Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8583Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Проектирование развивающих образовательных ситуаций во внеурочной деятельности младших школьников 1289

Укропова А.В., Аспирант кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, a.ucropova.psy@yandex.ru

Аннотация

Приводятся результаты апробации развивающих образовательных ситуаций. Ситуации разработаны для учащихся первых классов на материале предметной области «Окружающий мир». Выборку исследования составили 84 ученика первых классов двух школ г. Москвы. С экспериментальной группой проведены развивающие занятия. Приводятся фрагменты двух развивающих занятий на основе заданий из учебника А.А. Плешкова «Окружающий мир», в основе которых – обсуждение с учениками метапредметного содержания различных явлений, например: особенности живого и неживого, существование вещей в разное историческое время (сейчас и 200 лет назад). В качестве метапредметных компетенций в рамках данной работы рассматривалось умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, рефлексировать способ действия. Развитие метапредметных компетенций обучающихся оценивалось по методике диагностики теоретического мышления А.З. Зака. Установлено, что после проведения развивающих занятий у испытуемых экспериментальной группы значительно улучшились показатели развития метапредметных компетенций, а в контрольной группе показатели практически не изменились. Делается вывод о том, что содержание развивающих образовательных ситуаций положительно влияет на развитие метапредметных компетенций у обучающихся первого класса.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Нами разработаны развивающие обра­зовательные ситуации для учащихся пер­вых классов на материале предметной об­ласти «Окружающий мир». Здесь пред­ставлены результаты апробации спроек­тированных развивающих образователь­ных ситуаций. Пилотажное исследование проведено с декабря 2014 г. по май 2015 г. в двух общеобразовательных школах г. Мо­сквы, где в начальных классах обучают­ся по учебно-методическому комплексу «Школа России» с использованием учеб­ника «Окружающий мир» А.А. Плешакова. Выборку составили ученики первых клас­сов. Общее количество испытуемых соста­вило 84 ученика: экспериментальная груп­па – 41 учащийся, контрольная группа – 43 учащихся начальной школы.

Литература
  1. Гуружапов В.А. К вопросу о соотношении пси­хологической диагностики и коррекции учеб­ной деятельности на уроках математики // Пси­хологическая наука и образование. 2000. № 2. С. 79–85.
  2. Гуружапов В.А. К проблеме оценки метапред­метной компетентности испытуемых [Электрон­ный ресурс] // Психологическая наука и образо­вание psyedu.ru. 2012. №1. URL: http://psyedu. ru/journal/2012/1/2771.phtml (дата обращения: 31.07.2015).
  3. Гуружапов В.А. Учет множественности ре­шений задач на развитие метапредметных ком­петенций в процессе сценирования учителем учебно-развивающих ситуаций // Психологиче­ская наука и образование. 2012. № 1. C. 40–45.
  4. Гуружапов В.А., Шиленкова Л.Н. Умение ана­лизировать условие задачи как метапредмет­ный результат обучения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu. ru. 2013. №5. С.53–60. URL: http://psyedu.ru/ journal/2013/5/Guruzhapov_Shilenkova.phtml (дата обращения: 31.07.2015)
  5. Давыдов В.В. Теория развивающего обуче­ния. М.: Интор, 1996. 544 с.
  6. Зак. А.З. Как определить уровень развития мышления школьника. М.: Знание, 1982. 96 с.
  7. Зак А.З. Различия в мыслительной дея­тельности младших школьников. М.: Моск. психолого-социальный институт; Воронеж: Изд­во НПО «МОДЭК», 2000. 192 с.
  8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мыс­ли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бур­менская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Ас­молова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
  9. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе: в 2 ч. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 95с.
  10. Соколов В.Л. Опыт диагностики анализа и рефлексии как универсальных учебных дей­ствий // Психологическая наука и образование. 2012. № 3. C. 29–33.
  11. Федеральный государственный образова­тельный стандарт общего (начального) образо­вания. М.: Просвещение, 2011. 32 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика