Давыдова Е.Ю. кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5192-5535 e-mail: el-davydova@mail.ru
Сорокин А.Б. кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4148-6719 e-mail: SorokinAB@mgppu.ru
Представлен обзор современных представлений о структуре и содержании понятия «жизненные компетенции» (ЖК), необходимость определения которого обусловлена использованием показателя их сформированности в качестве одного из важнейших критериев оценки эффективности обучения в новых образовательных стандартах. Освещены проблемы неоднозначности в использовании семантически сходных терминов, принятых в психологической, медицинской и педагогических науках. В контексте деятельностного подхода описана рабочая модель структуры ключевых ЖК и перспективы ее использования в качестве инструмента оценки эффективности функционирования при планировании обучения. Рассмотрены актуальные вопросы формирования ЖК при атипичном развитии, в частности, при РАС. Представлена концепция компетентностного подхода к планированию обучения детей с РАС, включающая универсальные критерии оценки базовых навыков и принципы многоуровневого планирования на основе комплексного анализа сформированности ключевых ЖК.
* Статья написана в рамках государственной работы «Предоставление психолого-педагогического сопровождения и методической помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность для обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ» Департамента образования города Москвы.
В предлагаемой статье анализируются представления о ЖК и смежных
понятиях в отечественной и зарубежной традиции и предлагается подход к
реализации целей обучения в части развития жизненных компетенций при
планировании учебной деятельности.
Литература
Алмазова С.Л. Особенности «жизненной компе- тенции» детей и
подростков с расстройствами ау- тистического спектра через анализ осознания ими
себя как представителей пола // Специальное обра- зование. 2014. № 1 (33). С.
24–33.
АнохинП.К. Очерки по физиологии функциональ- ных систем. М.:
Медицина, 1975. 225 с.
Всемирная организация здравоохранения. Меж- дународная классификация
функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Жене- ва, 2001. 346
с.
Всемирная организация здравоохранения. Меж- дународная классификация
функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков.
Всемирная организация здравоохранения; ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, 2016. 124
с.
Всемирная организация здравоохранения. Навы- ки, необходимые для Здоровья.
Образование в об- ласти здоровья, основанное на привитии жизнен- ных навыков
(ООЗОПЖН), – важный компонент до- брожелательной к ребенку, укрепляющей
здоровье школы. Женева, 2013. 126 с.
Зеер Э.Ф. Саморегулируемое учение как пси- холого-дидактическая
технология формирования компетенции у обучаемых // Психологическая нау- ка и
образование. 2004. № 3. С. 5–11.
Казьмин А.М., Перминова Г.А., Чугунова А.И. Прикладное значение
Международной классифи- кации функционирования, ограничений жизнедея- тельности
и здоровья детей и подростков (краткий обзор литературы) [Электронный ресурс]
// Клини- ческая и специальная психология. 2014. Т. 3. № 2. URL:
https://psyjournals.ru/psyclin/2014/n2/Kazmin_et_
al.shtml (дата обращения: 29.06.2016).
Никольская О.С. Специальный федеральный государственный стандарт для
детей с нарушения- ми развития аутистического спектра (макет) // Де-
фектология. 2010. № 2. С. 3–18.
Приказ об утверждении Федерального государ- ственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченны- ми
возможностями здоровья [Электронный ресурс]. URL:
http://минобрнауки.рф/документы/5132 (дата обращения: 1.07.2016).
Примерная адаптированная основная обще- образовательная программа
начального обще- го образования обучающихся с расстройствами
аутистического спектра [Электронный ресурс]. URL:
http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/12/
primernaja-adaptirovannaja-osnovnaja-obshcheobra-
zovatelnaja-programma-nachalnogo-obshchego-ob-
razovanija-obuchajushchihsja-s-rasstrojstvami-autist- icheskogo-spektra.pdf
(дата обращения: 29.06.2016).
Рассказова Ж. В. К вопросу о соотношении по- нятий
«компетенция» и «компетентность» // Моло- дой ученый. 2014. № 7. С.
536–538.
Хаустов А.В. Особые образовательные потреб- ности обучающихся с
расстройствами аутистиче- ского спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016.
Т. 14. № 2. С. 3–12. doi:10.17759/autdd.2016140201
Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов
// Проект «Стандарт общего образования» / Ред.-сост. А.В.
Хуторской. М., 2002. 72 с.
Хуторской А.В. Ключевые компетенции и обра- зовательные стандарты:
доклад на отделении фи- лософии образования и теории педагогики РАО 23 апреля
2002 [Электронный ресурс] // Центр «Эй- дос». URL:
http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm
(дата обращения: 29.06.2016).
American Association on Mental Retardation. Men- tal Retardation:
Definition, Classification, and Systems of Support (10th ed.). Washington: DC,
2002. 238 р.
Brown L., Branston M.B., Hamre-Nietupski S., Pumpian I., Certo N.,
Gruenewald L. A Strategy for De- veloping Chronological Age
Appropriate and Functional Curricular Content for Severely Handicapped Adoles-
cents and Young Adults // Journal of Special Education, 1979.Vol. 13(1). P.
81–90.
Carelli D., Barton E. Writing effective educa- tional goals //
Educating Young Children with Autism Spectrum Disorders / E. Barton & B.
Harn. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications Ltd, 2012. P. 55–94 doi:
10.4135/9781483387413.n4
de Schipper E, Lundequist A, Coghill D, de Vries P.J, Granlund M,
Holtmann M, Jonsson U, Karande S, Robison J.E, Shulman C, Singhal N, Tonge B,
Wong V.C, Zwaigenbaum L, Bölte S. Ability and Disability in
Autism Spectrum Disorder: A Systematic Literature Re- view Employing the
International Classification of Func- tioning, Disability and Health-Children
and Youth Ver- sion // Autism Res. 2015 Dec. Vol. 8(6). P. 782–94. doi:
10.1002/aur.1485
de Schipper E, Mahdi S, de Vries P, Granlund M, Holtmann M, Karande S,
Almodayfer O, Shulman C, Tonge B, Wong V.V, Zwaigenbaum L,
BölteS. Func- tioning and Disability in Autism
Spectrum Disorder: A Worldwide Survey of Experts // Autism Res. 2016 Jan Vol.
8. P. 782–794. doi: 10.1002/aur.1592
Gleason K, Coster W. An ICF-CY-based content analysis of the
Vineland Adaptive Behavior Scales-II // J. Intellect Dev Disabil. 2012 Dec.
Vol. 37(4). P. 285-93. doi: 10.3109/13668250.2012.720675
Hendricks D. Functional Life Skills // Encyclope- dia of
Autism Spectrum Disorders / F. Volkmar (Ed.). Springer-Verlag Berlin
Heidelberg, 2013. P. 1371–1375.
Kramer J.M., Coster W.J., Kao Y.C., Snow A., Orsmond G.I. A new
Approach to the Measurement of Adaptive Behavior: Development of the PEDI-CAT
for Children and Youth with Autism Spectrum Disorders // Phys Occup Ther
Pediatr. 2012 Feb. Vol. 32(1). P. 34– 47. doi: 10.3109/01942638.2011.606260.
Epub 2011 Aug 17. Erratum in: Phys Occup Ther Pediatr. 2013 Aug. Vol. 33(3). P.
366–377.
Pretzel R., Hester A., Porr S. Self-help Skills // Volkmar F. (Ed.)
Encyclopedia of Autism Spectrum Disorders. Springer-Verlag Berlin Heidelberg,
2013. P. 2723–2730.
Schalock R.L., Braddock D.L. (Eds.). Adaptive Be- havior and its
Measurement: Implications for the Field of Mental Retardation. Washington,
D.C.: American Asso- ciation on Mental Retardation, 1999. P. 43–59.
Sparrow S.S., Cicchetti D.V., Balla D.A. Vineland Adaptive Behavior
Scales, Second edition (Vineland-II). Circle Pines, MN: American Guidance
Service, 2005. 356 p.
Wehman P., Targett P.S. Principles of curriculum design: Road to
transition from school to adulthood // Functional Curriculum for Elementary,
Middle, and Sec- ondary Age Students with Special Needs (2nd ed.) / P. Wehman,
J. Kregel (Eds.). Austin, TX: Pro-Ed, 2004. P. 1–36.
World Health Organization. Life Skills Education for Children and
Adolescents in Schools. Introduction and Guidelines to Facilitate the
Development and Implemen- tation of Life Skills Programmes. Geneva, 1997. 48
p.