Психологическая наука и образование
2013. Том 18. № 2. С. 58–68
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Динамика показателей ценностно-смысловой сферы личности осужденного в процессе получения высшего профессионального образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: осужденные , ценностно-смысловая сфера осужденных, учебно-профессиональная деятельность в системе исполнения наказания, исправление личности осужденного, коррекция личности осужденного
Рубрика издания: Юридическая психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Салахова В.Б. Динамика показателей ценностно-смысловой сферы личности осужденного в процессе получения высшего профессионального образования // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 2. С. 58–68.
Фрагмент статьи
Проблема девиантной личности не может быть решена без исследований специфики внутренней жизни личности, ее субъективной картины мира. В ситуации качественного изменения социальных стереотипов происходит формирование «аномальных» структур индивидуального сознания, в том числе – ценностно-смысловых образований. Ценностно-смысловая сфера является центральным, ядерным образованием личности. Она оказывает влияние на общую направленность жизни, на законопослушность либо противоправность поведения человека. Как отмечает Д. А. Леонтьев, «чтобы понять поведение человека, надо раскрыть его смысл» [6, с. 59]. Однако проблема исправления и коррекции личности осужденных должна включать не только исследование и анализ особенностей ценностно-смысловой сферы как психологической категории, но и исследование факторов и механизмов ее формирования в период отбывания наказания.
Анализ функций основных средств исправления осужденных (ч. 1 ст. 9 УИК РФ): установленного порядка исполнения и отбывания наказания (режима), воспитательной работы, общественно-полезного труда, получения общего образования, профессиональной подготовки и общественного воздействия, показал, что все они служат для того, чтобы осужденный в период отбывания наказания приобрел навыки и умения, которые способствовали бы его успешной ресоциализации после освобождения от наказания.
Литература
- Антонян Ю. М. Преступное поведение и психические аномалии. М., 1998.
- Васильев В. А. Юридическая психология: Учебник для студ. вузов. СПб., 1997.
- Волов В. Т. Высшее образование как фактор управления социализацией осужденных в исправительном учреждении. М., 2009.
- Дебольский М. Г. Психологическое обеспечение деятельности воспитательных колоний [Электронный ресурс]: Глава 7. М., 2011. Электронный ресурс: http://www.psychlib.ru/inc/absid. php?absid=97457.
- Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб., 2004.
- Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 2003.
- Пастушеня А. Н. Комплекс факторов формирования готовности личности осужденного к нормоправному образу жизни // Совершенствование воспитательной деятельности органов, исполняющих наказание: Сб. науч. тр. Рязань, 1992.
- Пирожков В. Ф., Глоточкин А. Д. Психические состояния человека, лишенного свободы / Под ред. К. К. Платонова. М., 1968.
- Пирожков В. Ф., Глоточкин А. Д. Эмоции и чувства человека, лишенного свободы / Под ред. К. К. Платонова. М., 1970.
- Поздняков В.М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность. М., 2000.
- Ратинов А. Р., Ефремова Г. Х. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, 1988.
- Сухов А. Н. Криминогенное общение в среде осужденных: Учеб. пособие для учеб. заведений МВД России / М-во внутр. дел Рос. Федерации, Рязан. высш. шк. Рязань, 1993.
- Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Введение в пенитенциарную психологию. Рязань, 1998.
- Хохряков Г.Ф., Голубев В. П. Ценностные ориентации и их влияние на противоправное поведение осужденных // Социально-психологические и правовые проблемы профилактики правонарушений в ИТУ. Рязань, 1982.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2350
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 813
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0