Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9368Новости 1847Ключевые слова 5095 |
Правила публикацииВебинары![]() |
Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Рейтинг Science Index РИНЦ 2019 1 место —
направление «Психология» 86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов) 2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 2,154 — двухлетний импакт-фактор Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Применение опросника социальной идентичности для диагностики социальнопсихологических особенностей ученической группы старших подростков 2031Васькова О.В. АннотацияВ статье представлен опросник, направленный на измерение социальной (групповой) идентичности в старшем подростковом и юношеском возрасте. Данный опросник включает социально-психологические шкалы, разработанные итальянскими исследователями A. R. Graziani, M. Rubini, A. Palmonari, S. Costarelli, R. M. Calla. Осуществлены перевод, адаптация, а также апробация опросника в общеобразовательных школах Москвы. Проверка методики на надежность выявила высокий уровень согласованности шкал (альфа Кронбаха = 0,81). Анализируются результаты исследования особенностей групповой идентичности старших подростков, занимающих разное положение в статусной структуре ученической группы. В исследовании были задействованы 212 учащихся 9–10-х классов. Средний возраст участников исследования – 15,8 лет. Полученные результаты отчетливо демонстрируют наличие значимых отличий в характеристиках социальной идентичности у учащихся с различным статусом в интрагрупповой структуре школьного класса. Делается вывод, что опросник социальной идентичности может быть использован как методический инструмент диагностики социально-психологического профиля группы в практической работе психолога образования. Ключевые слова: социальная идентичность, параметры социальной идентичности, ученическая группа, старшие подростки, статус Рубрика: Социальная психология Тип: научная статья Фрагмент статьи
Диагностика социально-психологических особенностей ученических групп – одно из приоритетных направлений деятельности социального психолога, работающего в системе образования. Помимо группового структурирования, в такой группе мы можем наблюдать и другие социально-психологические феномены. Например, феномен социальной идентичности, который приобретает наибольшую значимость и выраженность в подростковом возрасте, так как именно в данный период вопросы самоопределения, идентификации, в том числе и групповой, становятся наиболее актуальными. Ученическая группа, в которой состоит большинство подростков, является важнейшей средой для такого рода идентификации. Таким образом, изучение социальной идентичности именно в ученических группах подростков становится важной задачей социального психолога. Литература
Статьи по теме
Психология личности, Психология развития | Копейкин Г.К. Особенности активизации человеческого потенциала работников пожилого возраста Психология личности, Психология образования | Вартанова И.И. Мотивационно-эмоциональное отношение к учебе старшеклассников различного пола и возраста Психология личности, Психология образования | Вартанова И.И. Эмоциональное отношение к школе и самоотношение старшеклассников различного пола и возраста Психология личности, Социальная психология | Стрижицкая О.Ю., Петраш М.Д., Муртазина И.Р., Вартанян Г.А., Маневский Ф.С., Александрова Н.Х., Бабакова Л.В. |
© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|