Психологическая наука и образование
2015. Том 20. № 4. С. 46–56
doi:10.17759/pse.2015200405
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Особенности интеллектуального развития и статус в группе детского сада у детей дошкольного возраста
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: интеллектуальное развитие, статусно-ролевая позиция, межличностная ситуация развития
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200405
Для цитаты: Ильин В.А., Хрисанова Е.В. Особенности интеллектуального развития и статус в группе детского сада у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 4. С. 46–56. DOI: 10.17759/pse.2015200405
Полный текст
В современных условиях одной из ключевых задач дошкольного воспитания и образования представляется не просто целенаправленная подготовка детей к школьному обучению в схеме создания определенного задела, упрощающего освоение программы начальной школы, но полноценное личностное развитие с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Речь идет, по сути дела, о фактической реализации индивидуальноличностного подхода к воспитанию и обучению, интегрирующего психофизиологические и социально-психологические аспекты развития в их целокупности.
В связи с этим заметим, что в отечественной психологии достаточно давно сложилась совершенно отчетливая традиция, в рамках которой вся проблематика развития детей и подростков рассматривалась в контексте возрастной и педагогической психологии, в частности, через призму понятия «зона ближайшего развития», введенного в психологический лексикон Л.С. Выготским и возрастных новообразований, выделенных и описанных в рамках возрастной периодизации Д.Б. Эльконина [Эльконин, 1989].
Вместе с тем, в целом ряде исследований теоретически обосновано и эмпирически доказано, что полноценное развитие личности уже на самых ранних этапах попросту невозможно вне социально-психологического контекста и, в частности, без учета особенностей межличностной ситуации развития [Кондратьев, 2007]. В связи с этим заметим, что в отличие от достаточно устоявшегося и вполне эвристич- ного понятия «социальная ситуация развития», описывающего общевозрастные закономерности психического и личностного развития ребенка, понятие «межличностная ситуация развития» конкретизирует микрокуль- турные условия, непосредственно опосредующие возникновение и последующие изменения индивидуально-личностных особенностей ребенка в процессе его взаимодействия с референтным окружением [Кондратьев, 2006].
В связи с этим представляется целесообразным и, более того, необходимым выявить, хотя бы в первичном, описательном плане, особенности интеллектуального развития у разностатусных членов детсадовских групп и проанализировать на этом материале взаимосвязь когнитивного и социального развития личности.
Исходя из высказанных соображений, целью исследования было выявление особенностей интеллектуального развития высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных членов средневозростных детских групп дошкольных образовательных учреждений.
В качестве основной гипотезы исследования было выдвинуто предположение, согласно которому низкостатусные дети 4-5 лет, включая отвергаемых, отличаются от своих сверстников относительно замедленным развитием восприятия, внимания, памяти. Для проверки данной гипотезы была разработана программа эмпирического исследования, включающая решение следующих задач:
1) на основе анализа литературы по данной проблематике выделить теоретикометодологическую базу, позволяющую адекватно оценить и проанализировать закономерности когнитивного и социально-психологического развития детей среднего дошкольного возраста в их целокупности;
2) сформировать методический пакет, позволяющий оценить особенности интеллектуального и социально-психологического развития в их взаимосвязи, с учетом возрастной специфики;
3) выявить статусно-ролевую структуру межличностных отношений в средневозрастных группах дошкольных образовательных учреждений;
4) осуществить диагностику интеллектуального развития высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных членов такого рода групп;
5) провести сравнительный анализ особенностей интеллектуального развития трех категорий испытуемых, по его результатам выявить специфику межличностной ситуации развития и сформулировать научнопрактические рекомендации.
Последовательное решение данных задач и реализация представленной ниже исследовательской программы в целом позволяют, на наш взгляд, внести реальный вклад в обеспечение полноценного личностного развития на ранних возрастных стадиях в условиях дошкольных образовательных учреждений.
Описание программы эмпирического
исследования
Непосредственной теоретико-методологической основой настоящего исследования, включая разработку методического пакета, анализ и интерпретацию результатов, послужили культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, возрастная периодизация Д.Б. Эльконина, концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений в контактном сообществе А.В. Петровского, психосоциальная концепция Э. Эриксона.
В качестве методического обеспечения исследования были использованы: для выявления статусно-ролевой позиции испытуемых в детсадовской группе - социометрическая и референтометрическая методики «Два дома» (Р.И. Говорова) [Веракса, 2014а], внешнее наблюдение, структурированное и полуструктурированное интервью, алгоритм вычисления интегрального статуса индивида в контактном сообществе; для выявления уровня интеллектуального развития - методика диагностики развития психических процессов у дошкольников «Экспресс-диагностика в детском саду» (Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко) [Павлова, 2008].
Описание хода исследования,
представление результатов и их обсуждение
Исследование было проведено в 20132015 гг. и осуществлялось в два этапа.
На первом, предварительном, этапе проводился анализ литературы по рассматриваемой проблематике, на основе которого была выделена теоретико-методологическая база исследования, сформулированы гипотеза, цель, задачи и сформирован методический пакет. На этом же этапе была подготовлена эмпирическая база исследования и сформирована выборка испытуемых.
На втором, основном, этапе исследования было осуществлено углубленное изучение выделенных на предшествующем этапе эмпирических референт, осуществлен интерпретационный анализ полученных данных, сформулированы научно-практические рекомендации.
Исследование проводилось на базе четырех дошкольных образовательных учреждений общего профиля г. Королёва.
Всего в исследовании приняли участие 127 дошкольников, в возрасте 4-5 лет, входящих в пять воспитательных групп. Также в исследовании было задействовано 22 воспитателя и педагога, работающих с этими группами.
В ходе реализации основного этапа исследования, прежде всего, в каждой из групп испытуемых с использованием методики «Два дома», в сочетании с методом полуструкту- рированного интервью, был определен социометрический и референтометрический статус испытуемых.
Поскольку «лобовое» использование стандартного методического приема выявления неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе попросту невозможно, в силу возрастных возможностей испытуемых, ранжирование членов детских групп по признаку «степень властного влияния в группе» было предложено, в рамках структурированного интервью, осуществить воспитателям и педагогам, непосредственно работающим с данными группами.
Далее, с использованием алгоритма вычисления интегрального статуса индивида в системе межличностных отношений в контактном сообществе, выявлялись высокостатусные, среднестатусные и низкостатустные испытуемые.
В результате, с учетом «высечения», согласно данному алгоритму, испытуемых, находящихся в лиминальной позиции, совокупно по выборке в целом, оказалось 21 высокостатусный испытуемый, 69 среднестатусных и 25 низкостатусных испытуемых.
Параллельно с использованием методики «Экспресс-диагностика в детском саду» диагностировалось интеллектуальное развитие всех испытуемых.
Далее, опираясь на результаты анализа, осуществленного с использованием описательных статистик (пакет SPSS 13.0), мы попытаемся в общих чертах охарактеризовать особенности интеллектуального развития трех групп испытуемых. Результаты анализа распределения данных высокостатусных испытуемых по всем субтестам методики Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко представлены в табл. 1.
Таблица 1
Анализ распределения результатов высокостатусных испытуемых
по субтестам методики «Экспресс-диагностика в детском саду»
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
№ |
Valid |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
21 |
Missing |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Mean |
1,55 |
1,66 |
1,66 |
1,77 |
1,55 |
1,44 |
2,00 |
1,22 |
1,00 |
13,88 |
|
Median |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
1,00 |
1,00 |
14,00 |
|
Mode |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
1,00 |
1,00 |
11,00 |
|
Minimum |
1,00 |
,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
,00 |
2,00 |
1,00 |
,00 |
11,00 |
|
Maximum |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
17,00 |
|
Percentiles |
25 |
1,00 |
1,50 |
1,00 |
1,50 |
1,00 |
1,00 |
2,00 |
1,00 |
,500 |
11,50 |
50 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
1,00 |
1,00 |
14,00 |
|
75 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
1,50 |
1,50 |
15,50 |
Примечание: Порядок субтестов.
1. Восприятие.
2. Общая осведомленность.
3. Мышление.
4. Восприятие, мышление.
5. Память.
6. Внимание.
7. Мышление.
8. Воображение.
9. Сумма баллов.
Данная последовательность относится и к последующим таблицам.
Для удобства восприятия и оценки полученных данных, мы, на данном этапе рассмотрения, остановимся на интегральном показателе развития интеллекта.
Наиболее компактным, с точки зрения тестовых норм, выглядит распределение результатов высокостатусных испытуемых.
Минимальный результат по данному фактору теста у представителей данной группы составляет 11 баллов, максимальный балл - 17, т. е. показатели интеллектуального развития всех высокостатусных дошкольников в возрасте 4-5 лет, согласно тестовым нормам, оказываются в тестовых параметрах «сред- ний-высокий уровень». Существенно важно при этом, что границы второго квартиля распределения результатов данной подвыборки оказываются в пределах 11,5-14, т. е. более 50% высокостатусных испытуемых имеют интегрально высокий уровень развития интеллекта.
Результаты анализа распределения данных среднестатусных испытуемых представлены в табл. 2.
Таблица 2
Анализ распределения результатов среднестатусных испытуемых
по субтестам методики «Экспресс-диагностика в детском саду»
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
Valid |
69 |
69 |
69 |
69 |
69 |
69 |
69 |
69 |
69 |
69 |
№ |
Missing |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Mean |
1,61 |
1,73 |
1,65 |
1,42 |
1,73 |
1,30 |
1,92 |
1,23 |
1,07 |
13,69 |
|
Median |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
1,00 |
1,00 |
13,50 |
|
Mode |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
1,00 |
1,00 |
13,00 |
|
Minimum |
,00 |
1,00 |
1,00 |
,00 |
,00 |
,00 |
1,00 |
1,00 |
,00 |
7,00 |
|
Maximum |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
17,00 |
|
|
25 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,75 |
,750 |
2,00 |
1,00 |
1,00 |
12,00 |
Percentiles |
50 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
1,00 |
1,00 |
13,50 |
|
75 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
1,25 |
1,25 |
16,00 |
Как видно из представленной таблицы, подвыборка среднестатусных испытуемых достаточно заметно отличается от высокостатусных, прежде всего по нижней границе распределения. Минимальное значение интегрального показателя интеллектуального развития для данной категории испытуемых составляет 7 баллов, т. е., согласно тестовым нормам, оказывается в области низкого уровня развития интеллекта. Однако, как показывает анализ распределения по квартилям, это, скорее всего, артефакт (максимальное значение по подвыборке, как и в случае высокостатусных, составляет 17 баллов).
Так, первый квартиль рассматриваемого распределения, локализуется в диапазоне от 7 до 12 баллов. Это означает, что свыше 75% среднестатусных испытуемых имеют, согласно тестовым нормам, как минимум, средний уровень интеллектуального развития. В связи с этим отметим, что верхняя граница второго квартиля составляет 13,5 баллов, т. е., по сути дела, 50% среднестатусных испытуемых имеют высокий уровень интеллектуального развития.
Иными словами, интегральный показатель интеллектуального развития среднестатусных испытуемых вполне сопоставим с аналогичным у высокостатусных. Фактически, между двумя данными категориями испытуемых имеет место всего одно, но немаловажное различие - среди высокостатусных отсутствуют дети с интегральным показателем интеллектуального развития ниже среднего.
Результаты анализа распределения данных низкостатусных испытуемых представлены в табл. 3.
Таблица 3
Анализ распределения результатов низкостатусных испытуемых
по субтестам методики «Экспресс-диагностика в детском саду»
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
№ |
Valid |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
25 |
Missing |
17 |
17 |
17 |
17 |
17 |
17 |
17 |
17 |
17 |
17 |
|
Mean |
1,44 |
1,22 |
1,55 |
1,11 |
1,11 |
1,00 |
1,11 |
1,11 |
1,11 |
10,77 |
|
Median |
1,00 |
1,00 |
2,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
12,00 |
|
Mode |
1,00 |
1,00 |
2,00 |
1,00 |
2,00 |
,00 |
2,00 |
1,00 |
1,00 |
15,00 |
|
Minimum |
1,00 |
,00 |
1,00 |
,00 |
,00 |
,00 |
,00 |
,00 |
,00 |
3,00 |
|
Maximum |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
18,00 |
|
Percentiles |
25 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
,50 |
,00 |
,00 |
,0000 |
1,00 |
1,00 |
6,00 |
50 |
1,00 |
1,00 |
2,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
12,00 |
|
75 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
2,00 |
1,50 |
1,50 |
15,00 |
Итак, продолжая рассмотрение в той же логике, прежде всего отметим, что результаты низкостатусных испытуемых характеризуются максимальным разбросом - от 3 до 18 баллов.
При этом результаты более чем 50% испытуемых, согласно тестовым нормам (верхняя граница второго квартиля - 12 баллов), из данной подвыборки оказываются в параметрах низкого уровня интеллектуального развития. В то же время необходимо особо оговорить, что примерно 25% низкостатусных испытуемых имеют высокий уровень интеллектуального развития (нижняя граница четвертого квартиля составляет 15 баллов).
Для проверки статистической достоверности и детализации данных различий был осуществлен, с использованием критерия Манна-Уитни, анализ различий, как по интегральному показателю, так и по всем факторам теста «Экспресс-диагностика в детском саду».
В результате проведенного анализа оказалось, что по интегральному показателю интеллекта между тремя подгруппами испытуемых статистически значимые различия отсутствуют. При этом имеют место значимые различия между результатами высокостатусных и низкостатусных испытуемых по факторам «восприятие», «мышление», «внимание». Между результатами среднестатусных и низкостатусных испытуемых по факторам «память» и «внимание» (во всех случаях уровень асимптотической значимости U-критерия - p < 0,05). Между результатами высокостатусных и среднестатусных значимых различий выявлено не было.
Таким образом, гипотеза исследования в целом подтвердилась.
На практике (что подтверждается и результатами целенаправленного наблюдения) это означает, что большинство высокостатусных и среднестатусных испытуемых выполняли соответствующие субтесты методики «Экспресс-диагностика в детском саду» в полном объеме без помощи взрослых. В то же время абсолютное большинство низкостатусных испытуемых выполняли эти субтесты частично, при помощи взрослых, либо вовсе не справлялись с заданием. То есть уровень развития восприятия, внимания и памяти у низкостатусных воспитанников ДОО реально ниже, чем у их высокостатусных и среднестатусных сверстников.
Понять взаимосвязь выявленных таким образом особенностей интеллектуального развития и статусно-ролевой позиции у детей 4-5 лет в контексте межличностной ситуации развития позволяет их интерпретация с позиций психосоциальной теории.
Характеризуя межличностную ситуацию развития на данной стадии эпигенетического цикла в целом, Э. Эриксон отмечал, что «...в совместной деятельности и понятных ребенку играх может развиваться сотрудничество между отцом и сыном, матерью и дочерью, накапливаться важный опыт признания равенства ценности обеих сторон, несмотря на неравенство графиков развития. Такое сотрудничество - надолго остающееся богатство не только для родителей и ребенка, но и для общества в целом, потому что служит противосилой для той глубоко спрятанной ненависти, которая идет просто от разницы в величине или возрасте» [Эриксон, 1996, с.131]. Добавим, что, как показано в ряде работ, все сказанное справедливо в контексте межличностной ситуации развития, на данном этапе применительно к взаимодействию ребенка не только с родителями, но и с воспитателями и педагогами ДОУ [Кондратьев, 2007].
Достаточно очевидно, что статусноролевая позиция детей данного возраста в среде сверстников в значительной степени опосредуется именно отношениями с воспитателями и педагогами и их оценкой личностной активности воспитанников (эмпирически это подтверждено, в частности, исследованиями факторов, влияющих на социометрический статус ребенка данного возраста: Айронсмит М., Веракса А.Н., Веракса Н.Е., Дубиницкая К.А. и др.) [Веракса, 2011].
Вряд ли требует специального доказательства утверждение, что факторы, по которым были выявлены значимые различия между низкостатусными испытуемыми и их сверстниками, играют существенную роль именно в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми вообще и в педагогическом контексте, в особенности [Веракса, 2014].
Также немаловажно, что, согласно психосоциальной теории, в качестве интегрирующего фактора развития инициативы ребенка (напомним, что базисный конфликт третьей стадии эпигенетического цикла характеризуется дихотомией «инициатива против чувства вины») на данном этапе развития выступает формирующееся чувство моральной ответственности, которое объединяет в себе все институциональные требования взрослых в отношении допустимости и недопустимости того или иного поведения. По сути дела, речь идет о начале формирования ключевого в схеме возрастного развития, по Д.Б. Эльконину, новообразования старшего дошкольного возраста, а именно произвольности. Понятно, что такие показатели интеллектуального развития ребенка, как восприятие, внимание и память, опять- таки, оказываются критично важными в данном контексте.
Заметим, что, согласно психосоциальной концепции, прямым результатом позитивного разрешения базисного конфликта третьей стадии эпигенетического цикла является формирование эго-силы, которую Э. Эриксон обозначил как чувство цели. В социальнопсихологическом плане данная эго-сила проявляется, в частности, в открытости индивида новому опыту и ролевому экспериментированию, мотивации достижения и установке на сотрудничество с окружающими [Ильин, 2007].
И, напротив, деструктивное разрешение данного конфликта влечет за собой интеллектуальную и поведенческую ригидность, доминирование установки на избегание неудач, склонность к демонстративному и аффективному поведению. Как показано в ряде работ (Ильин В.А., Кондратьев М.Ю., Кондратьев Ю.М., Минакова Е.А. и др.) дети школьного возраста с тотальной ролевой фиксацией, как правило, занимают в классе отчетливо выраженную позицию «ведомых», не редко становятся объектам насмешек и издевательств, активно ищут поддержки и защиты у взрослых и высокостатусных одноклассников [Кондратьев, 2006].
Заметим, что если общий высокий уровень интеллектуального развития и выделенных нами в результате проведенного исследования его составляющих у ребенка 4-5 лет способствует достижению им высокой статусно-ролевой позиции в детсадовской группе, то и такого рода позиция, в свою очередь, является важной составляющей благоприятной межличностной ситуации развития.
В частности, повышенное и именно благожелательное внимание педагогов и воспитателей к ребенку безусловно является мощным стимулом для развития чувства моральной ответственности, о котором говорилось выше, а следовательно, и необходимых для его формирования компонентов интеллектуального развития [Парамонова, 2005]. Более того, активное взаимодействие со значимыми взрослыми, особенно в процессе решения развивающих задач, безусловно является прямой тренировкой восприятия, внимания и памяти ребенка.
Ничуть не менее важным в данном ракурсе рассмотрения оказывается взаимодействие высокостатусного члена детсадовской группы со сверстниками. При том, что данный факт конечно же не вполне осознается детьми этого возраста, высокий статус, в особенности в такой его составляющей, как ре- ферентность, не только дает определенного рода преференции, в частности в совместных ролевых и других играх, но и влечет за собой достаточно высокую степень ответственности [Денисенкова, 2014]. В результате, высокостатусный член детсадовской группы оказывается, по сути дела, вынужден не просто задействовать имеющийся интеллектуальный потенциал на «полную мощность», но и постоянно тренировать, развивать его. При этом, что имеет первостепенное значение в рассматриваемом возрасте, такого рода «социальное принуждение» не только не осознается ребенком, но и происходит в максимально комфортных для него социально-психологических условиях.
Таким образом, подводя промежуточный итог, можно констатировать, что взаимосвязь между особенностями интеллектуального развития и статусно-ролевой позицией в группах детского сада у детей 4-5 лет носит диалектический характер и выражается в том, что, с одной стороны, высокая или, как минимум, адекватная данному возрасту степень интеллектуального развития способствует достижению высокой позиции в структуре межличностных отношений и, одновременно, такая позиция обеспечивает наиболее благоприятные в социальнопсихологическом аспекте условия для дальнейшего развития интеллектуальных способностей.
Проведенное исследование и полученные результаты позволяют, на наш взгляд, сформулировать ряд обобщающих выводов и научно-практических рекомендаций как общеметодического, так и прикладного характера.
1. Прежде всего, проведенное исследование подтвердило необходимость целенаправленного выстраивания современного дошкольного образования именно в логике личностного развития детей с реальным учетом их индивидуальных особенностей и потребностей. При этом наиболее оптимальной, на наш взгляд, теоретической базой системного подхода, направленного на реальное, а не декларативное решение данной задачи, является психосоциальная теория развития. Необходимо отметить, называя вещи своим именами, что сложившаяся к настоящему времени практика комплектования групп детского сада - от 25 до 30 детей, - по сути дела, исключает реализацию индивидуального подхода, а равным образом, и сколько- нибудь эффективную работу, направленную на социально-психологическое развитие детского коллектива. Исходя из совершенно обоснованных и неоднократно эмпирически подтвержденных представлений как общемировой, так и собственно отечественной социальной психологии, оптимальная, с данной точки зрения, численность детских групп составляет 10-12 человек.
2. В данной логике представляется совершенно необходимой реальная психологизация деятельности воспитателей и педагогов ДОО. Это означает, в частности, что в рамках профессиональной подготовки и переподготовки педагогических кадров акцент должен быть сделан не просто на ознакомлении с особенностями возрастного развития в той или иной системе его периодизации, но на овладении практическими навыками оперативной (с использованием прежде всего методов наблюдения и интервью) диагностики личностного развития детей, социальнопсихологического развития детской группы, взаимодействия и воздействия, включая оказание эмоциональной поддержки и разрешение межличностных конфликтов с учетом возрастной специфики.
3. Первоочередное внимание педагогов и воспитателей в процессе планирования и реализации развивающих мероприятий должно уделяться не «комфортным» в рамках системы взаимодействия «педагог-воспитанник» и перспективным с точки зрения формальной отчетности высокостатусным, интеллектуально развитым детям, а именно низкостатусным. Это, разумеется, никоим образом не означает игнорирование и, тем более, депривацию высокостатусных членов детской группы.
4. Одной из прямых профессиональных обязанностей психологов, работающих в дошкольном образовании, должна стать оценка структуры межличностных отношений в детсадовских группах с представлением рекомендаций педагогам и воспитателям о возможностях ее оптимизации, а при необходимости, - непосредственная поддержка, в психологическом плане, прежде всего низкостатусных детей.
5. Одним из ключевых практических средств создания оптимальной, в том числе с точки зрения интеллектуального развития детей, межличностной ситуации развития, позволяющей интегрировать индивидуальные потребности всех членов детской группы, является максимально широкое использование именно ролевых игр, как ведущей деятельности ребенка данного возраста.
Высказанные предложения, разумеется, не являются «окончательным рецептом». Дальнейшее исследование по данной проблематике, в том числе с целью ее расширения и конкретизации, планируется вести в направлении прежде всего расширения объема выборки испытуемых с включением старших дошкольников, а также дальнейшей разработки и апробации методов диагностики социально-психологического развития детсадовских групп.
Литература
- Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Дошкольная педагогика и психология: Хрестоматия. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 560 с.
- Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника: Для занятия с детьми 5–7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 144 с.
- Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Социальная психология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 224с.
- Денисенкова Н.С., Выроцкова В.В. Взаимосвязь стратегии поведения в конфликтной ситуации и социометрического статуса дошкольника в группе сверстников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu. ru. 2014. Т.6. №4. С.106–117. URL: http://psyedu. ru/journal/2014/4/Denisenkova_Vyrotskova.phtml (дата обращения: 05.09.2015).
- Ильин В.А. Использование психосоциального подхода для изучения социальнопсихологических процессов в современном обществе // Вопросы психологии. 2007. № 4. C. 109–123.
- Кондратьев М.Ю. Социальный психолог в образовательном учреждении. М.: ПЕР СЭ, 2006. 224 с.
- Кондратьев М.Ю. Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. М.: ПЕР СЭ, 2007. 464 с.
- Павлова Н.Н. Руденко Л.Г. Экспресс диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. М.: Генезис, 2008. 80 с.
- Парамонова Л.А. Тарасова К.В., Алиева Т.И. Ребенок 5–6 лет в системе дошкольного образования (к проблеме подготовки к школе) // Психологическая наука и образование. 2005. №2. С. 12–17.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3305
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 19
Скачиваний
Всего: 969
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1