонденты отметили, что общение с профессионалами в интересующих их областях, сотрудничество с наставниками и получение положительных отзывов от окружающих способствовали развитию их умений (рис. 4).

 

Рис. 4

Рис. 4. Ответы подростков после участия в проекте

 

После стажировки наблюдается рост уверенности среди респондентов в способности принимать решения. Число тех, кто «абсолютно согласен», увеличилось на 9%, а тех, кто «согласен», осталось на том же уровне. В то же время на 9% сократилось количество респондентов, которые «абсолютно не согласны» или «не согласны», что свидетельствует о результативности программы. Процент респондентов, которые соглашались с утверждением частично, остался на одинаковом уровне, что с учетом категории респондентов возможно интерпретировать как сохранение стабильности самооценки.

На 11% сократилась доля респондентов, которые испытывают неуверенность в общении с малознакомыми людьми, и на 10% увеличилось число участников, которые не испытывают трудностей с коммуникацией, что свидетельствует о положительной динамике. Количество респондентов, частично согласных с утверждением, осталось на прежнем уровне.

В сумме доля респондентов, которые не уверены в своей способности планировать свои дела, сократилась на 13%. При этом 64% участников теперь уверены в своих способностях (согласен и абсолютно согласен), что на 13% больше по сравнению с показателями до стажировки. Это свидетельствует о значительном повышении уверенности в результате реализации программы. Немного увеличилось (с 24% до 26%) число респондентов, которые частично согласны с утверждением.

Также подростки оценили свой опыт взаимодействия с наставниками (рис. 5). Они ответили на вопросы, где нужно было указать, насколько ты согласен с каждым утверждением по 5-балльной шкале от 1 до 5, где 1 — абсолютно не согласен, а 5 — абсолютно согласен.

 

Рис. 5

Рис. 5. Опыт взаимодействия подростков с наставниками

 

Полученные результаты показывают высокий уровень удовлетворенности и доверия к наставнику со стороны респондентов. Большинство участников (81%) «согласны» или «абсолютно согласны» с тем, что могут обратиться к наставнику за советом. Это свидетельствует о высокой степени доверия и готовности к взаимодействию. Низкий процент (8%) тех, кто не согласен с этой идеей, может указывать на наличие отдельных проблем в контакте.

Также положительная тенденция наблюдается в вопросах формирования привязанности в парах «наставник-подопечный»: 82% респондентов выражают согласие с тем, что у них сложились дружеские отношения с наставником. Это говорит о том, что наставничество в ходе стажировок становится не только профессиональным, но и личным, что может способствовать более эффективному обучению и взаимодействию. Показателем наличия мотивации долгосрочного сотрудничества является то, что 74% респондентов готовы обращаться к наставнику даже после окончания стажировки, что также свидетельствует о ценности, которую респонденты придают этому контакту.

Обсуждение

Анализ результатов стажировок участников программы корпоративного наставничества для подростков с ОВЗ, интервью с работодателями и наставниками выявил значительные проблемы при трудоустройстве лиц с ОВЗ и инвалидностью, связанные не столько с наличием вакансий, сколько с учетом потребностей и возможностей таких сотрудников (индивидуальный подход).

К особенностям трудоустройства подростков с ОВЗ можно отнести:

  • создание адаптированных условий работы (рабочее место и время, специальные средства общения и пр.);
  • необходимость предварительной подготовки и адаптации в форме стажировки с обязательным «прикреплением» подготовленного наставника, который сможет в доступной форме пояснить все рабочие процессы в рамках выбранной вакансии;
  • оказание психологической поддержки подросткам с ОВЗ в осознании ими своих сильных и слабых сторон при выборе вакансии.

Анализ проведенной в рамках программы целенаправленной работы по профориентации показал, что необходимо не только повышать уровень информированности подростков о мире профессий, но и соотносить их возможности с требованиями к профессии, создавать условия для получения трудового опыта.

Особой задачей наставничества является работа с подопечными по осознанию ими важности получения профессионального образования и составлению образовательных траекторий его получения, что не только повысит шансы на трудоустройство, но и будет способствовать конкурентоспособности на рынке труда, успешной интеграции в общество, формированию уверенности и чувства самодостаточности у молодых людей.

Наставничество, по мнению участников программы, не только способствует профессиональному развитию подростков с ОВЗ, но и оказывает значительное влияние на их социальное и психологическое состояние. Важно отметить, что многие из них могут испытывать чувство одиночества и изоляции. Работа в команде, взаимодействие с коллегами и участие в корпоративных мероприятиях формируют положительный опыт общения. Это может помочь подросткам с ОВЗ не только адаптироваться к рабочей среде, но и развить социальные навыки. Опытный наставник может служить не только профессиональным проводником, но и эмоционально поддерживать, что очень важно для подростков, нуждающихся в дополнительной заботе и внимании.

Адаптация программы наставничества показала, что:

  • учет потребностей и возможностей подростков с ОВЗ позволяет повысить их мотивацию и подготовленность к трудовой деятельности;
  • профориентационное тестирование, взаимодействие с наставниками и организация стажировок дают возможность подросткам не только осознать свои сильные стороны, но и развить необходимые навыки в реальной рабочей среде;
  • понимание работодателями плюсов (доступные программы и льготы для бизнеса) и минусов (создание специализированных условий) приема на работу сотрудников с ОВЗ, готовность к внедрению инклюзивных практик в компании способствуют созданию доброжелательной и поддерживающей атмосферы, улучшению адаптации и раскрытию потенциала как сотрудников с ОВЗ, так и других членов коллектива.

Анализ показателей трудоустройства показывает, что, когда подростки участвуют в наставнических программах, их шансы на успешное трудоустройство значительно увеличиваются. Данные о том, что 35% участников программы удерживаются на работе более полугода, свидетельствуют о реальной эффективности таких инициатив. Это подчеркивает значение комплексного подхода к профориентации и трудоустройству, который должен включать взаимодействие всех заинтересованных сторон — государства, образовательных учреждений и бизнеса.

Выводы

Программа корпоративного наставничества основана на потребностях подростков с ОВЗ, учете их ресурсов, индивидуальных особенностей и потенциала, которые могут быть удовлетворены в ходе стажировок в трудовых коллективах. Ее реализация помогает участникам определить свои профессиональные предпочтения, сильные стороны, интересы, возможности и ограничения, сформировать трудовую мотивацию, осознать необходимые условия и собственные усилия для успешной реализации выбранного ими пути. Особое внимание в программе уделяется формированию у участников уверенности в своих способностях и силах.

Результаты стажировки на предприятиях, фирмах как формы обучения и социализации свидетельствуют о ее влиянии на социальные и профессиональные аспекты жизни участников, показывают общую тенденцию к улучшению навыков общения и повышению уверенности в себе и в будущем.

Важным аспектом реализации программы является поддержка и консультирование работодателей, родителей и педагогов по вопросам создания благоприятной обстановки для профессионального развития подростков с ОВЗ [Измайлова, 2021], адаптации рабочих мест и созданию условий для инклюзивного трудоустройства, включая обучение персонала по вопросам инклюзии и особенностям общения с данной категорией молодых людей и их обучения.

Создание благоприятной поддерживающей среды, сопровождение педагогов и специалистов, а также постоянное совершенствование программы наставничества способствуют появлению дополнительной сензитивности у подростков к новым условиям и, как следствие, для многих приводят к определенному скачку в развитии.

Корпоративное наставничество представляется универсальной моделью профориентации подростков в условиях рабочих отношений в действующих компаниях, где происходит интенсивная передача опыта и знаний, формирование навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей трудовой деятельности, закладывается формирование трудовой мотивации. Особенность такого наставничества состоит в том, что сотрудник организации, выразивший желание стать наставником, не только проходит специальное обучение, но и мотивируется руководством самой компании, которая помогает также создать необходимые условия для практического обучения подростков и молодых людей особо уязвимых категорий. Вместе с этим опытом приходит понимание работодателями плюсов (доступные социальные программы и льготы для бизнеса) приема на работу молодых людей с ОВЗ и инвалидностью и необходимости готовить или адаптировать рабочие места для них, проводить обучение наставников, что несет определенные затраты.

Анализ такого опыта сегодня особенно актуален в связи с обсуждением законопроекта о введении в Трудовой кодекс Российской Федерации понятия «наставничество в сфере труда», под которым подразумевается «выполнение работником на основании его письменного согласия по поручению работодателя работы по оказанию другому работнику помощи в овладении навыками работы на производстве и рабочем месте по полученной другим работником профессии», а самим организациям дается право определять условия и размеры выплат таким наставникам, готовить как рабочие места для молодых людей с разными физическими и ментальными возможностями, так и самих наставников к взаимодействию с ними.

Литература

  1. Авдонина О.С., Войтикова М.А. Современный портрет педагога наставника в образовательном пространстве вуза // Вестник Тверского государственного университета. 2024. № 3(68). С. 20–28.
  2. Антипин С.Г. Традиции наставничества в истории отечественного образования: специальность: дисс. … канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2011. 170 с.
  3. Антонова Г.В., Кураева Л.Н., Бондарчук А.Г. Проблемы трудоустройства выпускников с инвалидностью в реалиях современного рынка труда // Экономика труда. 2020. Том 7. № 11. С. 1007–1022. DOI:10.18334/et.7.11.111100
  4. Атрощенко С.А., Первушкина Е.А., Статуев А.А., Володин А.М. Формирование механизмов ранней профориентации через интеграцию образовательных организаций и промышленных предприятий // Перспективы науки. 2024. № 3(174). С. 215–219.
  5. Богданова Т.Г., Степанова Н.А., Вовненко К.Б., Попова Т.М. Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 240 с.
  6. Бонкало Т.И. Методические рекомендации по подготовке и организации профессионального ориентирования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в инклюзивных школах. М.: Российский государственный социальный университет, 2015. 326 с.
  7. Васильева Т.М. Проблемы профориентации подростков и пути их решения // Вестник НИЦ МИСИ: актуальные вопросы современной науки. 2019. № 20. С. 19–23.
  8. Вирина И.В. Совершенствование системы наставничества при трудоустройстве молодых специалистов на государственную службу // Материалы ХХ международного конгресса с элементами научной школы для молодых ученых «Образование, технологии и общество на смене эпох» в 2-х томах (г. Москва, 28–29 марта 2024 года). М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2024. С. 33–45.
  9. Волчанская В.О., Меркуль И.А. Актуальные проблемы социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26. № 6. С. 189–199. DOI:10.17759/pse.2021260615
  10. Державина В.В. Наставничество как форма профориентации детей с ОВЗ: образовательная практика // Образование личности. 2020. № 3-4. С. 62–73.
  11. Измайлова А.А. Специфика профориентации слабослышащих подростков, обучающихся в условиях интерната // Обучение, развитие и воспитание личности сегодня: тенденции, проблемы, пути решения: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 09 декабря 2021 года. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2021. С. 140–146.
  12. Ильясов Ф.Н. Методология ресурсного подхода к анализу трудовых мотивов и установок // Мониторинг. 2013. № 5(117). С. 13–25.
  13. Колокольцева О.В., Белюшина И.В. Особенности ценностно-мотивационной сферы современной молодежи // Базис. 2022. № 2. С. 83–85.
  14. Масалимова А.Р., Баянов Д.И. Модели прошлого и современного наставничества: точки соприкосновения и расхождения в исторической ретроспективе // Вестник МГПУ. 2023. № 17(2). С. 162–176.
  15. Миссуловин Л.Я., Карочкина О.Ф., Чернова Г.Р. Профориентация и профессиональное самоопределение старших подростков с эмоционально-волевыми нарушениями // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2019. № 4. С. 157–166.
  16. Никифоров А.Н. Наставничество как форма профориентационной работы с подростками // Нижегородское образование. 2017. № 4. С. 11–17.
  17. Обучающие курсы [Электронный ресурс] // Naprimerku.ru. 2024. URL: https://naprimerku.ru/courses (дата обращения: 04.02.2024).
  18. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 496 с.
  19. Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Учимся сотрудничать: комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 255 с.
  20. Семья Г.В. Безопасность и благополучие детей социально уязвимых категорий [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 4. С. 237–238. DOI:10.17759/psylaw.2023130400
  21. Семья Г.В., Ослон В.Н. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в образовательном пространстве // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обучающихся разного возраста: Монография / Под научной ред. Т.С. Овчинниковой. СПб.: Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, 2022. С. 74–81.
  22. Серякина А.В. Наставничество в образовательном пространстве подростков с ОВЗ как важная часть социализирующей деятельности // Социализация и реабилитация в современном мире: Сборник научных статей / Под ред. О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Л.В. Шиповой, Е.С.Пяткиной, М.Д. Коноваловой. М.: Издательство «Перо», 2017. С. 432–439.
  23. Скуднова Т.Д. Инклюзивная культура родителей детей с ОВЗ как психолого-педагогическая проблема // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2021. № 1. С. 72–77.
  24. Старобина Е.М. Проблемы трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций с инвалидностью // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2022. № 2. С. 436–447. DOI:10.35231/18186653_2022_2_436
  25. Шинкаренко В.А. Концептуальные основы решения проблемы профориентации и профессионального самоопределения подростков с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь // Специальное образование: Материалы XV Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург (25 апреля 2019 года). СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2019. С. 348–352.
  26. Barford A., Gray M. The tattered state: Falling through the social safety net // Geoforum. 2022. V137. P. 115–125. DOI:10.1016/j.geoforum.2022.09.020

Информация об авторах

Андриевских Александра Анатольевна, директор, Фонд поддержки семьи и детей «Хранители детства», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009-0008-1733-2593, e-mail: alexandra.andrievskikh@xraniteli.ru

Волчанская Виктория Олеговна, кандидат психологических наук, директор, АНО «Центр содействия детям, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей «Два крыла», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1685-2713, e-mail: vmerkul@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 3
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3