Особенности интеллектуального развития и статус в группе детского сада у детей дошкольного возраста

947

Аннотация

Представлены результаты исследования интеллектуального развития выскостатусных, среднестатусных и низкостатусных членов воспитательных групп ДОУ. Показано, что интеллектуальное развитие высокостатусных и среднестатусных детей в возрасте 4–5 лет выше, чем у их низкостатусных сверстников, прежде всего в таких аспектах, как восприятие, внимание, память. Отмечается, что интегральный показатель высокостатусных испытуемых соответствует среднему либо высокому уровню развития интеллекта. Причем для большинства испытуемых данной категории характерен именно высокий уровень. Интегральный показатель интеллектуального развития среднестатусных испытуемых вполне сопоставим с аналогичным у высокостатусных. Обращается внимание на то, что фактически между двумя данными категориями испытуемых имеет место всего одно, но немаловажное различие – среди высокостатусных отсутствуют дети с интегральным показателем интеллектуального развития ниже среднего. Интегральный показатель интеллектуального развития большинства низкостатусных испытуемых соответствует низкому уровню развития интеллекта. Через призму понятия «межличностная ситуация развития» проанализирована диалектическая взаимосвязь интеллектуального и социально¬психологического развития дошкольников. Представлено методическое обеспечение определения структуры межличностных отношений в воспитательных группах детского сада. По результатам исследования предложен ряд научно-практических рекомендаций.

Общая информация

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, статусно-ролевая позиция, межличностная ситуация развития

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200405

Для цитаты: Ильин В.А., Хрисанова Е.В. Особенности интеллектуального развития и статус в группе детского сада у детей дошкольного возраста // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 4. С. 46–56. DOI: 10.17759/pse.2015200405

Фрагмент статьи

В современных условиях одной из ключе­вых задач дошкольного воспитания и образо­вания представляется не просто целенаправ­ленная подготовка детей к школьному обуче­нию в схеме создания определенного задела, упрощающего освоение программы началь­ной школы, но полноценное личностное раз­витие с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Речь идет, по сути дела, о фактической реализации индивидуально­личностного подхода к воспитанию и обуче­нию, интегрирующего психофизиологические и социально-психологические аспекты разви­тия в их целокупности.

Литература

  1. Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Дошкольная педагогика и психология: Хрестоматия. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 560 с.
  2. Веракса А.Н. Индивидуальная психологиче­ская диагностика дошкольника: Для занятия с детьми 5–7 лет. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. 144 с.
  3. Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Социальная пси­хология: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 224с.
  4. Денисенкова Н.С., Выроцкова В.В. Взаимо­связь стратегии поведения в конфликтной ситу­ации и социометрического статуса дошкольни­ка в группе сверстников [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu. ru. 2014. Т.6. №4. С.106–117. URL: http://psyedu. ru/journal/2014/4/Denisenkova_Vyrotskova.phtml (дата обращения: 05.09.2015).
  5. Ильин В.А. Использование психосоци­ального подхода для изучения социально­психологических процессов в современном обществе // Вопросы психологии. 2007. № 4. C. 109–123.
  6. Кондратьев М.Ю. Социальный психолог в об­разовательном учреждении. М.: ПЕР СЭ, 2006. 224 с.
  7. Кондратьев М.Ю. Ильин В.А. Азбука соци­ального психолога-практика. М.: ПЕР СЭ, 2007. 464 с.
  8. Павлова Н.Н. Руденко Л.Г. Экспресс диагно­стика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных об­разовательных учреждений. М.: Генезис, 2008. 80 с.
  9. Парамонова Л.А. Тарасова К.В., Алиева Т.И. Ребенок 5–6 лет в системе дошкольного образо­вания (к проблеме подготовки к школе) // Пси­хологическая наука и образование. 2005. №2. С. 12–17.
  10. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  11. Эриксон Э. Идентичность: юность и кри­зис: пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. А.В. Тол­стых. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с.

Информация об авторах

Ильин Валерий Александрович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7784-5616, e-mail: 0405@mail.ru

Хрисанова Елизавета Валерьевна, педагог-психолог, МБ ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад No 37, аспирант, ГБОУ ВО РГСУ, Москва, Россия, e-mail: khrisanova.elizaveta@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3143
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 947
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 3