Психологическая наука и образование
2013. Том 18. № 2. С. 58–68
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Динамика показателей ценностно-смысловой сферы личности осужденного в процессе получения высшего профессионального образования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: осужденные , ценностно-смысловая сфера осужденных, учебно-профессиональная деятельность в системе исполнения наказания, исправление личности осужденного, коррекция личности осужденного
Рубрика издания: Юридическая психология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Салахова В.Б. Динамика показателей ценностно-смысловой сферы личности осужденного в процессе получения высшего профессионального образования // Психологическая наука и образование. 2013. Том 18. № 2. С. 58–68.
Полный текст
Проблема девиантной личности не может быть решена без исследований специфики внутренней жизни личности, ее субъективной картины мира. В ситуации качественного изменения социальных стереотипов происходит формирование «аномальных» структур индивидуального сознания, в том числе – ценностно-смысловых образований. Ценностно-смысловая сфера является центральным, ядерным образованием личности. Она оказывает влияние на общую направленность жизни, на законопослушность либо противоправность поведения человека. Как отмечает Д. А. Леонтьев, «чтобы понять поведение человека, надо раскрыть его смысл» [6, с. 59]. Однако проблема исправления и коррекции личности осужденных должна включать не только исследование и анализ особенностей ценностно-смысловой сферы как психологической категории, но и исследование факторов и механизмов ее формирования в период отбывания наказания.
Анализ функций основных средств исправления осужденных (ч. 1 ст. 9 УИК РФ): установленного порядка исполнения и отбывания наказания (режима), воспитательной работы, общественно-полезного труда, получения общего образования, профессиональной подготовки и общественного воздействия, показал, что все они служат для того, чтобы осужденный в период отбывания наказания приобрел навыки и умения, которые способствовали бы его успешной ресоциализации после освобождения от наказания.
В настоящее время накоплен значительный опыт изучения преступности, позволяющий выделить несколько направлений социально-психологического анализа: социально-психологические особенности осужденных различных категорий (Ю. М. Антонян, В. Л. Васильев, А. Д. Глоточкин, В. В. Гульдан, М. Г. Дебольский, М. И. Еникеев, В. Ф. Пирожков, В. М. Поздняков, А. И. Ушатиков и др.) [1; 4; 8; 9; 10; 13]; групповые ценности, нормы и представления осужденных (В. П. Голубев, С. Л. Дановский, Г. А. Хохряков и др.) [13; 14]; обычаи, традиции и ритуалы различных групп осужденных (Е. В. Анастасова и В. А. Николаев, В. М. Анисимков, С. Я. Лебедев, А. Н. Сухов и др.) [2; 12]; подготовка осужденных к освобождению (С. А. Ветошкин, М. А. Галагузова, А. С. Макаренко, А. С. Новоселова, Ф. Редлем, С. Т. Шацкий и др.) [7; 11].
Однако эти же исследования показывают, что вопросы ресоциализации, исправления и коррекции личности осужденных, изменения их ценностно-смысловой сферы в период отбывания наказания еще не получили должного развития.
Проведенный анализ действенности основных средств исправления осужденных, данных эмпирических и теоретических исследований, посвященных интересующей нас проблеме, позволил выделить наиболее противоречивую область исправительной методологии – организацию процесса получения высшего профессионального образования (ВПО) в исправительных учреждениях (ИУ). Однако эмпирические исследования, ориентированные на изучение исправления и коррекции личности осужденного в системе ВПО в ИУ, за малым исключением (Волов В. Т. Дис. … д-ра социол. наук, 2010; Бебенин В. Г. Дис. … д-ра пед. наук, 2008), практически не проводились [3].
Анализ состояния разработанности проблемы показывает, что как в отечественной, так и в зарубежной психологической литературе, с одной стороны, достаточно широко рассматриваются вопросы исправления и коррекции осужденных в системе исполнения наказания, с другой же стороны, наблюдается отсутствие научно обоснованных психологических критериев изменения личности преступника, способствующих его ресоциализации. Основываясь на положении, что ценностно-смысловая сфера характеризует направленность и содержание активности личности в целом, определяет общий подход человека к миру, к себе, придает смысл и направление личностным позициям, поведению и поступкам, может свидетельствовать об изменениях личности преступника, которые в свою очередь способствуют его ресоциализации.
В связи с этим целью нашего исследования являлось изучение особенностей формирования ЦС сферы личности осужденного в процессе учебно-профессиональной деятельности.
Мы предполагали, что направленность показателей ценностно-смысловой сферы у осужденных в процессе учебно-профессиональной деятельности приближается к норме, которая характерна для правопослушной личности. В связи с этим задача нашего исследования заключалась в проведении сравнительного анализа динамики показателей ценностно-смысловой сферы осужденных, получающих высшее профессиональное образование, и осужденных, не участвующих в образовательном процессе.
Методический аппарат исследования включал в себя:
- эмпирические методы: контент-анализ, тестирование (опросник Ш. Шварца) и биографический метод [5];
- методы математической статистики с использованием пакетов программ EXEL, SPSS 17.0 Version For Windows.
Исследование проводилось на базе управления Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации по Ульяновской области в федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 2» г. Новоульяновска.
Выборочную совокупность лонгитюдного исследования составили 50 осужденных, из них 25 осужденных, получающих высшее профессиональное образование (ООс) и 25 – не обучающихся (НООс). Эмпирическая программа исследования включала несколько этапов: первый – исследование ценностно-смысловой сферы ООс до поступления в Современную гуманитарную академию (2008 г.); второй – исследование ценностно-смысловой сферы ООс по окончании первого года обучения (2009 г.); третий – исследование ценностно-смысловой сферы ООс по окончании второго года обучения (2010 г.); четвертый – исследование ценностно-смысловой сферы ООс по окончании третьего (выпускного) года обучения (2011 г.).
В результате проведенного исследования и последующего анализа была исследована динамика показателей ценностно-смысловой сферы личности ООс и НООс (опросник (PVQ) Ш. Шварца). Ценности выявлялись на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов. Были выявлены средние показатели динамики значимости типов ценностей ООс (табл. 1, 2) и НООс (табл. 3, 4).
Таблица 1 Средние показатели динамики значимости типов ценностей на уровне нормативных идеалов в группе ООс
Следующим шагом обработки результатов исследования явилось присваивание каждому типу ценности в соответствии с величиной среднего показателя ранга от 1 до 10. Ранги от 1 до 3 свидетельствуют о высокой значимости для испытуемых, а ранги от 7 до 10 о низкой значимости. Ранговая структура динамики ценностей обучающихся осужденных на уровне нормативных идеалов представлена на рис. 1.
Анализ динамики ранговой структуры ценностей обучающихся осужденных на уровне нормативных идеалов показывает, что значимыми ценностями для группы ООс до обучения являются такие ценности как «власть» (1 ранг), «гедонизм» (2 ранг), «безопасность» (3 ранг), а после завершения обучения (3 курс) лидирующие позиции занимают следующие ценности: «самостоятельность» (1 ранг), «конформность» (2 ранг) и «достижения» (3 ранг).
Анализ рангового распределения ценностей свидетельствует, что в группе ООс до поступления в СГА характерным являлось преобладание ценностей, заключающихся в достижении социального статуса, престижа, контроля и доминирования над людьми (авторитет, богатство, социальная власть, сохранение своего общественного имиджа, общественное признание). У осужденных наблюдалось стремление к достижению и сохранению доминантной позиции в рамках целой социальной системы («власть» (Z = -3,129; при p <0,002)). После первого года обучения данные ценности в группе ООс снижают свои позиции в иерархии структуры ценностей и лидирующее место занимают ценности, выражающиеся в безопасности собственной личности (социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье). Кроме того, для группы ООс до обучения было характерно доминирование ценностей, определяющих наслаждение или чувственное удовольствие («гедонизм» (Z = -2,812; при p < 0,005)). Однако к концу второго курса обучения данные ценности перестают быть значимыми, и на первое место выступают ценности, определяющие самостоятельность мышления и выбора способов действия; творчество и исследовательская активность; личный успех через проявление компетентности. После второго курса обучения в группе ООс наблюдается также продолжение снижения показателей, определяющих стремление к доминированию и власти («власть» (Z = -3,407; при p < 0,001)).
С нашей точки зрения, наиболее важными являются изменения показателей ценностно-смысловой сферы обучающихся осужденных, которые наблюдаются после завершения процесса обучения. Доминирующими ценностями осужденных по завершении обучения становятся ценности, отражающие самостоятельность мышления и выбора способов действия, творчество и исследовательскую активность; сдерживание и предотвращение действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям («конформность» Z = -2,085; при p < 0,037)). Кроме того, по окончании обучения наблюдается продолжение снижения значимости следующих типов ценностей: «гедонизм» (Z = -2,287; при p<0,022) и «Власть» (Z = -3,337; при p < 0,001).
Нами были выявлены также средние показатели динамики значимости типов ценностей обучающихся осужденных на уровне индивидуальных приоритетов (табл. 2).
Таблица 2 Средние показатели динамики значимости типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов в группе ООс
Ранговая структура динамики ценностей обучающихся осужденных на уровне индивидуальных приоритетов представлена на рис. 2.
Анализ динамики ранговой структуры ценностей обучающихся осужденных на уровне индивидуальных приоритетов показывает, что лидирующие позиции до обучения занимают такие ценности как «безопасность» (1 ранг), «власть» (2 ранг), «доброта» (3 ранг). После завершения процесса обучения наблюдается доминирование ценностей: «традиции» (1 ранг), «самостоятельность» (2 ранг), «универсализм» (3 ранг). Представленные изменения рангового распределения ценностей осужденных на уровне индивидуальных приоритетов позволяют говорить о наличии определенной динамики типов ценностей в зависимости от периода обучения, определяющих конкретные поступки человека. Так, до обучения для осужденных доминирующими являлись: обеспечение безопасности и стабильности отношений и самого себя; социальный статус, доминирование над людьми и ресурсами; повышение благополучия своей криминальной группы. Но уже после первого года обучения полученные результаты свидетельствуют об изменении степени выраженности некоторых показателей. Наряду с тем что ценность, определяющая стремление осужденных к власти, теряет свое доминирующее значение («власть» Z = -3,384; при p < 0,001), на первое место выходит ценность «самостоятельность» (Z = -2,961; при p < 0,003), которая определяет самостоятельность действий и мыслей осужденных и проявляется в самоконтроле и самоуправлении. В результате осуществленного анализа нами были обнаружены также значимые различия, свидетельствующие об изменении показателей ценностно-смысловой сферы на уровне индивидуальных приоритетов к завершению второго курса обучения. Несмотря на то что ценность «самостоятельность» занимает 1 ранг на протяжении двух лет обучения, математически-статистический анализ данных свидетельствует об изменении степени выраженности ее в сторону увеличения (Z = -3,315; при p < 0,001). Наблюдается снижение значимости ценности «власть» (Z = -2,719; при p < 0,007). Значимые показатели нами были так же обнаружены по ценности «универсализм» (Z = -2,236; при p < 0,025), что свидетельствует об изменении степени выраженности в сторону увеличения. Данный показатель свидетельствует, что для осужденных становится наиболее типичным в поведении таких проявлений как понимание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы. Динамика показателей ценностно-смысловой сферы осужденных на уровне индивидуальных приоритетов в период обучения приводит к тому, что по завершении учебно-профессиональной деятельности доминирующие позиции занимают такие ценности как «традиции» (Z = -2,425; при p < 0,015), «самостоятельность» (Z = -2,934; при p < 0,003) и «универсализм» (Z = -2,459; при p < 0,014). Кроме того, нами также были обнаружены значимые различия по ценности «власть» (Z = =-3,043; при p < 0,002), изменение степени, выраженности которой происходит на всех годах обучения. Необходимо, на наш взгляд, отметить также, что при анализе динамики ценностей обучающихся осужденных были обнаружены значимые различия показателей по ценности «традиции» при сравнении первого-третьего (Z = -2,831; при p < 0,005) и второго-третьего годов обучения (Z = -3,022; при p < 0,003).
Проведенный анализ показал, что к завершению обучения доминирующими ценностями осужденных становятся ценности, проявляющиеся в уважении и ответственности за культурные и религиозные обычаи и идеи; в самостоятельности мыслей и действий; в преобладании понимания, терпимости и защиты благополучия всех людей и природы. Тогда как ценности, определяющие чувственное наслаждение и удовольствие («гедонизм» – 7 ранг), стремление к власти и доминантности («власть» – 10 ранг), занимающие лидирующие позиции на момент начала обучения, становятся незначимыми. Кроме того, для дополнительной проверки уровня динамики и сравнительного анализа динамики ценностей групп ООс и НООс мы провели оценку сдвигов (разностей между начальными и результирующими значениями по каждой ценности) отдельно в каждой группе. Достоверная разница сдвигов была обнаружена по показателям: «власть» (t = 2,137; при р < 0,01) и «традиции» (t = 2,631; при р < 0,05). Таким образом, данные, полученные с помощью опросника (PVQ) Ш. Шварца, свидетельствуют о наличии достоверной динамики показателей ценностно-смысловой сферы личности обучающихся осужденных как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов. Вместе с тем, рассмотрение динамики ценностно-смысловой сферы ООс в процессе учебно-профессиональной деятельности с позиции наиболее эффективного средства исправления осужденных потребовало исследования динамики ценностей в группе НООс. Средние показатели динамики значимости типов ценностей, не обучающихся осужденных, представлены в табл. 3, 4.
Таблица 3 Средние показатели динамики значимости типов ценностей на уровне нормативных идеалов в группе НООс
Ранговая структура динамики ценностей не обучающихся осужденных на уровне нормативных идеалов представлена на рис. 3.
Анализ динамики ранговой структуры ценностей в группе НООс на уровне нормативных идеалов показывает, что доминирующими ценностями для них в 2008 г. являлись «доброта» (1 ранг), «безопасность» (2 ранг), «конформность» (3 ранг), а в 2011 г. – «конформность» (1 ранг), «доброта» (2 ранг) и «безопасность» (3 ранг).
В результате осуществленного анализа динамики ценностей НООс на уровне нормативных идеалов (рис. 3), определяющих жизненные принципы поведения индивида, при математически-статистической обработке данных значимые различия были обнаружены только по одному показателю – ценность «самостоятельность» (Z = -2,293; при p<0,022) в сторону снижения его степени выраженности.
Ценностная структура НООс на уровне нормативных идеалов характеризуется преобладанием убеждений о необходимости обеспечения собственной безопасности; сдерживания и предотвращения действий, а также склонностей и побуждений к действиям, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям; а также стремлением сохранить благополучие своей криминальной группы.
Так же как и для группы ООс, в результате обработки данных исследования нами были выявлены средние показатели динамики значимости типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов (табл. 4).
Таблица 4 Средние показатели динамики значимости типов ценностей на уровне индивидуальных идеалов в группе НООс
Ранговая структура динамки ценностей не обучающихся осужденных на уровне нормативных идеалов представлена на рис. 4.
Анализ динамики ранговой структуры ценностей в группе НООс на уровне индивидуальных приоритетов свидетельствует, что для данной группы осужденных характерно доминирование одних и тех же ценностей: «Самостоятельность» (1 ранг), «Доброта» (2 ранг), «Безопасность» (3 ранг), (отличий нет).
Анализ результатов исследования динамики ценностей, не обучающихся осужденных на уровне их индивидуальных приоритетов, так же как на уровне нормативных идеалов, свидетельствует о доминировании одних и тех же показателей в ценностно-смысловой сфере личности преступника с незначительным их смещением в ранговых позициях («самостоятельность», «доброта», «безопасность»). Следовательно, для группы НООс в целом характерно преобладание в поведении стремлений к самостоятельности мыслей и действий, к сохранению и повышению благополучия криминальной группы, к безопасности и стабильности общества, отношений и самого себя.
Однако о некоторой динамике ценностно-смысловой сферы личности не обучающегося осужденного могут свидетельствовать показатели, имеющие статистически достоверные различия. В результате математически-статистического анализа данных в группе НООс нами были обнаружены значимые различия по таким показателям как ценность «достижения» (Z = -2,254; при p < 0,024) 2008–2009 гг., «традиции» (Z = -1,993; при p < 0,046) 2009–2010 г., «достижения» (Z = -2,420; при p < 0,016) 2009–2010 гг., «стимуляция» (Z = -2,631; при p < 0,009) 2010–2011 гг. Данные показатели обусловливают относительную динамику ЦС сферы личности не обучающегося осужденного, так как занимают низшие позиции в ранговой структуре и свидетельствуют о снижении степени выраженности перечисленных показателей.
Полученные с помощью опросника (PVQ) Ш. Шварца результаты позволили провести анализ динамики ценностно-смысловой сферы осужденных на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов, что позволило говорить об изменении показателей ценностной структуры личности обучающихся осужденных в сторону приближения их к показателям нормоправной ценностно-смысловой сферы.
Таким образом, лонгитюдное исследование, направленное на изучение динамики показателей ценностно-смысловой сферы осужденных, получающих высшее профессиональное образование, позволило сделать вывод, что у обучающихся осужденных наблюдается динамика показателей ценностно-смысловой сферы (в частности таких ее компонентов как индивидуальные ценности личности, система убеждений, склонностей, интересов, социальных норм, мотивов и личностных смыслов) в сторону приближения их к нормоправным показателям. Полученные результаты являются основой для дальнейших исследований, направленных на поиск ответа, на вопрос: может ли учебно-профессиональная деятельность в системе исполнения наказания являться эффективным фактором исправления и коррекции осужденных?
Литература
- Антонян Ю. М. Преступное поведение и психические аномалии. М., 1998.
- Васильев В. А. Юридическая психология: Учебник для студ. вузов. СПб., 1997.
- Волов В. Т. Высшее образование как фактор управления социализацией осужденных в исправительном учреждении. М., 2009.
- Дебольский М. Г. Психологическое обеспечение деятельности воспитательных колоний [Электронный ресурс]: Глава 7. М., 2011. Электронный ресурс: http://www.psychlib.ru/inc/absid. php?absid=97457.
- Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб., 2004.
- Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 2003.
- Пастушеня А. Н. Комплекс факторов формирования готовности личности осужденного к нормоправному образу жизни // Совершенствование воспитательной деятельности органов, исполняющих наказание: Сб. науч. тр. Рязань, 1992.
- Пирожков В. Ф., Глоточкин А. Д. Психические состояния человека, лишенного свободы / Под ред. К. К. Платонова. М., 1968.
- Пирожков В. Ф., Глоточкин А. Д. Эмоции и чувства человека, лишенного свободы / Под ред. К. К. Платонова. М., 1970.
- Поздняков В.М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность. М., 2000.
- Ратинов А. Р., Ефремова Г. Х. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, 1988.
- Сухов А. Н. Криминогенное общение в среде осужденных: Учеб. пособие для учеб. заведений МВД России / М-во внутр. дел Рос. Федерации, Рязан. высш. шк. Рязань, 1993.
- Ушатиков А. И., Казак Б. Б. Введение в пенитенциарную психологию. Рязань, 1998.
- Хохряков Г.Ф., Голубев В. П. Ценностные ориентации и их влияние на противоправное поведение осужденных // Социально-психологические и правовые проблемы профилактики правонарушений в ИТУ. Рязань, 1982.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2412
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 826
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1