Жизненные компетенции в контексте планирования обучения детей с расстройствами аутистического спектра*

2213

Аннотация

Представлен обзор современных представлений о структуре и содержании понятия «жизненные компетенции» (ЖК), необходимость определения которого обусловлена использованием показателя их сформированности в качестве одного из важнейших критериев оценки эффективности обучения в новых образовательных стандартах. Освещены проблемы неоднозначности в использовании семантически сходных терминов, принятых в психологической, медицинской и педагогических науках. В контексте деятельностного подхода описана рабочая модель структуры ключевых ЖК и перспективы ее использования в качестве инструмента оценки эффективности функционирования при планировании обучения. Рассмотрены актуальные вопросы формирования ЖК при атипичном развитии, в частности, при РАС. Представлена концепция компетентностного подхода к планированию обучения детей с РАС, включающая универсальные критерии оценки базовых навыков и принципы многоуровневого планирования на основе комплексного анализа сформированности ключевых ЖК.

Общая информация

* Статья написана в рамках государственной работы «Предоставление психолого-педагогического сопровождения и методической помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность для обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ» Департамента образования города Москвы.

Ключевые слова: жизненные компетенции, жизненные навыки, расстройства аутистического спектра, образование

Рубрика издания: Клиническая и специальная психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2016210314

Для цитаты: Давыдова Е.Ю., Сорокин А.Б. Жизненные компетенции в контексте планирования обучения детей с расстройствами аутистического спектра // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 3. С. 120–130. DOI: 10.17759/pse.2016210314

Фрагмент статьи

В  предлагаемой статье анализируются представления о ЖК и смежных понятиях в отечественной и зарубежной традиции и предлагается подход к реализации целей обучения в части развития жизненных компетенций при планировании учебной деятельности.

Литература

  1. Алмазова С.Л. Особенности «жизненной компе- тенции» детей и подростков с расстройствами ау- тистического спектра через анализ осознания ими себя как представителей пола // Специальное обра- зование. 2014. № 1 (33). С. 24–33.
  2. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональ- ных систем. М.: Медицина, 1975. 225 с.
  3. Всемирная организация здравоохранения. Меж- дународная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Жене- ва, 2001. 346 с.
  4. Всемирная организация здравоохранения. Меж- дународная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. Всемирная организация здравоохранения; ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, 2016. 124 с.
  5. Всемирная организация здравоохранения. Навы- ки, необходимые для Здоровья. Образование в об- ласти здоровья, основанное на привитии жизнен- ных навыков (ООЗОПЖН), – важный компонент до- брожелательной к ребенку, укрепляющей здоровье школы. Женева, 2013. 126 с.
  6. Зеер Э.Ф. Саморегулируемое учение как пси- холого-дидактическая технология формирования компетенции у обучаемых // Психологическая нау- ка и образование. 2004. № 3. С. 5–11.
  7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образова- ния [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. 5 мая. URL: http: eidos.ru›journal/2006/ 0505.htm (дата обращения: 15.07.2016).
  8. Казьмин А.М., Перминова Г.А., Чугунова А.И. Прикладное значение Международной классифи- кации функционирования, ограничений жизнедея- тельности и здоровья детей и подростков (краткий обзор литературы) [Электронный ресурс] // Клини- ческая и специальная психология. 2014. Т. 3. № 2. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2014/n2/Kazmin_et_ al.shtml (дата обращения: 29.06.2016).
  9. Никольская О.С. Специальный федеральный государственный стандарт для детей с нарушения- ми развития аутистического спектра (макет) // Де- фектология. 2010. № 2. С. 3–18.
  10. Приказ об утверждении Федерального государ- ственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченны- ми возможностями здоровья [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/5132 (дата обращения: 1.07.2016).
  11. Примерная адаптированная основная обще- образовательная  программа  начального   обще- го образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра  [Электронный  ресурс]. URL: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2015/12/ primernaja-adaptirovannaja-osnovnaja-obshcheobra- zovatelnaja-programma-nachalnogo-obshchego-ob- razovanija-obuchajushchihsja-s-rasstrojstvami-autist- icheskogo-spektra.pdf (дата обращения: 29.06.2016).
  12. Рассказова Ж. В. К вопросу о соотношении по- нятий «компетенция» и «компетентность» // Моло- дой ученый. 2014. № 7. С. 536–538.
  13. Хаустов А.В. Особые образовательные потреб- ности обучающихся с расстройствами аутистиче- ского спектра // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 2. С. 3–12. doi:10.17759/autdd.2016140201
  14. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов // Проект «Стандарт общего образования» / Ред.-сост. А.В. Хуторской. М., 2002. 72 с.
  15. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и обра- зовательные стандарты: доклад на отделении фи- лософии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 [Электронный ресурс] // Центр «Эй- дос». URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 29.06.2016).
  16. American Association on Mental Retardation. Men- tal Retardation: Definition, Classification, and Systems of Support (10th ed.). Washington: DC, 2002. 238 р.
  17. Brown L., Branston M.B., Hamre-Nietupski S., Pumpian I., Certo N., Gruenewald L. A Strategy for De- veloping Chronological Age Appropriate and Functional Curricular Content for Severely Handicapped Adoles- cents and Young Adults // Journal of Special Education, 1979.Vol. 13(1). P. 81–90.
  18. Carelli D., Barton E. Writing effective educa- tional goals // Educating Young Children with Autism Spectrum Disorders / E. Barton & B. Harn. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications Ltd, 2012. P. 55–94 doi: 10.4135/9781483387413.n4
  19. de Schipper E, Lundequist A, Coghill D, de Vries P.J, Granlund M, Holtmann M, Jonsson U, Karande S, Robison J.E, Shulman C, Singhal N, Tonge B, Wong V.C, Zwaigenbaum L, Bölte S. Ability and Disability in Autism Spectrum Disorder: A Systematic Literature Re- view Employing the International Classification of Func- tioning, Disability and Health-Children and Youth Ver- sion // Autism Res. 2015 Dec. Vol. 8(6). P. 782–94. doi: 10.1002/aur.1485
  20. de Schipper E, Mahdi S, de Vries P, Granlund M, Holtmann M, Karande S, Almodayfer O, Shulman C, Tonge B, Wong V.V, Zwaigenbaum L, Bölte S. Func- tioning and Disability in Autism Spectrum Disorder: A Worldwide Survey of Experts // Autism Res. 2016 Jan Vol. 8. P. 782–794. doi: 10.1002/aur.1592
  21. Gleason K, Coster W. An ICF-CY-based content analysis of the Vineland Adaptive Behavior Scales-II // J. Intellect Dev Disabil. 2012 Dec. Vol. 37(4). P. 285-93. doi: 10.3109/13668250.2012.720675
  22. Hendricks D. Functional Life Skills // Encyclope- dia of Autism Spectrum Disorders / F. Volkmar (Ed.). Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2013. P. 1371–1375.
  23. Kramer J.M., Coster W.J., Kao Y.C., Snow A., Orsmond G.I. A new Approach to the Measurement of Adaptive Behavior: Development of the PEDI-CAT for Children and Youth with Autism Spectrum Disorders // Phys Occup Ther Pediatr. 2012 Feb. Vol. 32(1). P. 34– 47. doi: 10.3109/01942638.2011.606260. Epub 2011 Aug 17. Erratum in: Phys Occup Ther Pediatr. 2013 Aug. Vol. 33(3). P. 366–377.
  24. Pretzel R., Hester A., Porr S. Self-help Skills // Volkmar F. (Ed.) Encyclopedia of Autism Spectrum Disorders. Springer-Verlag Berlin Heidelberg,  2013. P.  2723–2730.
  25. Schalock R.L., Braddock D.L. (Eds.). Adaptive Be- havior and its Measurement: Implications for the Field of Mental Retardation. Washington, D.C.: American Asso- ciation on Mental Retardation, 1999. P. 43–59.
  26. Sparrow S.S., Cicchetti D.V., Balla D.A. Vineland Adaptive Behavior Scales, Second edition (Vineland-II). Circle Pines, MN: American Guidance Service, 2005. 356 p.
  27. Wehman P., Targett P.S. Principles of curriculum design: Road to transition from school to adulthood // Functional Curriculum for Elementary, Middle, and Sec- ondary Age Students with Special Needs (2nd ed.) / P. Wehman, J. Kregel (Eds.). Austin, TX: Pro-Ed, 2004. P.  1–36.
  28. World Health Organization. Life Skills Education for Children and Adolescents in Schools. Introduction and Guidelines to Facilitate the Development and Implemen- tation of Life Skills Programmes. Geneva, 1997. 48 p.

Информация об авторах

Давыдова Елизавета Юрьевна, кандидат биологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), доцент кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии факультета «Клиническая и специальная психология», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5192-5535, e-mail: el-davydova@mail.ru

Сорокин Александр Борисович, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), научный консультант, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ им. А.С. Пушкина), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4148-6719, e-mail: sorokinab@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3538
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 2213
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2