Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 100Рубрики 51Авторы 8659Ключевые слова 21251 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Отношение к себе в связи с характеристиками личностной зрелости подростка 1559

Дерманова И.Б.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии факультета психологии, ФГБОУ ВО СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия
e-mail: dermanova@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена установлению характера взаимосвязей различных показателей отношения подростка к себе и некоторых характеристик личностной зрелости (уровень развития нравственных суждений, направленность на самореализацию, субъектность, принятие другого). Предположение, что проявление некоторых аспектов личностной зрелости будет сопровождаться менее выраженной предрасположенностью в отношении собственного Я, основывается на данных, выделяющих подростковый и ранний юношеский возраст как этапы, отличающиеся противоречивостью и недостаточной сформированностью самосознания, подвижностью и неустойчивостью различных компонентов отношения к себе. Причем именно процесс развития самосознания делает подростка особенно уязвимым, тревожным и неуверенным. Для доказательства выдвинутой гипотезы приводятся результаты двух эмпирических исследований, основным результатом которых стала констатация, что более личностно зрелые испытуемые характеризуются относительно более низким либо неустойчивым уровнем самоуважения, но высоким уровнем принятия других.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

«В подростковом возрасте начинается путь к самому себе. Благодаря рефлексии на этом этапе ребенок познает себя и других. «Кто Я?» – основной вопрос этого периода. Раз­вивающееся самосознание подростка опре­деляет духовную работу в отношении опре­деления «внутренней позиции», в основе ко­торой лежит стремление быть ответствен­ным за себя, за свои личностные качества, за свое мировоззрение и за способность само­стоятельно отстаивать свои убеждения [8]. По мнению исследователей, личностная рефлек­сия вырывает человека из непрерывного по­тока жизни и заставляет занять внешнюю по­зицию по отношению к самому себе (А.А. Дер­кач), является главной движущей силой всех сторон психического развития (В. В. Давы­дов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман и др.)»

Литература
  1. Дерманова И. Б., Манукян В. Р. К определению психологического содержания понятия «лич­ностная зрелость» // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2010. № 4.
  2. Дерманова И. Б., Лебедева Н. В. Субъект-субъ­ектные и субъект-объектные отношения и уров­ни развития нравственного сознания // Психоло­гические проблемы самореализации личности. Вып. 6. СПб., 2002.
  3. Дерманова И. Б., Ануфриюк К. Ю. Система от­ношений и совладающее поведение у подрост­ков с разным уровнем субъектности // Сб. все­росс. юбилейной научной конференции «Пси­хология человека в современном мире», посвя­щенной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубин­штейна / Отв. ред. А. Л. Журавлев и др. Т. 4. М., 2009.
  4. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980.
  5. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
  6. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
  7. Молчанова О. Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования: Учеб. пособие. М., 2010.
  8. Мухина В. С. Возрастная психология: феноме­нология развития, детство, отрочество. М., 1999.
  9. Олпорт Г. Становление личности. М., 2002.
  10. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагности­ческие методы изучения личности. М., 2003.
  11. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Станов­ление человека. М., 1994.
  12. Факторы и механизмы личностной зрелости взрослого // Под ред. Л. А. Головей  (в печати).
  13. Фромм Э. Человек для себя. М., 2012.
  14. Фрейджер Р., Фейдмен Дж. Личность: тео­рии, эксперименты, упражнения. СПб., 2002.
  15. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  16. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders (4th ed.). Washington, DC, 1994.
  17. Inkeles A., Leidermn H. An approach to the study of psychosocial maturity // International Journal of Comparative Sociology. 1998. Vol. 39. № 1.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика