Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Вступительное слово 531Обухова Л.Ф. Котляр И.А. Полный текст
От редакции Третья всероссийская научно-практическая конференция по психологии развития «На пороге взросления» (грант РГНФ № 11-06-14057 г.), проведенная в МГППУ в ноябре 2011 года, по сути, была первым в нашей стране масштабным форумом, где рассматривался широкий круг наиболее актуальных проблем подросткового возраста. Обсуждение строилось вокруг тем:
На конференции была проведена «ревизия» имеющихся методологических, теоретических подходов к проблеме подросткового возраста, проанализирован методический аппарат современной психологии развития в этой области исследований и представлены новые эмпирические данные, характеризующие достижения первого десятилетия ХХI века в этой области. К ее открытию небольшим тиражом (300 экз.) был опубликован сборник «На пороге взросления», содержащий научные исследования развития личности и психических процессов в подростковом возрасте, выполненные отечественными учеными в начале нового века. На страницах сборника известные психологи проанализировали широкий круг проблем развития личности подростка в современном обществе. По содержанию статей можно проследить преемственность между классическими и современными представлениями психологов о подростке и одновременно отметить существенные изменения в психической жизни современного поколения. Их содержание позволяет заметить, насколько расширился и дифференцировался диапазон исследований подросткового возраста по сравнению с публикациями прошлых лет. Здесь представлен подросток в прошлом и настоящем; подросток в мегаполисе и провинции; подросток в семье и вне семьи; подросток в учебнике и в жизни; подросток нормально развивающийся и имеющий отклонения в развитии органического происхождения; одаренный подросток и подросток с ограничениями в умственном развитии. В сборнике показано, что в работу с подростками вовлечены психологи разной квалификации – исследователи, школьные психологи, психологи-консультанты. Одновременно с этим в сборнике помещены статьи ведущих специалистов в области психологии подростка – А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых, К. Н. Поливановой, Л. А. Головей, И. А. Баевой, Л. Б. Шнейдер и др. Разумеется, не все представленные на конференцию материалы и сделанные на ней доклады были включены в сборник, имеющий ограниченный объем. Напомним, что в работе конференции приняли участие более 300 ученых и практиков из разных регионов РФ, работающих в сфере обра- зования и воспитания подрастающего поколения, а также творческая интеллигенция, родительская общественность, представители СМИ. Поэтому в продолжение работы этого форума для более широкого анализа и представления его содержания в данном номере журнала публикуются статьи, подготовленные на основе лучших выступлений различных специалистов. Композиционно содержание тематического номера состоит из четырех частей:
Тематический выпуск журнала «Психологическая наука и образование», посвященный подростку, свидетельствует о расширяющемся потоке исследований самого трудного и наиболее противоречивого периода развития личности. Его содержание направлено на привлечение внимания научного и образовательного сообщества к актуальным проблемам подросткового возраста и, прежде всего, к проблеме рисков психического и личностного развития в этом возрасте. В данном номере публикуется первая, основная часть материалов. На страницах следующего номера журнала будет продолжен разговор о ведущих новообразованиях подросткового возраста, рисках и вызовах этого сложного периода в жизни человека. Статьи по теме
|
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|