Концептуальное обоснование и этапы моделирования программы практико-ориентированной подготовки педагогических кадров (воспитателей) в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций ВО и ДО

1374

Аннотация

Статья посвящена проблеме обновления содержания подготовки педагогических кадров для системы дошкольного образования согласно новым требованиям к трудовым действиям специалистов (Профессиональный стандарт педагога/воспитателя), а также к результатам их профессиональной деятельности (ФГОС ДО). Авторами представлен опыт обновления программного содержания и организации учебного процесса по подготовке педагога ДОО в условиях прикладного бакалавриата по направлению «Психолого-педагогическое образование», который был реализован в рамках экспериментального проекта Минобрнауки России коллективом факультета дошкольноой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ). В статье дано концептуальное обоснование содержательного обновления основной профессиональной образовательной программы (ОПОП), выделены принципы и логика организации образовательного процесса в вузе на примере реализации образовательной программы подготовки воспитателя. Обозначены проблемные зоны моделирования и дизайна ОПОП, реализации сетевого взаимодействия партнеров по подготовке квалифицированных кадров для дошкольных образовательных организаций. Предложен алгоритм моделирования как ОПОП в целом, так и ее самодостаточных структурных элементов — модулей. Кроме того авторы задают общую траекторию движения студента по модулям образовательной программы и пространственно¬временные координаты прохождения им каждого уровня, этапа профессионального и личностного становления.

Общая информация

Ключевые слова: модель образовательной программы, траектория образовательного маршрута, образовательный модуль, трудовые действия педагога (воспитателя), компетенции, сетевое взаимодействие, дизайн образовательной программы, планирование учебной деятельности студента, образовательный результат, практико-ориентированность подготовки, профессиональный стандарт

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Толкачева Г.Н., Изотова Е.И., Волобуева Л.М., Парамонова М.Ю. Концептуальное обоснование и этапы моделирования программы практико-ориентированной подготовки педагогических кадров (воспитателей) в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций ВО и ДО // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. № 3. С. 168–185.

Фрагмент статьи

В Федеральной целевой программе раз­вития образования на 2011—2015 гг. постав­лена задача приведения содержания и струк­туры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребно­стями рынка труда. С целью решения дан­ной задачи Министерство образования и нау­ки Российской Федерации инициировало раз­работку проектов, предусматривающих уси­ление практической направленности подго­товки будущих педагогов в программах бака­лавриата и магистратуры в условиях сетевого взаимодействия образовательных организа­ций.

Литература

  1. Асмолов А.Г. Научиться любить детей. Но­вые стандарты российского образования нач­нут работать уже в этом учебном году [Элект­ронный ресурс] // Известия. 2014. 10 сент. URL: http://izvestia.ru/news/576220 (дата обращения 10.09.2014).
  2. Ильин Г.Л. Проективное образование лич­ности как педагогическая инновация // Сборник VIII Международной научно-практической кон­ференции «Наука и технологии: шаг в будущее» (Прага, 27 февраля – 5 марта, 2012 г.). Прага: Издательство «Образование и наука», 2012. Т. 18. С. 61–62.
  3. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образователь­ных программ (ОПОП) подготовки педагогиче­ских кадров в соответствии с профессиональ­ным стандартом педагога: предложения к реа­лизации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] //
  4. Психологическая наука и образование PSYEDU. ru. 2014. № 2. URL:http://psyedy.ru/journal/2014/2/ Morgolis/phtml (дата обращения 10.09.2014).
  5. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 (ред. от 26.12.2013) «О Феде­ральной целевой программе развития образова­ния на 2011–2015 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2010/ файл/115/11.02.07-Постановление_61.pdf (дата обращения 10.08.2014).
  6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального госу­дарственного образовательного стандарта до­школьного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. [Электронный ресурс]. Регистрационный № 30384. URL: http:// www.edu.ru/db-minobr/mo/Data/d_13/m1155.html (дата обращения 10.08.2014).
  7. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионально­го стандарта “Педагог (педагогическая деятель­ность в сфере дошкольного, начального обще­го, основного общего, среднего общего обра­зования) (воспитатель, учитель)”». Приказ за­регистрирован в Минюсте России 06.12.2013 № 30550. [Электронный ресурс]. URL: http://www. rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обраще­ния 10.08.2014).
  8. Проект федерального государственного об­разовательного стандарта высшего образо­вания по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» (уро­вень бакалавриата). [Электронный ресурс]. URL: http://bibliography.karelia.ru (дата обращения 10.08.2014).
  9. Фролов Ю.В., Офицеров В.П., Офицеров М.В. Оценка потребности дошкольных образователь­ных учреждений в педагогических кадрах [Элек­тронный ресурс] // Cб. докладов по материалам Седьмой Всероссийской научно-практической интернет-конференции (13–14 октября 2010 г.). Книга II. Петрозаводск: ПетрГУ, 2010. С. 311– 316. URL: http://bibliography.karelia.ru (дата обра­щения 10.09.2014).

Информация об авторах

Толкачева Галина Николаевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии, Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия, e-mail: gtolkacheva@mail.ru

Изотова Елена Ивановна, кандидат психологических наук, зав. кафедрой возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии, Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия, e-mail: teoretic@mail.ru

Волобуева Людмила Михайловна, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой дошкольной педагогики, Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия, e-mail: volobuevalm@mail.ru

Парамонова Маргарита Юрьевна, кандидат педагогических наук, декан факультета дошкольной педагогики и психологии, Московского педагогического государственного университета (МПГУ), доцент кафедры теории и методики дошкольного образования факультета дошкольной педагогики и психологии, Московского педагогического государственного университета (МПГУ), e-mail: paramonova.mu@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2963
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1374
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1