Проектная деятельность учащихся как форма развивающего обучения

3218

Аннотация

Проектная деятельность учащихся рассматривается как форма развивающего обучения. Отмечается, что преодоление кризисного состояния отечественной школы возможно при освоении деятельностных форм образования. Автор считает, что с этой точки зрения следует позитивно оценить получившую в последнее десятилетие широкое распространение практику инициирования проектной деятельности учащихся. По его мнению, в подавляющем большинстве случаев то, что подается как «проектная деятельность», фактически таковой не является, а представляет собой ее эрзац. Обращается внимание на то, что проектная деятельность содержит значительные возможности для реализации идеи развивающего образования, развиваемого в научной школе культурно-исторической психологии. Отмечается, что выдвижение и экспериментальное подтверждение гипотезы о ведущей роли образования в развитии психики человека, разработка теории развивающего обучения стали крупнейшим достижением названной научной школы. Подчеркивается, что теория развивающего обучения определяет модель учебной деятельности в начальной школе и недостаточно разработана для средней и старшей ступеней школы. Внутри нее существуют проблемы, решение которых необходимо для дальнейшего продвижения в построении новой практики школьного образования. Показывается, как использование возможностей проектной деятельности может расширить границы реализации идей развивающего обучения.

Общая информация

Ключевые слова: развивающее обучение, проектная деятельность учащихся, практическое мышление, умение ставить и решать проблемы, учебная задача, циклическая структура постановки и решения учебных задач

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200304

Для цитаты: Лазарев В.С. Проектная деятельность учащихся как форма развивающего обучения // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 3. С. 25–34. DOI: 10.17759/pse.2015200304

Фрагмент статьи

Отечественное школьное образование на­ходится в глубоком кризисе. Его состояние не удовлетворяет ни общество, ни государство. Хотя последние четверть века оно находи­лось в состоянии имманентного реформиро­вания, желаемых улучшений не произошло. Об этом свидетельствуют результаты ЕГЭ, сравнительных международных исследова­ний TIMSS и PISA, критические оценки работ­ников высшей школы. Проводившиеся рефор­мы и не могли привести к качественному из­менению результатов образования, посколь­ку принципиально не изменяли образователь­ную модель. Она оставалась ориентирован­ной на трансляцию знаний и выработку част­ных умений. ЗУНовская модель школьного образования, построенная на ассоциативно­репродуктивном принципе усвоения знаний, не способна обеспечить результаты образо­вания, соответствующие требованиям XXI в.

Литература

  1. Бэгьюли Ф. Управление проектом: пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. 208 с.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  3. Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проекта­ми: Пер. с англ. М.: Дело и сервис, 2003. 523 с.
  4. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения предметов). М.: Педагогика, 1972. 424 с.
  5. Давыдов В.В. Теория развивающего обуче­ния. М.: ИНТОР, 1996, 544 с.
  6. Диксон Дж. Проектирование систем: изобре­тательство, анализ и принятие решений: пер. с англ. М.: Мир, 1969. 440 с.
  7. Дьюи Дж. Мое педагогическое кредо [Элек­тронный ресурс] // На путях к новой школе – на стороне подростка. 2002. № 3. URL: http:// altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/7/9 (дата обращения 10.08.2015).
  8. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышле­ния / Пер. с англ. Н.М. Никольской. М.: Совер­шенство, 1997. 208 с.
  9. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. 112 с.
  10. Лазарев В.С. Проектная деятельность в шко­ле: учеб. пособие для учащихся 7–11 классов. Сургут: РИО СурГПУ, 2014. 135 с.
  11. Лазарев В.С. Рекомендации для учителей по формированию практических и познаватель­ных умений учащихся в проектной деятельности. Сургут: РИО СурГПУ, 2014. 40 с.
  12. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление проек­тами. М.: Омега-Л, 2009. 960 с.
  13. Хэлдман К. Управление проектом. Быстрый старт: пер с англ. М.: ДМК Пресс; Академия АйТи, 2008. 729 с.

Информация об авторах

Лазарев Валерий Семёнович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, главный научный сотрудник Лаборатории инновационных образовательных технологий, БУ ВО ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2018-7602, e-mail: inido-vallaz@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4515
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 30

Скачиваний

Всего: 3218
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5