Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования *

2375

Аннотация

Обсуждаются результаты исследования взаимосвязи личностных и социальных ресурсов и социально-психологической адаптации учащихся с ОВЗ. В качестве психологических ресурсов личности рассматриваются субъективная витальность, жизнестойкость, осмысленность жизни, толерантность к неопределенности, самоэффективность, стратегии совладания с жизненными трудностями, а также социальные ресурсы – размер социальной сети, удовлетворенность социальной поддержкой. Проанализирована специфика социально-психологической адаптации и ресурсов личности учащихся колледжа в зависимости от наличия/отсутствия ограничений по здоровью и степени напряженности адаптационных механизмов, а также специфика влияния социальной желательности на ответы учащихся в зависимости от наличия/отсутствия инвалидности. Показана продуктивность синтеза медицинско-реабилитационной, социальной и позитивной моделей инвалидности применительно к задачам исследования и психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики в условиях профессионального образования.

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект №13-36-01049 «Исследование развития личности учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях профессионального образования».

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, психологические ресурсы личности, дети с ограниченными возможностями развития, инклюзивное образование, психолого-педагогическое сопровождение

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Александрова Л.А., Лебедева А.А., Бобожей В.В. Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 1. С. 50–62.

Фрагмент статьи

Инклюзивное образование предъявляет повышенные требования ко всем, кто вовлечен в этот процесс. Оно ставит перед учеными и специалистами-практиками множество вопросов. В частности, об адаптации участников инклюзивного образования к условиям обучения, к самому учебному процессу и друг к другу. Это касается как условно здоровых учащихся (УЗ), так и имеющих специальные образовательные потребности и ограничения по здоровью (ОВЗ).

Литература

  1. Александрова Л. А. Субъективная витальность как личностный ресурс [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 3(17). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 09.09.2013).
  2. Александрова Л. А., Лебедева А. А.,  Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Личностные ресурсы преодоления затрудненных условий развития // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2011. С. 579–610.
  3. Гордеева Т. О. Осин Е. Н., Рассказова Е. И., Сычев О. А., Шевяхова В. Ю. Диагностика копинг-стратегий: адаптация опросника COPE // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе // Материалы II Международной научно-практической конференции / Под ред. Т. Л. Крюковой, М. В. Сапоровской, С. А. Хазовой. Кострома, 23–25 сентября 2010. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. Т. 2. С. 195–197.
  4. Евдокимова В. В. Адаптация студентов с ОВЗ к новому образовательному пространству как одно из важнейших направлений работы психологической службы СПК МГППУ //  Материалы международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: методология, практика, технология», 20–22 июня 2011 г. М.: МГППУ, 2011.
  5. Евдокимова В. В. Социокультурная реабилитация лиц с ограниченными  возможностями здоровья в условиях инклюзивного обучения в колледже // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологической  реабилитации  лиц с ограниченными возможностями  здоровья», 5–6 декабря 2011 г. М.: МГППУ, 2011.
  6. Зайцев В. П. Вариант психологического теста Mini-Mult // Психологический журнал. 1981. № 3. С. 118–123.
  7. Зайцев В. П. Психологический тест СМОЛ // Актуальные вопросы восстановительной медицины. 2004. № 2 . С. 17–19.
  8. Лебедева А. А. Субъективное благополучие лиц с ограниченными возможностями здоровья: Дисс… канд. психол. наук. М., 2012.
  9. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992.
  10. Леонтьев Д. А., Александрова Л. А., Лебедева А. А. Специфика ресурсов и механизмов психологической  устойчивости   студентов   с   ОВЗ в условиях инклюзивного образования // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. C. 80–94.
  11. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006.
  12. Леонтьев Д. А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструктов // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе. Материалы II Международной научно-практической конференции. Кострома, 2010. Т. 2. С. 40–42.
  13. Леонтьев Д. А., Александрова Л. А. Вызов инвалидности: от проблемы к задаче // Третья Всероссийская научно-практическая  конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2010. С. 114–120.
  14. Леонтьев Д. А., Александрова Л. А., Лебедева А. А. Стратегии совладания: попытка системной характеристики // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе. Материалы II Международной научно-практической конференции /  Под  ред. Т. Л. Крюковой, М. В. Сапоровской, С. А. Хазовой. Кострома, 23–25 сентября 2010. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. Т. 2. С. 176–177.
  15. Луковицкая Е. Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: Автореф. дисс… канд. психол. наук. СПб., 1998.
  16. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополучия [Электронный ресурс] // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское  общество  социологов,  2008. 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
  17. Шварцер Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности // Иностранная психология. 1996. № 7. С. 71–76.
  18. Яницкий М. С. Состояния психической дезадаптации у студентов и пути оптимизации адаптационного процесса в вузе // Вопросы общей и дифференциальной психологии. Кемерово, 1998. С. 58–67.
  19. Diener E. Assessing subjective well-being: Progress and opportunities // Social Indicators Research. 1994. Vol. 31 (2). P. 103–157.
  20. Carver C. S., Scheier M. F., Weintraub J. K. Assessing coping strategies: A theoretically based approach // Journal of Personalityand Social Psychology. 1989. Vol. 56. P. 267–283.
  21. Crumbaugh J. S., Maholick L. T. Manual of Instructions for the Purpose in Life Test. Munster (Indiana), 1981.
  22. Madriaga M., Hanson K., Heaton C., Kay H., Newitt S., Walker A. Confronting similar challenges? Disabled and  non-disabled  students’  learning and assessment experiences // Studies in Higher Education Vol. 35. № 6. September 2010. P. 647–658.
  23. McLain D. L. The MSTAT-I: A new measure of an individual's tolerance for ambiguity // Educational and Psychological Measurement. 1993. Vol. 53(1). P. 183–189.
  24. Naidoo P. Potential contributions to disability theorizing and research from Positive Psychology// Disability and Rehabilitation. May 2006. Vol. 28(9). P. 595–602.
  25. Ryan R. M., Frederik C. On energy, personality, and health: Subjective vitality as a dynamic reflection of well-being // Journal of Personality. 1997. Vol. 65. P. 529–565.
  26. Sarason I. G., Shearin E. N., Sarason B. R., Pierce G. R. A brief measure of social support: Practical and Theoretical implications // Journal of Social and Personal  Relationships.  1987.  Vol.  4. P. 497–510.
  27. Seligman M. E., Scikszentmihalyi M. Positive psychology. An introduction // American Psychologist. 2000. Vol. 55. P. 5–14.
  28. Schalock R. L. The emerging disability paradigm and its implication for policy and practice // Journal of disability policy studies. Vol. 14. P. 204–215.
  29. Shogren K. A.,Wehmeyer M. L.,Buchanan C. L., Lopez S. J. The Application of Positive Psychology and Self-Determination to Research in Intellectual Disability: A Content Analysis of 30 Years of Literature // Research & Practice for Persons with Severe Disabilities. 2006. Vol. 31. № 4. P. 338–345.

Информация об авторах

Александрова Лада Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого–педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3539-8058, e-mail: ladaleksandrova@mail.ru

Лебедева Анна Александровна, кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории сравнительных исследований качества жизни, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (ФГАОУ ВО ТГУ), доцент департамента психологии факультета социальных наук; старший научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Томск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5919-5338, e-mail: anna.alex.lebedeva@gmail.com

Бобожей Вера Викторовна, Заместитель по учебной работе Социально-педагогического колледжа ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет», e-mail: verunez@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5327
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 2375
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 370