Психологическая наука и образование
2012. Том 17. № 4. С. 50–60
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Отношение к себе в связи с характеристиками личностной зрелости подростка
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: самооценка, самоуважение, личностная зрелость, нравственное сознание, направленность на самореализацию, субъектность, подростковый и ранний юношеский возраст
Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Дерманова И.Б. Отношение к себе в связи с характеристиками личностной зрелости подростка // Психологическая наука и образование. 2012. Том 17. № 4. С. 50–60.
Полный текст
В подростковом возрасте начинается путь к самому себе. Благодаря рефлексии на этом этапе ребенок познает себя и других. «Кто Я?» - основной вопрос этого периода. Развивающееся самосознание подростка определяет духовную работу в отношении определения «внутренней позиции», в основе которой лежит стремление быть ответственным за себя, за свои личностные качества, за свое мировоззрение и за способность самостоятельно отстаивать свои убеждения [8]. По мнению исследователей, личностная рефлексия вырывает человека из непрерывного потока жизни и заставляет занять внешнюю позицию по отношению к самому себе (А.А. Деркач), является главной движущей силой всех сторон психического развития (В. В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г. А. Цукерман и др.), способствует установлению границ самости, формированию личностной идентичности, са- мотождественности (Э. Эриксон).
Личностный рост и развитие индивидуальности происходит, главным образом, в процессе самопознания, в виде постижения своего «Я», через осмысление, что она делает, почему, как относится к другим, как другие относятся к ней и почему. Подросток сензитивен к своему духовному развитию, поэтому начинает интенсивно продвигаться в развитии всех звеньев самосознания. Однако развивающееся самосознание делает его особенно уязвимым, тревожным и неуверенным в себе [там же].
Известно, что попытка стать самим собой, бесконечный поиск собственного «Я», первые встречи с самим собой проходят не всегда гладко и часто очень болезненно. Это нелегко переживается даже взрослым. Как метко заметил К. Юнг, встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным моментам жизни. У подростка же при углубленном знакомстве с собой особенно часто страдают его самоуважение и самооценка, которые то резко повышаются, то резко снижаются. При этом в отношении других он более позитивен и объективен, чем в отношении себя.
Предрасположенность в пользу своего «Я» и ее психологические последствия
В современной психологии доминирует представление, что позитивное отношение к себе, высокое самоуважение и самооценка (предрасположенность в пользу своего «Я») свидетельствуют о здоровье и зрелости личности, в то время как низкие значения этих показателей характеризуют людей с различными психологическими и поведенческими проблемами. Американская психиатрическая ассоциация даже рассматривает самооценку в качестве одного из диагностических критериев для некоторых категорий психического расстройства, считая ее одним из показателей депрессии и дистимии [16].
Г. Каплан на основе обобщения научных данных и собственного 10-летнего лонгитюдного исследования 9300 семиклассников пришел к выводу, что пониженное самоуважение положительно коррелирует едва ли не со всеми видами отклоняющегося поведения: нечестностью, членством в криминальных группах, совершением правонарушений, наркоманией, алкоголизмом, агрессивным поведением и различными психическими расстройствами. Другие исследователи отмечают также, что низкое самоуважение предполагает переживание определенных психологических проблем (чувство неполноценности, ущербности, недостойности и т. д.). Так, по результатам мичиганского лонгитюда (обследовались 2213 человек) выяснилось, что низкое самоуважение коррелировало с многочисленными эмоциональными расстройствами: отрицательными эмоциональными состояниями, переживанием «несчастья», соматическими симптомами и агрессивными побуждениями (цит. по: [4]).
Люди с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что затрагивает их самооценку. Они болезненно реагируют на критику, смех, порицание, остро переживают, если у них что-то не получается в работе, или если они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Их больше, чем других, беспокоит плохое мнение о них окружающих. Многим из них свойственна застенчивость, склонность к психической изоляции, к уходу в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный, в то время как люди с высоким самоуважением более самостоятельны и менее внушаемы, имеют меньшие коммуникативные трудности и более социально активны [там же].
На основании эмпирических исследований многие отечественные и зарубежные ученые пришли к выводу, что уровень самооценки является настолько важным аспектом, что все жизненные трудности, за исключением биологических и физиологических проблем, в той или иной степени связаны с «плохой» самооценкой. Это привело к созданию так называемой модели «высокого уровня самоуважения», для которой характерно отдавать предпочтение людям с высокой самооценкой, рассматривая их жизнедеятельность как пример функционирования здоровой личности [7].
В то же время в психологии накоплено немало данных, опровергающих эти выводы. Показано, что предрасположение в пользу своего «Я» защищает от депрессии, но также может стать причиной плохой адаптации, поскольку такие люди обвиняют в своих социальных трудностях других, не способны признать свои ошибки, переоценивают свои шансы на успех. А в случае когда они считают, что их недооценивают, - чувствуют себя жертвами несправедливости и испытывают зависть к окружающим, которым они, в свою очередь, нередко представляются самовлюбленными, высокомерными, лживыми [5]. С точки зрения ряда исследователей, даже большинство негативных тенденций современного общества (алкоголизм, наркомания, агрессия, расизм, насилие и даже войны) происходят именно вследствие погони за высокой самооценкой, стремления доказать собственную значимость и ценность [7].
Такого рода данные привели ученых к критике движения за повышение самоуважения. Р. Баумейстер ставит под сомнение ключевое предположение этого движения, согласно которому слишком много людей имеют низкий уровень самоуважения. Североамериканское общество, с его точки зрения, отнюдь не страдает от широкого распространения низкой самооценки. Исследователи подвергли также сомнению идею о том, что высокая самооценка есть абсолютное и универсальное Добро [там же].
Очевидно, что слишком высокий уровень предрасположенности к себе, также как и слишком низкий - скорее деструктивны для личности. На этот факт обращают внимание и отечественные исследователи, которые отмечают, что завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; указывать на существенные искажения в формировании личности - «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Заниженная - на недооценку себя, она свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. За низкой самооценкой могут скрываться либо подлинная неуверенность в себе, либо «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий [10].
Но и в рамках средневыраженных показателей самооценки могут быть некоторые отклонения в ту или иную сторону, что по- разному сказывается на становлении личности и формировании психологической зрелости.
Личностная зрелость и ее критерии
Феномен психологической зрелости рассматривается различными зарубежными и отечественными психологами. Отмечается сложность и многозначность определения и трактовки понятия зрелости вообще и личностной зрелости, в частности. Исследователи отмечают, что данная проблема характеризуется пока еще слабой разработанностью и чрезвычайной противоречивостью позиций различных авторов. Да и критерии личностной зрелости еще недостаточно определены. Большинство исследователей находятся в ситуации поиска наиболее приемлемого определения самого понятия «личностная зрелость».
В качестве критериев личностной зрелости в отечественной психологии часто рассматривают субъектные характеристики, отражающие активность человека в построении собственного жизненного пути, способность к организации жизни по собственному замыслу, целеустремленность (А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анциферова, Д. А. Леонтьев, А. Г. Асмолов); ответственность (П.Я. Гальперин, В. И. Слободчиков, А. Г. Асмолов); способность разводить идеальные и реальные цели (Б. С. Братусь); способность вести себя независимо от воздействующих обстоятельств - автономность, независимость (Л. И. Божович) и др.
В западной психологии также нет единства во взглядах на этот феномен. Г. Олпорт [9], например, выделяет шесть критериев зрелости: расширенное чувство Я, теплота в отношении к другим, эмоциональная безопасность и принятие себя, реалистическое восприятие, самообъективация - понимание себя и юмор, единая философия жизни. В гуманистической психологии личностная зрелость приравнивается к понятию психологического здоровья и самоактуализации. А. Маслоу [6] исходил из того, что иерархия потребностей, разработанная им, распространяется на всех людей, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую личностную зрелость он демонстрирует. В концепции К. Роджерса [11] в качестве образца личностно зрелого человека описываются люди, которые открыты переживаниям и свободно движутся в направлении актуализации себя.
В трактовке Э. Фромма зрелость - это уровень межличностных отношений, характеризующихся заботой, ответственностью, уважением и эмпатийностью в отношении других людей [13]. В теории межличностных отношений Г. Салливана психологическая зрелость (здоровое психическое развитие) также связывается со зрелостью межличностных отношений как способностью устанавливать близкие отношения с другими людьми [14].
С акмеологической точки зрения зрелость личности рассматривается преимущественно в аспекте морально-нравственного развития, гуманистической направленности личности, нормативности поведения и отношений. Зрелая личность отличается высокой ответственностью, заботой о других людях, социальной активностью, имеющей гуманистическую направленность, а не только высокими профессиональными достижениями и эффективной самореализацией.
Что касается подросткового и раннего юношеского возраста, то здесь чаще всего для описания личностной зрелости используют понятие идентичности, введенное Э. Эриксоном [15]. Но предлагаются и другие критерии зрелости. Так, А. Инкельс и Г. Лейдер- ман в качестве таковых рассматривают эффективность, настойчивость, наличие планов, ответственность, индивидуализм и совместность. Каждый из критериев они рассматривают применительно к пяти сферам жизни: школа, семья, группа сверстников, работа, общество [17].
Проанализировав содержание критериев личностной зрелости у разных авторов, мы выделили в качестве основных следующие ее показатели:
• осознанность, рефлексивность;
• направленность на саморазвитие (самоактуализацию);
• самопринятие и самоуважение;
• автономия;
• жизнестойкость;
• самоуправление и организация жизни;
• целостность (конгруэнтность);
• широта связей с миром;
• толерантность, нравственное сознание;
• позитивные межличностные отношения [1].
При исследовании взрослых нами было установлено, что для показателей зрелости личности характерна внутри- и межфункциональная гетерохрония. Первая проявляется в том, что каждый из выделенных феноменов личностной зрелости является многоаспектным и включает в себя разносторонние проявления. Вторая - в неодинаковой степени зрелости разных ее сторон: интра-, интерперсональной, а также отдельных ее критериев. Результаты проведенной работы привели к необходимости изучения этих характеристик в подростковом и раннем юношеском возрастах.
Организация и методики исследования
В связи с противоречивостью и недостаточной сформированностью самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте, подвижностью и неустойчивостью различных компонентов отношения к себе мы предположили, что проявление некоторых аспектов личностной зрелости будет сопровождаться менее выраженной предрасположенностью в отношении собственного «Я».
Необходимо отметить, что изначально данная гипотеза возникла у нас в процессе интерпретации некоторых «побочных» результатов других исследований, имеющих несколько отличные цели и задачи. И только после того когда данная закономерность стала повторяться, мы попытались осмыслить ее как самостоятельный феномен. Остановимся на двух таких «побочных» результатах.
В первом случае - в центре исследования был уровень нравственного развития, а также рассматривались самоотношение и самооценка (как и показатели субъект-субъектного и субъект-объектного отношения к себе) и направленность на саморазвитие [2]. Испытуемые - учащиеся общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, 60 человек в возрасте 16-17 лет. Для измерения показателей развития нравственной сферы использовались дилеммы Л. Колберга; направленности на саморазвитие и самоактуализацию - методика СА- МОАЛ. Для измерения отношения к себе использовалась шкала самоуважения М. Розенберга1; методика исследования самооценки Т. Дембо-С.Я. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан; шкала принятие себя (методики СПА К. Роджерса-Р. Даймонда).
Методика Л. Колберга проводилась индивидуально, остальные - в групповом варианте, в связи с чем очередность предъявления методик была одинаковой для всех испытуемых. Смысловой нагрузки в очередности предъявления методик не было.
Во втором случае изучались особенности отношений и защитно-совладающее поведение у подростков с разным уровнем субъектности. Субъектность измерялась с помощью методики УРСЛ (уровень развития субъектности личности) М.А. Щукиной, а также шкал «ведомость» и «ожидание внутреннего контроля» методики СПА К. Роджерса-Р. Даймонда).
В качестве показателей отношения к другому использовались методика «Незаконченные предложения» Д. Сакса и С. Леви, шкала «принятие других» (СПА К. Роджерса- Р. Даймонда). В качестве показателя отношения к себе использовалась шкала принятия себя (методики СПА) и некоторые показатели методики «Незаконченные предложения» Д. Сакса и С. Леви. Данное исследование проводилось в групповом варианте, очередность предъявления методик смысловой нагрузки не имела, но была для всей группы одинаковой.
Выборка: школьники 14-16 лет, всего 213 человек.
В качестве методов статистического анализа использовались вычисление описательных статистик (средних значений и стандартного отклонения), Т-критерий Стьюдента для независимых выборок, а также корреляционный, факторный и кластерный анализы (программа IBM SPSS 17).
Вычисление описательных статистик проводилось в целях определения выраженности исследуемых показателей в выборках, их сравнения с нормативами. Т-критерий Стью- дента использовался для сравнения выраженности показателей в выборках, выделенных по уровню самоуважения. Корреляционный анализ - для выявления взаимосвязей и взаимозависимостей между исследуемыми показателями, факторный анализ - для выявления обобщающих интегральных характеристик субъектности, кластерный - для выявления подгрупп выборки, сходных по выраженности исследуемых показателей субъектности.
Результаты
В ходе первого исследования было выявлено, что средний по выборке уровень показателей самоуважения, самооценки и отношения к себе можно было охарактеризовать как нормативный. При проведении методики Л. Колберга нами фиксировалось количество ответов, которые могут быть отнесены к одной из шести стадий (напомним, что их по две на каждом из трех уровней). На доконвенциональном уровне: первая стадия - избегание наказаний и послушание; вторая - ожидание поощрения людей, от которых зависим. На конвециональ- ном уровне: третья стадия - ориентация на поддержание хороших межличностных отношений; четвертая - оценивание поступков и убеждений людей с позиций, которые господствуют в обществе. На постконвенциональном: пятая стадия - приоритет индивидуальных прав. Оценивание с позиции удовлетворения равенства в распределении благ и свобод. И последняя, шестая стадия - мораль, ориентированная на законы свободной совести.
В результате оказалось, что для нравственной оценки поведения человека в сложных ситуациях старшеклассники в основном используют три из возможных объяснительных категорий (соответствующие третьей, четвертой и пятой стадиям). И это нормально. По данным самого Колберга, немногие взрослые достигают более высоких уровней морально-нравственного развития. Большинство из них остаются на уровне конвенциональной морали.
Однако при разделении общей выборки на подгруппы с высоким и низким уровнями самоуважения обнаружились различия. В группе с высоким уровнем самоуважения четвертая категория встречается значимо чаще, чем в группе с низким самоуважением (таблица). В то же время в группе с низким самоуважением старшеклассники значимо чаще привлекают объяснительную категорию более высокого, пятого уровня, а именно - «приоритет индивидуальных прав человека».
Это показывает, что старшеклассники с низким самоуважением больше ориентированы на постконвенциальный уровень оценивания, а с высоким - на конвенциальный. По-видимому, школьники, включенные в референтную группу и принимающие ее законы, чувствуют себя более значимыми и ценными, чем те, которые не имеют такого ресурса. Отношение подростка к себе в значительной степени базируется на отношении к нему его товарищей. И чем более интегрирован подросток в свою среду, чем более принимаем он своим окружением, тем более высокий уровень самооценки и самоуважения он демонстрирует. Рефлексирующий же подросток сталкивается с непониманием и даже осуждением окружающих, непризнанием, а иногда и отвержением со стороны своих ровесников.
Это, отчасти, подтвердили и результаты корреляционного анализа, отраженные на рис. 1 и в таблице.
В целом по выборке оказалось, что четвертая стадия развития морального сознания (конвенциональный уровень) положительно взаимосвязана с самоуважением (г=0,517; р<0,01), притязаниями в отношении своей внешности (г=0,385; р<0,01), уровнем притязаний в оценке своего ума и способностей (г=0,483; р<0,01) и в оценке своего характера (г=0,451; р<0,01). А пятая - с ними же, но отрицательно (рис.1). С самоуважением получена корреляция, равная -0,417 (р<0,01); с притязаниями в отношении собственной внешности - r= -0,504 (р<0,01); с уровнем притязаний в оценке своего ума и способностей - r= -0,363 (р<0,01); притязаний в оценке своего характера r= -0,502; (р<0,01). То есть самоуважение и притязания по данным самооценочным шкалам выше у школьников, живущих по законам морали социума, а не у тех, кто выносит суждения с позиции равенства, прав человека и общечеловеческих ценностей.
Ориентация на мораль социума в этом возрасте проявляется и в структуре собственно самооценочных характеристик, большинство из которых (самооценки по шкалам ум, характер, внешность, уверенность в себе, умелые руки, уровень притязаний по ним, а также шкалы принятие себя и принятие других) замыкаются на шкале «авторитет» у сверстников (уровень притязаний). А чтобы иметь более высокий авторитет в среде, нужно жить по законам этой среды.
Таблица
Распределение стадий морального сознания в группах с разным уровнем самоуважения
Стадии морального развития |
Группа с высоким самоуважением |
Группа с низким самоуважением |
Т-критерий |
||
Средние |
Стандартное отклонение |
Средние |
Стандартное отклонение |
||
Четвертая |
15.27 |
3.19 |
12.09 |
5.06 |
2.88 |
Пятая |
3.41 |
3.20 |
6.38 |
5.20 |
-2.64 |
Возможно, более низкий уровень самоуважения оказывается и наиболее адекватным и поэтому его демонстрируют более зрелые испытуемые. В этой же группе пятый уровень развития моральных суждений оказывается еще и положительно связанным с принятием других (г=0,394; р<0,05) (рис. 2), чего нет в группе с высоким уровнем самоуважения. Возможно, что принятие других в данном случае становится ведущим фактором развития и моральных суждений, и таких показателей саморазвития, как жизнь настоящим (г=0,426; р<0,05), контактность (г=0,378; р<0,05) и спонтанность (г=0,414; р<0,01). Отношение к другому с позиции уважения человеческой природы и максимального равенства к тому же не способствует чрезмерному возвышению собственной личности и своих амбиций, а способствует критичности и требовательности к себе. Что, отчасти, и составляет содержание процесса рефлексии.
Рис. 2. Взаимосвязь показателей отношения к себе с показателями личностного роста и стадиями морального сознания в группе подростков с низким самоуважением
Во втором исследовании, как уже отмечалось, изучались особенности отношений и защитно-совладающее поведение у подростков с разным уровнем субъектности. Там рассматривались такие показатели личностной зрелости, как интегральная характеристика субъектности и отношение к другому [3]. В структуре субъектности по результатам факторного анализа было выделено два обобщающих (интегральных) фактора -целенаправленной, внутренне детерминированной активности и самоосознания и признания субъектности другого.
Рис. 3. Взаимосвязь интегральных показателей субъектности и отношений в подгруппе с низким уровнем субъектности
Выборка (школьники 14-16 лет, всего 213 человек) была подразделена на три группы с разным уровнем субъектности с помощью кластерного анализа.
В результате обнаружилось, что отношение к себе в группе с высоким уровнем субъектности в среднем выше: у них выше принятие себя, меньше выражен эгоцентризм (я как точка отсчета), они более позитивно принимают окружающих. То есть подтвердилось традиционное представление, что при более высокой степени предрасположенности в отношении своего Я обнаруживается и большая зрелость личности. Но несколько другая картина получилась во взаимосвязях обобщенных факторов субъектности с показателями отношений к себе и другим в кластерных группах.
В группе со средним уровнем субъектности наряду с отмеченной выше связью (г=0,445; р<0,01) обнаруживается вторая корреляционная плеяда, объединяющая фактор самоосознания с принятием других. Корреляция с принятием других равна 0,356 (р<0,01), а с отношением к учителям - 0,266 (Р<0,05).
Рис. 4. Взаимосвязь интегральных показателей субъектности и отношений в подгруппе со средним уровнем субъектности
А в группе с высоким уровнем субъектности эти два фактора становятся в оппозицию друг другу через отношение к матери (корреляция с фактором целенаправленной активности равнялась -0,433 (р<0,05), а с фактором самоосознания и признания ценности другого равнялась 0,376 ( р<0,05 ), при этом теряется связь фактора целенаправленной активности с отношением к себе. Таким образом, развитое самоосознание не предполагает позитива в отношении себя, который проявляется только у фактора целенаправленной активности и только при низкой субъектности. Но развитое самоосознание предполагает при этом позитивное отношение к другому.
Кроме того, можно сделать вывод, что субъектность может достигаться либо преимущественно за счет активности, либо рефлексивности. Подростки с первым типом субъектности пытаются отделиться от матери (реакция эмансипации), что, вероятно, позволяет им почувствовать себя автономным, самоутвердиться. Дополнительно можно отметить, что отрицательная связь фактора целенаправленной активности с оценкой себя по личностным качествам отражает недостаточную их отрефлексирован- ность. Но принятие себя уже и у них не выступает необходимым компонентом субъектности.
Рис. 5. Взаимосвязь интегральных показателей субъектности и отношений в подгруппе с высоким уров-
нем субъектности
Подростки со вторым типом субъектности (выраженным рефлексивным компонентом) сохраняют позитивное отношение и к матери, и к другим людям, которое, вероятно, становится более осознанным. Но ни при каких уровнях развития субъектности оно не сопровождается положительным отношением к себе.
Итак, уже на основании этих двух исследований можно предварительно заключить, что развитие разных показателей личностной зрелости подростков по-разному детерминировано отношением к себе, причем некоторые из них могут быть в оппозиции друг к другу. Развитие отдельных из них довольно болезненно и сочетается со снижением самоуважения; развитие других, возможно, менее болезненно, но может способствовать потере положительного отношения к себе.
Мы здесь специально не останавливались на специфике разных показателей отношения, которые при более детальном исследовании, несомненно, также необходимо учитывать.
Литература
- Дерманова И. Б., Манукян В. Р. К определению психологического содержания понятия «личностная зрелость» // Вестник СПбГУ. Серия 12. 2010. № 4.
- Дерманова И. Б., Лебедева Н. В. Субъект-субъектные и субъект-объектные отношения и уровни развития нравственного сознания // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 6. СПб., 2002.
- Дерманова И. Б., Ануфриюк К. Ю. Система отношений и совладающее поведение у подростков с разным уровнем субъектности // Сб. всеросс. юбилейной научной конференции «Психология человека в современном мире», посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна / Отв. ред. А. Л. Журавлев и др. Т. 4. М., 2009.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
- Молчанова О. Н. Самооценка. Теоретические проблемы и эмпирические исследования: Учеб. пособие. М., 2010.
- Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1999.
- Олпорт Г. Становление личности. М., 2002.
- Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 2003.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
- Факторы и механизмы личностной зрелости взрослого // Под ред. Л. А. Головей (в печати).
- Фромм Э. Человек для себя. М., 2012.
- Фрейджер Р., Фейдмен Дж. Личность: теории, эксперименты, упражнения. СПб., 2002.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
- American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders (4th ed.). Washington, DC, 1994.
- Inkeles A., Leidermn H. An approach to the study of psychosocial maturity // International Journal of Comparative Sociology. 1998. Vol. 39. № 1.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3092
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 4
Скачиваний
Всего: 1375
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1