Психологическая наука и образование
2015. Том 20. № 4. С. 5–18
doi:10.17759/pse.2015200401
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Цифровая компетентность российских педагогов
Аннотация
Представлены результаты исследования цифровой компетентности педагогических работников разной категории (учителей информатики – 140 человек, учителей предметников – 145 человек, других категорий – 112 человек) российских образовательных организаций в сравнении с данными Всероссийского исследования цифровой компетентности подростков и родителей (2013). Для оценки уровня цифровой компетентности учителей в работе была использована методика «Индекс цифровой компетентности». По¬лученные данные свидетельствуют о том, что учителя значимо превосходят школьников и родителей по уровню цифровой компетентности (F(2)=32,03, p<0,001), по частоте использования Интернета (χ2(14)= 597,61, p<0,001), по времени, проводимому в Интернете ежедневно (χ2(14)=472,83, p<0,001), а также отдают предпочтение другим устройствам для выхода в Интернет и видам деятельности в Сети. Показано, что по уровню цифровой компетентности учителя информатики значимо превосходят своих коллег (F(2)=14,18, p<0,001). Таким образом, современные учителя способны и готовы повышать цифровую компетентность своих учеников, используя для этого информационно-коммуникационные технологии.
Общая информация
Ключевые слова: цифровая компетентность, цифровая грамотность, индекс цифровой компетентности, учителя, школьники, подростки, родители, интернет, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), информатизация образования
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2015200401
Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 14-06-00646 («Модели цифровой компетентности у различных типов интернет-пользователей»).
Для цитаты: Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Цифровая компетентность российских педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20. № 4. С. 5–18. DOI: 10.17759/pse.2015200401
Полный текст
Введение
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами один из основных метапредметных результатов освоения программ основного общего образования - формирование умений «... активного использования речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач» [ Федеральный государственный образовательный, 2002, с. 7]. Успешное использование ИКТ может быть определено как цифровая компетентность, представляющая собой «...способность и готовность индивида уверено, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять ИКТ для решения задач в различных сферах жизнедеятельности» [7, c. 17].
Безусловно, важную роль в формировании цифровой компетентности учащихся играет техническое оснащение учебновоспитательного процесса в образовательных организациях, обеспечивающая равный доступ к ИКТ для всех школьников. Сегодня, благодаря интернетзации среднего образования, начатого в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (2006 г.), практически все российские школы имеют подключение к Интернету. Тем не менее, как показывают результаты исследований, информатизация образования - это обязательное, но недостаточное условие формирования цифровой компетентности учащихся [Догоняя реальность //, 2015]. По данным Фонда Развития Интернет, средний уровень цифровой компетентности российских школьников в 2013 г. составлял 34% из 100% возможных, что примерно соответствует оценке «удовлетворительно» по пятибалльной шкале [Солдатова, 2014].
Каковы же причины такого низкого уровня цифровой компетентности российских подростков? Как показывают исследования, подростки осваивают технологии в основном самостоятельно, и взрослые не контролируют этот процесс. Хотя 75% российских школьников признались, что научились пользоваться Интернетом сами, каждый пятый из них хотел бы освоить на классных занятиях специальную обучающую программу по онлайн- грамотности [Солдатова, 2015]. Эмпирические данные свидетельствуют, что уровень цифровой компетентности учеников в значительной мере коррелирует с уровнем цифровой компетентности их учителей [Догоняя реальность //, 2015]. В связи с этим большие ожидания по повышению цифровой компетентности подростков, включающей навыки безопасного использования Интернета, возлагаются на учителей.
Готовы ли педагоги делать эту работу, обладают ли они сами знаниями и навыками, достаточными для того, чтобы не только на равных общаться с продвинутыми в области Интернета учениками, но и обучать их цифровым технологиям и безопасному использованию сети? Для того, чтобы получить ответ на этот вопрос, было проведено исследование, целью которого было установить характер цифровой компетентности педагогических работников разных категорий российских образовательных организаций.
В ходе Всероссийского исследования цифровой компетентности подростков и родителей не подтвердилось предположение М. Пренски о том, что дети - «цифровые аборигены» превосходят по уровню цифровой компетентности своих родителей - «цифровых мигрантов» [Солдатова, 2013а]. В связи с этим в работе была выдвинута гипотеза о том, что учителя должны превосходить школьников по уровню цифровой компетентности. Также в пользу этой гипотезы говорит тот факт, что педагоги по роду своей профессиональной деятельности должны лучше владеть ИКТ, чем их ученики, для того, чтобы эффективно использовать ИКТ в своей работе.
Программа исследования
В исследовании приняли участие 450 работников системы общего образования из 6 регионов Российской Федерации (Москвы, Московской области, Республики Татарстан, Ульяновской, Новосибирской и Калужской областей), проходивших обучение по программе «Интернет: возможности, безопасность, компетентность» на базе ФГАУ «Федеральный институт развития образования» в 2013-2014 учебном году [Солдатова, 2013]. 85% респондентов составили женщины, 15% - мужчины. Возрастной состав выборки: респонденты моложе 25 лет - 12%, от 26 до 40 лет - 38%, от 41 до 55 лет - 45%, старше 55 лет - 5%.
В целом распределение выборки по возрасту и полу соответствует данным по стране, однако количество учителей пенсионного возраста в нашей выборке было в два раза меньше [Агранович, 2015]. Большинство опрошенных нами учителей (85%) имели высшее образование, около 10% - среднее профессиональное или неоконченное высшее. Более трети опрошенных были учителями информатики (140 человек), примерно столько же - учителями-предметниками (145 человек), остальные респонденты - это методисты, заместители директора по учебно-воспитательной работе, педагоги-психологи и другие категории педагогических кадров (112 чел).
Для сравнительного анализа в работе были использованы результаты Всероссийского исследования цифровой компетентности (2013) у школьников 12-17 лет (1203 человек) и родителей школьников этого возраста (1209 человек). Большинство опрошенных подростков - учащиеся средних классов школы, каждый третий опрошенный учился в старших классах школы или колледжа [Солдатова, 2013а].
Для оценки цифровой компетентности учителей была использована методика «Индекс цифровой компетентности» (Г. Солдатова, Т. Нестик, Е. Рассказова, Е. Зотова), позволяющая оценить как интегральный показатель цифровой компетентности, так и его 4 компонента по субшкалам: знания, умения, мотивация и ответственность (последняя включает в себя и безопасность). Также методика позволяет оценить цифровую компетентность в четырех сферах деятельности в Интернете по субшкалам: коммуникация (общение), контент (поиск, отбор, создание, распространение контента), технические аспекты использования Интернета и потребление (пользование услугами, платежами, онлайн-покупки). В 2013 г. методика прошла успешную апробацию и психометрическую обработку в ходе Всероссийского исследования цифровой компетентности, результаты которого подтвердили ее надежность и валидность [Солдатова, 2013а].
Также опросные листы включали вопросы, направленные на оценку пользовательской активности респондентов (частота использования Интернета, устройства, используемые для выхода в Интернет, время проводимое в Интернете в будни и выходные дни, виды активности, реализуемой в Интернете и др.).
Для оценки статистической значимости различий между группами по субшкалам методики «Индекс цифровой компетентности» нами использовался однофакторный дисперсионный анализ, а для частотных распределений- критерий Хи-квадрат.
Результаты и их обсуждение
Российские учителя - активные и уверенные пользователи Интернета.
Педагоги - весьма активные пользователи Интернета: по целому ряду показателей они значимо опережают как своих учеников, так и их родителей (рис. 1, табл. 1). В 2013 г. 95% учителей ежедневно пользовались Интернетом, тогда как, по данным Всемирного банка, в среднем по стране Интернетом пользовалось (хотя бы один раз за 12 месяцев) около 68% россиян [Internet users (per, 2015]. Педагоги проводят в Сети гораздо больше времени, чем остальные россияне. В будние дни по этому показателю они опережают даже подростков - одну из наиболее активных групп пользователей Интернета. Более половины учителей проводят в Сети не менее трех часов в день, а примерно четверть из них - 5-8 часов. Чаще всего для этого они используют персональные и рабочие компьютеры, ноутбуки (80%). Вместе с тем педагоги достаточно активно используют другие цифровые устройства. Например, каждый четвертый - планшет (это в два раза чаще и учеников, и их родителей). Педагоги так же, как и подростки, - активные пользователи мобильного Интернета, примерно половина из них выходит в Сеть с мобильных телефонов или смартфонов (46%).
Таблица 1
Результаты сравнения частот ответов на вопросы анкеты в группах учителей, родителей и подростков, % (критерий Хи-квадрат)
Варианты ответов |
Учителя (450 человек) |
Родители (1209 человек) |
Подростки (1203 человек) |
Х2 |
df |
р |
Вопрос: Как часто Вы используете Интернет? |
||||||
Каждый или почти каждый день |
95,50 |
53,00 |
88,60 |
597,61 |
14,00 |
0,00 |
1-2 раза в неделю |
3,20 |
22,20 |
9,50 |
|||
1-2 раза в месяц |
0,70 |
5,20 |
1,10 |
|||
Реже, чем раз в месяц |
0,00 |
2,70 |
0,80 |
|||
Не пользуюсь Интернетом |
0,20 |
16,60 |
0,00 |
|||
Другое |
0,20 |
0,00 |
0,00 |
|||
Затрудняюсь ответить |
0,00 |
0,20 |
0,10 |
|||
Нет ответа |
0,20 |
0,00 |
0,00 |
|||
Вопрос: Сколько времени в среднем Вы проводите в Интернете в будние дни? |
||||||
Меньше часа |
8,10 |
32,90 |
9,80 |
472,83 |
14 |
0 |
1-3 часа |
34,20 |
45,40 |
48,30 |
|||
3-5 часов |
20,90 |
12,30 |
27,90 |
|||
5-8 часов |
18,90 |
5,20 |
9,00 |
|||
8-12 часов |
12,20 |
2,50 |
1,90 |
|||
«Я живу в Интернете» |
4,50 |
0,30 |
2,60 |
|||
Другое |
0,50 |
0,00 |
0,00 |
|||
Затрудняюсь ответить |
0,70 |
1,40 |
0,50 |
|||
Вопрос: Сколько времени в среднем Вы проводите в Интернете в выходные дни? |
||||||
Меньше часа |
18,20 |
27,70 |
7,20 |
363,843 |
14 |
0 |
1-3 часа |
42,10 |
47,70 |
36,40 |
|||
3-5 часов |
22,70 |
16,40 |
30,50 |
|||
5-8 часов |
7,70 |
3,90 |
16,60 |
|||
8-12 часов |
3,60 |
1,20 |
5,60 |
|||
«Я живу в Интернете» |
4,70 |
1,00 |
3,20 |
|||
Другое |
0,50 |
0,00 |
0,00 |
|||
Затрудняюсь ответить |
0,50 |
2,20 |
0,60 |
|||
Вопрос: Какие устройства Вы используете для выхода в Интернет? (возможно несколько вариантов ответа) |
||||||
Свой компьютер или ноутбук |
78,70 |
52,20 |
63,10 |
93,666 |
2 |
0 |
Семейный компьютер или ноутбук |
36,10 |
52,70 |
39,10 |
53,722 |
2 |
0 |
Компьютер на работе |
76,20 |
20,80 |
37,80 |
403,502 |
1 |
0 |
Мобильный телефон |
27,10 |
12,80 |
30,70 |
102,554 |
2 |
0 |
Смартфон |
18,80 |
5,30 |
13,60 |
68,228 |
2 |
0 |
Планшетный компьютер |
23,80 |
5,40 |
11,50 |
105,294 |
2 |
0 |
Игровую приставку |
0,40 |
0,40 |
1,60 |
9,665 |
2 |
0,008 |
Телевизор |
6,10 |
0,90 |
2,10 |
37,143 |
2 |
0 |
Общественный компьютер |
7,60 |
0,80 |
4,60 |
46,315 |
2 |
0 |
Затрудняюсь ответить |
0,20 |
0,00 |
0,00 |
4,955 |
2 |
0,084 |
Вопрос: С какой целью Вы чаще всего используете Интернет? (возможно несколько вариантов ответа) |
||||||
Поиск разнообразной интересной информации, фото, видео, музыки, новостей |
75,10 |
69,40 |
75,40 |
6,733 |
2 |
0,035 |
Чтение новостных лент (в том числе в социальных сетях) |
50,40 |
38,40 |
26,80 |
129,574 |
2 |
0 |
Поиск новых друзей в социальных сетях |
21,90 |
3,60 |
40,50 |
247,556 |
2 |
0 |
Общение в Интернете всеми возможными способами |
27,80 |
23,00 |
41,40 |
71,014 |
2 |
0 |
Скачивание бесплатно всего, что можно скачать, в том числе и без разрешения |
13,90 |
13,20 |
24,50 |
51,171 |
2 |
0 |
Критика, споры, издевательства в комментариях |
2,70 |
1,30 |
4,60 |
12,759 |
2 |
0,002 |
Поиск информации для учебы (работы) |
36,40 |
85,00 |
49,30 |
294,669 |
2 |
0 |
Пользование образовательными порталами, онлайн-курсами |
9,10 |
54,40 |
7,30 |
591,514 |
2 |
0 |
Создание сайтов, программ, приложений |
3,30 |
22,40 |
4,70 |
190,839 |
2 |
0 |
Поиск возможности заработать |
7,20 |
2,90 |
2,70 |
29,008 |
2 |
0 |
Онлайн-игры и мобильные игры |
12,30 |
6,00 |
32,60 |
207,009 |
2 |
0 |
Общение с другими людьми в онлайн-играх и виртуальных мирах |
7,00 |
2,70 |
13,70 |
57,229 |
2 |
0 |
Поиск информации о новинках в интернет-магазинах, выгодных предложениях, акциях |
9,30 |
10,70 |
4,00 |
33,743 |
2 |
0 |
Заказ и покупки разных товаров |
16,20 |
19,60 |
3,70 |
124,801 |
2 |
0 |
Создание и размещение своего контента (видео, фото, аудио, свой блог) |
2,60 |
8,50 |
4,70 |
25,048 |
2 |
0 |
Не знаю/Затрудняюсь ответить |
0,80 |
0,40 |
0,30 |
2,285 |
2 |
0,319 |
родителей и подростков, %
Учителя, ученики и родители по-разному используют возможности Интернета. Подавляющему большинству педагогов Интернет нужен для работы и (или) учебы (85%). Этот показатель более чем в два раза выше, чем в других группах. Также педагоги в пять раз чаще, чем респонденты из других групп, посещают образовательные порталы (55%). Примерно четверть учителей умеют создавать свои собственные сайты, программы и приложения, тогда как среди учеников и родителей на это способны менее 5% респондентов. Примерно каждый десятый педагог отметил, что создает и размещает в Интернете свой собственный контент, а это в два раза чаще, чем подростки и их родители. Учителя активнее используют возможности Интернета в сфере потребления: каждый пятый совершает покупки в Интернете, каждый десятый ищет информацию о товарах и услугах. По этим показателям они также почти в два раза опережают респондентов из других групп. Конечно, учителя читают в Интернете новостные ленты, ищут развлекательный контент, но делают они это реже, чем подростки и их родители. При этом педагоги уступают своим ученикам в использовании возможностей Интернета для общения: лишь четверть из них выбрали соответствующие варианты ответов.
Рассматривая современных учителей в контексте использования ИКТ, обозначим основные характеристики их обобщенного портрета - это активные, уверенные пользователи, использующие как широкополосный, так и мобильный доступ к Интернету и ежедневно проводящие в Сети по 3-5 часов. По этим показателям педагоги не только не уступают, но местами даже опережают своих учеников и тем более их родителей. Основные различия между учителями и учениками наблюдаются по содержанию онлайн-деятельности: учителя активнее используют возможности Интернета для работы - поиска полезной информации и создания собственного контента, а ученики - для общения и развлечений.
Учителя опережают своих учеников и их родителей по уровню цифровой компетентности.
Обратимся к анализу индексов цифровой компетентности подростков, родителей и учителей. Результаты сравнения этих групп представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты сравнения субшкал Индекса цифровой компетентности в группах
учителей, родителей и подростков (критерий Хи-квадрат)
Показатель |
Учителя (450 человек) |
Родители (1209 человек) |
Подростки (1203 человек) |
Результаты. Однофакторный дисперсионный анализ |
||||||
|
M |
SD |
M |
SD |
M |
SD |
Df |
Mean Square |
F |
р |
Индекс цифрвой компетентности |
38,22 |
16,67 |
31,14 |
16,24 |
32,26 |
15,13 |
2 |
8028,21 |
32,03 |
0,00 |
Знания |
47,99 |
29,47 |
40,44 |
26,79 |
41,57 |
22,99 |
2 |
9310,68 |
14,13 |
0,00 |
Мотивация |
22,93 |
17,41 |
19,50 |
17,10 |
19,68 |
16,41 |
2 |
2039,60 |
7,19 |
0,00 |
Ответственность |
43,93 |
28,78 |
32,17 |
26,38 |
39,12 |
26,66 |
2 |
25033,62 |
34,53 |
0,00 |
Навыки |
38,03 |
19,22 |
32,43 |
19,67 |
28,61 |
17,80 |
2 |
14714,36 |
41,74 |
0,00 |
Информация |
46,47 |
18,59 |
37,82 |
19,34 |
44,69 |
17,25 |
2 |
17360,33 |
51,81 |
0,00 |
Технологии |
42,47 |
19,65 |
35,82 |
19,42 |
29,26 |
19,54 |
2 |
30595,80 |
80,38 |
0,00 |
Потребление |
39,84 |
21,47 |
29,75 |
20,68 |
19,48 |
16,90 |
2 |
74157,11 |
200,73 |
0,00 |
Коммуникация |
25,95 |
17,60 |
23,39 |
17,71 |
29,66 |
18,23 |
2 |
10782,92 |
33,56 |
0,00 |
Как видно из табл. 2 и рис. 2, учителя значимо превосходят школьников и их родителей как по общему индексу цифровой компетентности (38%), так и по отдельным его компонентам. Однако эти различия не так выразительны, как это можно было ожидать. Профиль цифровой компетентности у учителей мало отличается от других групп. Наиболее высокие показатели получены по шкале «знания» (48%), затем идут «ответственность» (42%) и «навыки» (38%), а самые низкие показатели наблюдаются по шкале «мотивация» (23%). Низкий уровень мотивации может быть связан с высокими показателями по шкале «знания»: если респондент отмечает, что уже знает о тех или иных возможностях, он может считать, что ему не нужно повышать свою компетентность в этой области.
Как видно из рис. 3., наибольшие показатели у учителей, как и в других группах, наблюдаются в сфере потребления информации (46%): здесь учителя значимо превосходят родителей (38%), и находятся примерно на одном уровне с подростками (44%). Также учителя превосходят и школьников, и родителей в вопросах использования технологий (учителя - 42%, родители - 36%, подростки - 30%) и онлайн-потребления (учителя - 39%, родители - 30%, подростки - 20%), но уступают школьникам в сфере коммуникации (учителя - 26%, школьники - 30%).
Рис. 3. Средние значения субшкал Индекса цифровой компетентности учителей, родителей и
школьников (сферы деятельности), %
В ходе исследования была обнаружена значимая связь между возрастом и уровнем цифровой компетентности респондентов. Наиболее высокие показатели индекса отмечены в группах молодых учителей в возрасте до 29 лет (ИЦК - 48%), принадлежащих, согласно поколенческой теории Н. Хоува и У. Штрауса, к цифровому поколению Y, а наиболее низкие - у учителей в возрасте старше 50 лет (ИЦК - 31%), принадлежащих поколению «бэби-бумеров» [Howe, 1991]. Примечательно, что возрастные различия наблюдаются только по шкалам «знания», «навыки» и «ответственность», а вот мотивация у всех возрастных групп находится примерно на одном уровне.
Аналогичная закономерность прослеживается и в различных сферах цифровой компетентности. Наиболее высокие показатели - в группе моложе 25 лет, а самые низкие - в группе старше 50 лет. Отметим, что по уровню коммуникативной онлайн-компетентности молодые учителя превосходят подростков (38%), опережающих всех взрослых по данному компоненту. Поскольку среди учителей представители поколения Y составили пятую часть, а среди родителей подростков их не оказалось, возможно, это одна из причин, по которой показатели цифровой компетентности выше в группе учителей.
Помимо возраста, цифровая грамотность связана также с образованием: чем выше уровень образования респондента, тем выше показатели цифровой компетентности [Солдатова, 2013а]. Отметим, что в среднем группы родителей и учителей значимо различаются по образовательному уровню. В группе учителей 86% респондентов имеют высшее образование, а в группе родителей - только 45%. Это различие может быть еще одной причиной, по которой учителя превосходят родителей по уровню цифровой компетентности.
Подводя итоги, отметим, что учителя компетентнее своих учеников в целом, и особенно в сфере работы с информацией и владения техническими аспектами использования Интернета. Среди главных причин такого результата вовсе не возраст как основа опыта и знаний. Цифровая компетентность учителей повышается по иным причинам:
- во-первых, за счет постоянного использования ИКТ в профессиональной деятельности;
- во-вторых, полученные показатели цифровой компетентности в группе учителей могут быть обусловлены высоким образовательным уровнем и наличием в выборке молодых специалистов - представителей собственно цифрового поколения;
- в-третьих, зачастую педагоги общаются с подростками больше, чем родители, поэтому им приходится «тянуться» за своими учениками.
Учителя информатики лидируют в освоении ИКТ.
В связи с тем, что в исследовании участвовали различные группы работников средней школы, сравнивались индексы цифровой компетентности у трех групп респондентов: а) учителей информатики, деятельность которых напрямую связана с информационнокоммуникационными технологиями; б) учителей-предметников, которые, согласно новым стандартам, должны активно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей работе; в) других категорий работников, занимающихся организацией и сопровождением учебно-воспитательного процесса (администрация, социальные педагоги, педагоги-психологи).
Как и можно было ожидать, наиболее высокие показатели индекса цифровой компетентности зафиксированы у учителей информатики (44%), тогда как у учителей- предметников и других категорий работников этот показатель находится примерно на таком же уровне, как и у школьников, и составляет 34-35 % (рис. 4 и табл. 3). Учителя информатики значимо опережают своих коллег по знаниям, навыкам и ответственности, а по мотивации разные группы работников практически не различаются между собой.
Таблица 3
Результаты сравнения субшкал Индекса цифровой компетентности в группах педа-
гогических работников разных категорий (критерий Хи-квадрат)
Показатели |
Учителя информатики (140 человек) |
Учителя- предметники (145 человек) |
Другие категории (112 человек) |
Результаты. Однофакторный дисперсионный анализ |
||||||
|
M |
SD |
M |
SD |
M |
SD |
df |
Mean Square |
F |
P |
Индекс цифрвой компетентности |
43,99 |
15,68 |
34,72 |
16,16 |
34,09 |
15,57 |
2 |
3497,75 |
14,18 |
0,00 |
Знания |
58,66 |
29,99 |
43,78 |
26,57 |
40,35 |
25,53 |
2 |
11422,64 |
14,69 |
0,00 |
Мотивация |
20,99 |
17,25 |
23,64 |
16,99 |
25,80 |
17,64 |
2 |
727,21 |
2,41 |
0,09 |
Ответственность |
52,43 |
28,25 |
35,35 |
24,46 |
35,72 |
28,61 |
2 |
10577,59 |
13,63 |
0,00 |
Навыки |
43,20 |
20,01 |
37,36 |
19,46 |
34,39 |
17,54 |
2 |
2482,35 |
6,86 |
0,00 |
Информация |
51,78 |
18,39 |
44,59 |
18,52 |
42,60 |
18,61 |
2 |
2842,31 |
8,31 |
0,00 |
Технологии |
48,63 |
19,05 |
40,38 |
19,57 |
36,20 |
18,60 |
2 |
4946,08 |
13,76 |
0,00 |
Потребление |
45,54 |
20,95 |
37,78 |
21,07 |
35,47 |
19,54 |
2 |
3397,52 |
8,13 |
0,00 |
Коммуникация |
30,94 |
17,93 |
22,02 |
17,13 |
23,95 |
15,73 |
2 |
2175,36 |
7,52 |
0,00 |
Рис. 4. Средние значения субшкал Индекса цифровой компетентности работников образования
различных категорий (компоненты), %
То же самое отмечается и в различных сферах цифровой компетентности: здесь учителя информатики значительно превосходят работников других категорий. Наиболее компетентны они в работе с информацией (52%), техносфере (49%) и потреблении (45%). Следует отметить, что по уровню компетентности в сфере онлайн-коммуникации учителя информатики находятся примерно на одном уровне со школьниками (31%) (рис. 5).
Рис. 5. Средние значения субшкал Индекса цифровой компетентности работников образования
различных категорий (сферы деятельности), %
Полученный результат отчасти был ожидаемым, поскольку из всех предметов школьной программы именно информатика имеет наибольшее отношение к Интернету. Вместе с тем от учителей информатики как от профессионалов, чья деятельность непосредственно связана с информационными технологиями, можно было ожидать и более высоких результатов. Однако даже у них общий индекс цифровой компетентности не дотягивает до 50%. Вероятно, это связано с тем, что информатика и «интернетоведение» - все же разные, хотя и связанные между собой сферы знания. Не следует забывать о том, что в 1985 г., когда предмет «Информатика» впервые появился в советских школах, Интернета в том виде, в каком мы его знаем сейчас, просто не существовало. Лишь в начале 2000-х гг. в учебных программах стали появляться темы, посвященные информационно-коммуникационным технологиям [Гурылев, 2012]. Даже в современных тематических учебных планах по информатике Интернету и другим средствам электронной коммуникации отводится лишь один раздел, наряду с темами, посвященными таким приложениям, как Word, Excel, Access и PowerPoint. Чаще всего школьный учитель информатики - это, в первую очередь, математик или программист и только потом специалист в IT-сфере. Если на заре эры Интернета такое распределение ролей было вполне нормальным, то сегодня IT-отрасль стала самостоятельной сферой знаний и практики, в которой ежегодно возникает более 100 новых видов профессиональной деятельности. Сегодня, когда в школьном образовании на уровне государственной образовательной политики в России признана важнейшая роль ИКТ, его интеграция в предметно-развивающую и образовательную школьную среду должна сопровождаться от начальной до старшей школы непрерывным обучением детей эффективному и безопасному использованию ИКТ и, в первую очередь, Интернету, который уже стал незаменимым источником информации и активно завоевывает позиции универсального средства для общения [ Федеральный государственный образовательный, 2002].
Хотя учителя информатики и опережают своих коллег по уровню цифровой компетентности, это не означает, что только они должны отвечать за Интернет-просвещение своих учеников. Сегодня многие исследователи сходятся во мнении, что современных детей нужно учить не только как пользоваться конкретными технологиями и приложениями, но универсальным компетенциям, позволяющим использовать ИКТ для решения широкого круга задач. Заниматься этим необходимо всем участникам учебно-воспитательного процесса: классным руководителям, учителям- предметникам, педагогам-психологам, социальным педагогам. А учителя информатики в соответствии со своим статусом и уровнем знаний и навыков могут играть ключевую роль в повышении цифровой компетентности своих коллег.
Выводы
Таким образом, на основании полученных нами результатов могут быть сделаны следующие выводы.
1. Школьные учителя - активные и уверенные пользователи ИКТ, использующие как широкополосный, так и мобильный доступ к Интернету и ежедневно проводящие в Сети по 3-5 часов. По этим показателям педагоги опережают своих учеников и тем более их родителей. Основные различия между учителями и учениками наблюдаются по содержанию онлайн-деятельности: учителя активнее используют возможности Интернета для работы - поиска полезной информации и создания собственного контента, а ученики - для общения и развлечений.
2. Учителя демонстрируют более высокий уровень цифровой компетентности, особенно в сфере работы с информацией и владения техническими аспектами использования Интернета. Цифровая компетентность учителей повышается, во-первых, за счет постоянного использования ИКТ в профессиональной деятельности. Во-вторых, учителя в среднем имеют более высокий образовательный уровень, чем представители исследуемой нами группы родителей. В-третьих, цифровая компетентность учителей повышается также за счет наличия в выборке учителей информатики, а также молодых специалистов - представителей «цифрового поколения». В четвертых, это также результат более интенсивного общения с подростками, побуждающего педагогов «тянуться» за своими учениками.
3. Учителя информатики значимо опережают своих коллег по уровню цифровой компетентности, что вносит значительный вклад в уровень цифровой компетентности по выборке учителей в целом. Тем не менее, это не означает, что только они должны отвечать за Интернет- просвещение своих учеников. Заниматься этим необходимо всем участникам учебновоспитательного процесса: классным руководителям, учителям-предметникам, педагогам-психологам, социальным педагогам. А учителя информатики в соответствии со своим статусом и уровнем знаний и навыков могут играть ключевую роль в повышении цифровой компетентности своих коллег.
Заключение
Готовы ли современные учителя стать для своих учеников проводниками в мир Интернета? Результаты проведенного исследования не позволяют нам дать однозначный ответ на данный вопрос.
С одной стороны, у учителей есть все основания, чтобы принять на себя эту новую роль. По целому ряду показателей «цифровой разрыв» между учителями и учениками существенно меньше, чем между родителями и детьми. Сравнивая полученные данные с результатами наших исследований 20082009 гг., следует отметить, что за пять лет количество учителей, пользующихся Интернетом ежедневно, возросло почти в два раза, с 56% до 95% [Солдатова, 2011]. Удвоилось и время, которое учителя проводят в Сети. Также среди них увеличилось количество уверенных пользователей Интернета. Если на вопрос: «Насколько уверенно вы чувствуете себя в Интернете?» в 2008 г. лишь шестая часть отвечала: «довольно уверенно» или «очень уверенно» (16%), то в 2013 г. уверенными пользователями себя назвали более 75% учителей [Солдатова, 2011]. При этом, если у подростков уверенность иллюзорна, она не отражает реальный уровень владения ИКТ, то у учителей, как показывают результаты анализа, за уверенностью стоят реальные ИКТ-компетенции [Солдатова, 2015]. При этом, несмотря на значительные количественные изменения в онлайн-активности учителей, ее содержательные характеристики остались прежними: учителя также используют Интернет, в первую очередь, для работы.
Безусловно, важную роль в «цифровом рывке» учителей сыграла информатизация российского образования, благодаря которой учителя получили компьютеры с выходом в Интернет. Перед ними были поставлены новые профессиональные задачи внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс, появились новые образовательные онлайн-ресурсы, облегчающие работу педагога. Вместе с этим в условиях интенсивной информатизации образования российские педагоги оказались буквально брошенными на произвол судьбы, не получив необходимой учебно-методической поддержки по вопросам внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс. Подавляющее большинство опрошенных нами педагогов отметили, что научились пользоваться Интернетом самостоятельно (82,5%), и лишь четверть из них в дополнение к самообразованию посещали специальные курсы. В такой ситуации сегодня остро встает вопрос о необходимости повышения уровня цифровой компетентности учителей и разработки соответствующих обучающих программ дополнительного профессионального образования. В условиях, когда темпы развития новых технологий обгоняют наши возможности по их освоению, главной задачей таких программ должно стать формирование у учителей мотивационной основы для самостоятельного освоения новых ИКТ и их внедрения в учебно-воспитательный процесс, а также готовности учиться вместе со своими учениками и у своих учеников.
Литература
- Агранович М., Зайцева О., Ермачкова Ю. Российское образование в контексте международных индикаторов. Школьный учитель: образование, нагрузка, зарплата. Аналитический доклад. ФГАУ «Федеральный институт развития образования» [Электронный ресурс] // Межрегиональная ассоциация мониторинга и статистики образования. 2015. URL: www.mamso.ru/files/ИНТЕР%20доклад%202014-r.docx (дата обращения: 06.11.2015).
- Гурылев В. Эволюция школьного компьютера // Дети в информационном обществе. 2012. №12. С. 66–73.
- Догоняя реальность // Дети в информационном обществе. 2015. №20. С. 16–25.
- Солдатова Г.У., Зотова Е.Ю., Лебешева М.А., Шляпников В.Н. Интернет: возможности, компетенции, безопасность: метод. пособие для работников системы общего образования. Лекции. Ч. 1. М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013. 165 с.
- Солдатова Г.У., Зотова Е.Ю., Рассказова Е.И. Цифровая компетентность школьников и родителей // Справочник классного руководителя. 2014. № 5. С. 36–43.
- Солдатова Г.У., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете / под ред. Г.У. Солдатовой. М.: Фонд Развития Интернет, 2011. 176 с.
- Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Модели передачи опыта между поколениями при освоении и использовании Интернета // Вопросы психологии. 2015. № 2. С. 56–66.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки РФ. Российское образование. 2002. URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/ m1897.pdf (дата обращения: 11.11.2015).
- Howe N., Strauss W. Generations: The history of America’s future, 1584 to 269. N.Y.: William Morrow & Company, 1991. 544 р.
- Internet users (per 100 people) [Электронный ресурс] // The World bank. 2015. URL: http://data.worldbank.org/indicator/IT.NET.USER.P2 (дата обращения: 06.11.2015).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5312
В прошлом месяце: 40
В текущем месяце: 30
Скачиваний
Всего: 5410
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 11