Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9134Новости 1807Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Вступительное слово 520

Обухова Л.Ф.
доктор психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: mila-38@mail.ru

Котляр И.А.
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека "Дубна", Дубна, Россия
e-mail: iakorepanova@gmail.com

Полный текст

От редакции

Третья всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития «На пороге взросления» (грант РГНФ № 11-06-14057 г.), проведенная в МГППУ в ноябре 2011 года, по сути, была первым в нашей стране масштабным форумом, где рассматривался широкий круг наиболее актуальных проблем подросткового возраста. Обсуждение строилось вокруг тем:

  • подросток и образование;
  • подросток и семья;
  • подросток и профессия;
  • подросток и информационный мир;
  • подросток и право;
  • подросток и многонациональная культура;
  • подросток мегаполиса и провинции.

На конференции была проведена «ревизия» имеющихся методологических, теоретических подходов к проблеме подросткового возраста, проанализирован методический аппарат современной психологии развития в этой области исследований и представлены новые эмпирические данные, характеризующие достижения первого десятилетия ХХI века в этой области. К ее открытию небольшим тиражом (300 экз.) был опубликован сборник «На пороге взросления», содержащий научные исследования развития личности и психических процессов в подростковом возрасте, выполненные отечественными учеными в начале нового века. На страницах сборника известные психологи проанализировали широкий круг проблем развития личности подростка в современном обществе. По содержанию статей можно проследить преемственность между классическими и современными представлениями психологов о подростке и одновременно отметить существенные изменения в психической жизни современного поколения. Их содержание позволяет заметить, насколько расширился и дифференцировался диапазон исследований подросткового возраста по сравнению с публикациями прошлых лет. Здесь представлен подросток в прошлом и настоящем; подросток в мегаполисе и провинции; подросток в семье и вне семьи; подросток в учебнике и в жизни; подросток нормально развивающийся и имеющий отклонения в развитии органического происхождения; одаренный подросток и подросток с ограничениями в умственном развитии. В сборнике показано, что в работу с подростками вовлечены психологи разной квалификации – исследователи, школьные психологи, психологи-консультанты. Одновременно с этим в сборнике помещены статьи ведущих специалистов в области психологии подростка – А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, К. Н. Поливановой, Л. А. Головей, И. А. Баевой, Л. Б. Шнейдер и др. Разумеется, не все представленные на конференцию материалы и сделанные на ней доклады были включены в сборник, имеющий ограниченный объем. Напомним, что в работе конференции приняли участие более 300 ученых и практиков из разных регионов РФ, работающих в сфере обра- зования и воспитания подрастающего поколения, а также творческая интеллигенция, родительская общественность, представители СМИ. Поэтому в продолжение работы этого форума для более широкого анализа и представления его содержания в данном номере журнала публикуются статьи, подготовленные на основе лучших выступлений различных специалистов. Композиционно содержание тематического номера состоит из четырех частей:

  • в начале выпуска обсуждаются широкие вопросы взросления в современном мире. Акцент сделан как на теме рисков развития, так и на выделении путей их минимизации;
  • второй раздел охватывает период взросления подростка в школе. В центре рассмотрения – подростки с одаренностью, подростки с разного рода трудностями. Здесь сначала выделены конфликтные ситуации, а затем – возможные способы их преодоления;
  • в третьем разделе обсуждаются вопросы, связанные с главным новообразованием подросткового возраста, рассматриваются вопросы достижения личностной зрелости (как при нарушенном, так и нормативном развитии);
  • в завершающем разделе еще раз конкретизируются вопросы отношения подростков с миром взрослых.

Тематический выпуск журнала «Психологическая наука и образование», посвященный подростку, свидетельствует о расширяющемся потоке исследований самого трудного и наиболее противоречивого периода развития личности. Его содержание направлено на привлечение внимания научного и образовательного сообщества к актуальным проблемам подросткового возраста и, прежде всего, к проблеме рисков психического и личностного развития в этом возрасте. В данном номере публикуется первая, основная часть материалов. На страницах следующего номера журнала будет продолжен разговор о ведущих новообразованиях подросткового возраста, рисках и вызовах этого сложного периода в жизни человека.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика