Инклюзивное образование студентов с инвалидностью в региональном многопрофильном вузе на примере Череповецкого государственного университета

1161

Аннотация

Описывается региональный опыт образования студентов с инвалидностью в многопрофильном вузе. На основе анализа созданных в Череповецком государственном университете ресурсов и разработанного алгоритма сопровождения определяется их значение для развития практики высшего инклюзивного образования и возможность трансляции опыта на аналогичные образовательные среды. В качестве основных видов помощи студентам и преподавателям на всех этапах обучения и социализации инвалидов выступают реализуемые функционирующим на базе вуза Ресурсным центром поддержки обучающихся с ОВЗ и работающих с этой категорией лиц консалтинговые, образовательные, координационные и реабилитационные услуги. Предпринятый в статье анализ успехов и трудностей высшего образования инвалидов показывает, что объективно существует необходимость консолидации усилий вузовского сообщества с региональными общественными организациями, органами исполнительной власти субъекта, региональными и городскими учреждениями здравоохранения, образования и социальной защиты населения для поддержки молодых инвалидов.

Общая информация

Ключевые слова: высшее инклюзивное образование, студенты с инвалидностью, региональный опыт , ОВЗ

Рубрика издания: Лучшие региональные практики

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220114

Для цитаты: Денисова О.А., Леханова О.Л. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью в региональном многопрофильном вузе на примере Череповецкого государственного университета // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 119–129. DOI: 10.17759/pse.2017220114

Полный текст

 
 

Введение

В последние годы образовательное пространство России претерпело значительные изменения, во многом обусловленные необходимостью приведения существующей в стране законодательной базы в соответствие с мировыми стандартами и требованиями к обеспечению равных прав на образование особым категориям граждан [2; 3; 9; 11; 13]. Ценности и принципы образовательной и социальной инклюзии, транслируемые в вариативные образовательные среды, существенно изменили ландшафт образования и определили сущностные характеристики происходящих на разных уровнях образования изменений. Применимо к уровню высшего образования на первый план вышли задачи не только создания специальных условий для обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, но и формирования в российских университетах системы ресурсов, обеспечивающих доступность профессионального образования, его качество и возможность дальнейшего трудоустройства молодых инвалидов [1; 8; 12].

Материалы и методы

Важнейшим условием и средством обеспечения молодых инвалидов равными возможностями участия в жизни общества является формирование в местах их непосредственного проживания универсальной среды жизнедеятельности, включающей широкий спектр услуг и комплексную поддержку на всех этапах социализации. В Вологодской области по официальной статистике департамента Минтруда и соцзащиты и Пенсионного фонда проживают 111 592 инвалидов и 274000 других маломобильных групп населения (в том числе 12142 человека I группы инвалидности, 52915 - II группы, 42002 - III группы). В 2013 г. число инвалидов составляло 124 000 и основное снижение количества инвалидов приходится на граждан трудоспособного возраста. По приведенным в Государственной программе «Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2014-2018 годы» [10] цифрам, на 1 января 2013 г. в Вологодской области из 27,5 тыс. инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, работали 5,9 тыс. инвалидов, численность неработающих инвалидов составляла 21,6 тыс. человек, или 78,5% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте. Доля работающих инвалидов трудоспособного возраста - 21,5% в общей численности инвалидов трудоспособного возраста. По данным Пенсионного фонда, в области 4 533 ребенка-инвалида. Из них 1131 - дети-инвалиды, проживающие в г. Череповце. Значительная часть из них не получают цензового образования, либо вовсе не посещают образовательное учреждение (речь идет о детях раннего и дошкольного возраста). Но даже те дети, которые заканчивают школу, получают аттестат зрелости, не всегда готовы идти учиться дальше. Причины тому разные, но, по нашим данным [6], основанным на работе с объединениями родителей детей-инвалидов и на многолетних исследованиях в сфере дефектологии, это обусловлено: низким качеством довузовской подготовки, отсутствием качественной профориентации, социальной и личностной незрелостью абитуриентов с инвалидностью, наличием устоявшихся у детей и родителей рентных установок, наличием страха академической и социальной неуспешности, низкой информированностью о возможностях образовательных организаций. Недостаточно выстроена поддержка линии непрерывного образования инвалидов и лиц с ОВЗ, слабо используется ресурс ранней профориентационной работы с дошкольниками и младшими школьниками. Нередко вузами лишь декларируется право на образование инвалидов, но на деле инклюзия имеет формальный характер. Проведенный нами опрос представителей вузов Вологодской области и анализ официальных сайтов показал, что образовательные организации высшего образования в нашем регионе стремятся решить вопрос об обеспечении права на образование инвалидов, руководствуясь исключительно приказами и распоряжениями профильного министерства, нередко не понимая истинную суть особых образовательных потребностей обучающихся и не дифференцируя понятия «доступность объекта» и «доступность услуги», без привлечения профильных специалистов с соответствующим образованием.

Учитывая складывающуюся в регионе ситуацию, основываясь на многолетнем опыте подготовки дефектологов и в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов в 2012 г., руководством университета была инициирована разработка и принятие в вузе Целевой программы «Формирование универсальной среды в ЧГУ» (на 2013-2015 гг.). С 2013 г. в структуре университета решением ученого совета был создан на постоянной основе Ресурсный центр поддержки обучающихся с ОВЗ и работающих с этой категорией лиц, деятельность которого неоднократно обсуждалась на конференциях, страницах журналов и сборников и получила поддержку профессионального сообщества [4; 5; 7].

За последние пять лет Ресурсным центром ЧГУ осуществлялась планомерная научно-методическая, консультационная, информационно-просветительская, социально­психологическая и коррекционно-педагогическая работа, устанавливались партнерские отношения в регионе (с департаментом и учреждениями образования, органами власти, общественными организациями инвалидов, НКО, вузами) и за его пределами (с вузами, реализующими практику образования инвалидов, профессиональным сообществом дефектологов), создавались условия для выполнения нормативного регламента профильного министерства. Инициативы были направлены на поиск ресурсов и обеспечение качественной и комплексной поддержки лиц с ОВЗ и инвалидностью в процессе высшего образования, а также на обеспечение профориентации, профессионального самоопределения и трудоустройства инвалидов.

Результаты

В разные годы (с 2010 по 2016 гг.) в ЧГУ обучались (по официальным сведениям) от 24 до 42 студентов с инвалидностью. Показатель нестабильный: инвалидность снимается, устанавливается впервые, повторно спустя какое- то время. В силу объективных факторов статус «Студент с ОВЗ» не присвоен ни одному студенту. Студенты учатся по разным направлениям подготовки. В 2016 г. это: 08.03.01 - Строительство; 09.03.03 - Прикладная информатика; 09.03.04 - Программная инженерия; 13.03.02 - Электроэнергетика и электротехника; 15.03.04 - Автоматизация технологических процессов и производств; 38.03.01 - Экономика; 38.03.03 - Управление персоналом; 38.03.04 - Государственное и муниципальное управление; 39.03.02 - Социальная работа; 42.03.02 - Журналистика; 43.03.02 - Туризм; 44.03.01 - Педагогическое образование; 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование; 44.03.03 - Специальное (дефектологическое) образование; 44.03.05 - Педагогическое образование; 45.03.02 - Лингвистика; 54.03.01 - Дизайн. Варианты имеющихся у студентов ограничений по здоровью также неоднороды: есть студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата (инвалиды- колясочники (следствие паралича, прогрессирующей миотрофии); студенты, передвигающиеся с помощью трости и ходунков; имеющие патологию или отсутствие верхних конечностей; патологию позвоночника; ДЦП сочетающееся с дизартрией); есть студенты с нарушениями зрения (тяжелая форма миопии, нистагм, астигматизм); студенты с нарушениями слуха (нейросенсорная тухоухость, сенсоневральная тугоухость), студенты с инвалидностью по соматическому профилю (сахарный диабет I типа, онкологические заболевания, артериально-венозная мультифор­мация, тяжелая форма гипертонии, болезнь Шерешевского-Тернера и др.). В целом, имеется выраженная вариативность ограничений по здоровью у поступивших в вуз инвалидов (даже внутри одной нозологической группы), малое количество инвалидов внутри академической группы и направления подготовки, а также крайняя неоднородность ограничений по здоровью. Исходя из этих обстоятельств, ЧГУ стремится делать акцент на универсальных средствах, обеспечивающих доступность образовательных сред обучающимся с инвалидностью. В настоящее время в ЧГУ осуществлено следующее.

1.    В научном плане: определены механизмы построения индивидуальной траектории непрерывного образования инвалидов, способы и средства удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью на этапе обучения в вузе; осуществлены анализ и поиск путей эффективного функционирования РЦ, осуществлена разработка модели высшего образования инвалидов, учитывающей специфику региона.

2. В нормативном плане: разработан пакет локальных нормативных актов, регламентирующих обучение студентов с инвалидностью в ЧГУ и обеспечивающих разработку АОПОП (в том числе включение адаптационных дисциплин, адаптацию рабочих программ учебных дисциплин (модулей)), программ практик, НИР, ГИА, ФОС, процедуры промежуточной и итоговой аттестации. В настоящее время в ЧГУ во все программы рабочих дисциплин, программы практик, НИР, ГИА включается специальный раздел, описывающий используемые преподавателем условия, методы, технологии преподавания в академической группе, в состав которой входит студент с инвалидностью. Содержание дифференцировано в зависимости от нозологической группы нарушения и его варианта. В 1-4 семестрах для студентов всего университета реализуется модульная дисциплина ПЛПР (программа личностного и профессионального развития), имеющая ориентацию на обеспечение адаптации к вузу, развитие значимых для успешной учебы и профессионального становления компетенций. Внутренним нормативным регламентом предусмотрена возможность психолого-педагогического сопровождения в процессе обучения (положение о психолого-педагогическом совете; положение о студенческом волонтерском отряде; положение о студенческой психологической службе, включение специальных адаптационных дисциплин в учебные планы всех направлений подготовки (вариативный курс «Введение в инклюзивное образование», модульный факультатив «Адаптационные дисциплины»)). В вузе внутренним регламентом закреплены преференции и меры поддержки инвалидов в виде предоставления дополнительных консультационных часов на изучение предмета, тьюторской поддержки, а также льгот при оплате обучения на внебюджетной основе.

3. В методическом плане: разработаны учебные и методические пособия («Методические рекомендации преподавателям: обучение студентов с ОВЗ и инвалидностью в вузе и организация взаимодействия с ними»; «Методические рекомендации сотрудникам ЧГУ: обеспечение доступности объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у обучающихся с инвалидностью стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности»; «Памятка для абитуриентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»; учебное пособие «Инклюзивное образование»; Учебно-методические комплексы как научно­методическое обеспечение подготовки педагогов к решению профессиональных задач в сфере инклюзивного образования). На корпоративном образовательном портале создан виртуальный учебно-методический центр с авторскими материалами по повышению квалификации ППС, также содержится сайт с рекомендациями по разработке АОП. Сайт содержит рекомендации по проектированию и разработке общего раздела профессиональных образовательных программ, рабочих программ учебных дисциплин - модулей (РПУД-М), программ практик, НИР, ГИА для обучающихся в ЧГУ инвалидов разных нозологических групп (для слабовидящих студентов, для слабослышащих и позднооглохших студентов, для студентов с нарушениями ОДА и ДЦП, для студентов с нарушениями речи, для студентов с инвалидностью по соматическому профилю). Там же выложены программы, аннотации, ФОСы для адаптационных дисциплин (курс по выбору «Введение в инклюзив­ное образование», факультатив «Адаптационные дисциплины» («Введение в инклюзив­ный образовательный процесс высшего профессионального образования», «Технологии учебной деятельности», «Адаптивная психология и технологии формирования жизнестойкости и копинг-поведения», «Профессиональная адаптация и основы социально-правовых знаний»)). Для студентов с ОВЗ разрабатываются и реализуются программы занятий по адаптивной физической культуре.

4.    В социальном плане: определены значимые социальные партнеры по обеспечению трудоустройства и позитивной социализации лиц с ОВЗ и инвалидностью в регионе; установлены устойчивые партнерские связи с региональными общественными организациями инвалидов, НКО, Благоворительными фондами, органами власти (подтверждено письмами поддержки Законодательного собрания области, БФ «Дорога к дому», РООИ «Ареопаг», ГООИ «Храбрые русские сердца», ГОО «Я могу!», мэрии города Череповца, областного РЦ для детей и подростков с ОВЗ «Преодоление»); реализуются совместные городские и региональные проекты по повышению качества жизни и образования инвалидов и их семей. В 2015 г. на базе Вологодского института развития образования (ВИРО) создана совместная с ЧГУ кафедра реинновационной педагогики. В 2016 г. ВИРО выступили разработчиком областного профориентационного портала «Компас ПРО», помогающего абитуриентам определиться с выбором профессии и информирующего молодых инвалидов об учреждениях профессионального образования. ЧГУ заключены договора о сотрудничестве в сфере образования и науки по созданию единого учебно-методического фонда с вузами области (Вологодской ГМХА, МГЮА имени О.Е. Кутафина (северо-западный филиал в г. Вологде), Вологодским филиалом РАНХ и ГС, ВоГУ, вузами соседних областей (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Нижегородский государственный инженерно-экономический университет). С 2014 г. ЧГУ - вуз партнер МГППУ по реализации проекта «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями». Сотрудники РЦ ЧГУ - члены экспертного совета по специальному и инклюзивному образованию при Госду­ме РФ, Федерального учебно-методического объединения, Диссертационных советов по защите диссертаций по 13.00.03 (при ИКП РАО, ЛГУ имени А.С. Пушкина), областного координационного совета по специальному и инклюзивному образованию, методического совета по инклюзивному образованию в Вологодской области, координационного совета по делам инвалидов мэрии г. Череповца. В последние годы ЧГУ выступает как куратор студенческого волонтерского движения. В вузе функционирует студенческий волонтерский отряд «Импульс», реализуется комплекс мер по формированию атмосферы поддержки и помощи нуждающимся в этом людям, по пропаганде ценностей инклюзивной культуры. В 2015 г. волонтерский отряд ЧГУ был признан лучшим волонтерским объединением Вологодской области в номинации «Социальное служение». Большое внимание в вузе уделяется внеучебной занятости и формированию у студентов системы вариативных траекторий личностного и профессионального развития. Для всех студентов реализуется программа личностного и профессионального развития, включающая дисциплины «Коман­дообразование», «Основы эффективного общения и управление конфликтами», «Основы самопознания и самообразования (саморазвития)», «Основы самоорганизации», «Основы проектирования и техники публичных выступлений», «Общие вопросы построения карьеры», «Технологии трудоустройства». В вузе функционирует Центр студенческих инициатив, создан студактив, действует система студенческого самоуправления. Сформировавшиеся внешние социальные связи ЧГУ позволяют расширять границы высшего образования инвалидов во временном и пространственном плане, благодаря осуществлению довузовского и постдипломного сопровождения, реализации комплекса мер по социокультурной интеграции и реабилитации.

5. В психолого-педагогическом плане: разработан и внедрен алгоритм сопровождения обучающихся с ОВЗ, включающий 8 основных этапов, нацеленных на оказание помощи в выборе направления подготовки, в поступлении в университет, адаптации к нему, в обучении, прохождении практик, трудоустройстве. В вузе реализуется более 20 профориентационных проектов, позволяющих абитуриенту не только определить свои склонности и интересы, но и соотнести их с конкретной профессией, которую можно получить в ЧГУ, с предполагаемым местом работы по окончании вуза (Проект «Время Che»; «День открытых дверей»; Проект «Test»; Игра-квест «В поисках истины»; Всероссийская научно­практическая конференция для школьников «С наукой в будущее»; Олимпиада «Особое детство»; «Школа психологии и саморазвития»; Проект «Zdorovijchel: своя игра»; Конкурс «Моя педагогическая перспектива»; Экономическая игра «Мой бизнес», Чемпионат по деловым экономическим играм «Business games»; Фестиваль IT-технологий «Мир цифрового искусства», «Битва роботов»; Городская игра по металлургии «Steelmates»; «IT- Академия», «Клуб молодых химиков»; Языковой форум «Study with US» и др.). Действует система по психолого-педагогическому сопровождению адаптации к вузу. Сопровождение предполагает взаимодействие всех субъектов инклюзивного образовательного процесса; комплекс мер по формированию у преподавателей и сотрудников университета особой позиции в общении со студентами- инвалидами; использование форм и методов активного социально-психологического обучения для вовлечения студентов с ОВЗ и инвалидностью в активный процесс самопознания и саморазвития; создание системы психолого-педагогической поддержки студентов «группы риска»; внедрение практики мониторинга удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и инклюзированно- сти образовательного процесса в вузе. С целью содействия интеграции студентов с ОВЗ и инвалидностью в социум силами студентов- волонтеров организуются спортивные и социокультурные мероприятия (инклюзивные танцы, параспектакли, флеш-мобы, интерактивные экскурсии и др.

Мероприятия предполагают пропаганду идей инклюзивного образования, содействие широкому продвижению ценностей инклюзив­ной культуры. Студенты-волонтеры обеспечили сопровождение в городе Эстафеты пара­лимпийского огня, мероприятий городской программы «Здоровый город», олимпиады в Сочи, празднование Всемирного Дня инвалида, Дня Аутиста, Дня защиты детей, Апрельской недели добрых дел, региональных мероприятиях Международного Дня голоса, акций РООИ молодых инвалидов «Ареопаг» («Краски единства», «Щедрый вторник»), областного проекта «Образование для всех» и др. В 2015-2016 гг. студенты ЧГУ стали победителями Международного фестиваля «Incluziv danse», лауреатами журналистских публикаций, участниками социальных проектов «Виртуальная экскурсия», «Паратеатр» и др. С 2016 г. в Череповце проходит показ интегрированного спектакля «Имедженариум» с участием студентов-волонтеров ЧГУ. Мероприятия по трудоустройству предполагают поиск мест для прохождения практики с возможностью последующего закрепления и трудоустройства. На каждого студента с инвалидностью заключается индивидуальный договор на прохождение практики, руководитель базы практики информируется о ресурсах и возможностях студента, знакомится с разработанным и представленным на сайте университета резюме («Студенческая биржа труда» и «Портфолио студентов ЧГУ»). При поиске вакансий и трудоустройстве активно используется ресурс властей города и общественных организаций. В итоге процент студентов с инвалидностью, проявивших высокие достижения в науке, культурно-досуговой, общественной деятельности, учебе, успешно трудоустроенных, выше среднего по вузу и превышает заданные пороговые значения.

Обсуждение

Отмечая наличие ряда успехов и прогресса в плане обеспечения доступности и качества высшего образования для молодых инвалидов в региональном многопрофильном вузе, нельзя не обсудить наиболее острые проблемы обучения студентов с инвалидностью, которые связаны:

1)         с неготовностью педагогов к реализации инклюзивных практик (В.Н. Поникарова, Г.Г. Саитгалиева, Н.В. Старовойт и др.);

2) с отсутствием доступного и понятного в применении методического инструментария по удовлетворению особых образовательных потребностей инвалидов и созданию условий для обеспечения доступного и качественного образования посредством разработки и внедрения АОП;

3)  с несформированностью инклюзивной культуры и отсутствием системы мер по ее формированию в вузе;

4) с неумением привлекать ресурсы социальных партнеров для обеспечения профориентации, образования, социокультурной реабилитации и трудоустройства инвалидов;

5)     с отсутствием внятной системы межведомственного взаимодействия и внутриведомственных связей при обеспечении условий для непрерывного образования инвалидов.

Региональный опыт показывает, что для решения данных проблем необходимо следующее.

1. Внедрение практики обязательной и систематической курсовой подготовки профессорско-преподавательского состава вузов к совместному обучению студентов с инвалидностью и их условно здоровых сверстников. Нам представляется, что содержание такой подготовки должно включать проведение обязательного инструктирования сотрудников вуза на этапе поступления абитуриента в университет, прохождение курсов повышения квалификации в объеме не менее 72 часов, посткурсовое сопровождение слушателей, супервизию и консалтинг сложных случаев.

2. Методическое обеспечение инклюзив­ного образования в вузе предполагает наличие рекомендаций по сопровождению образовательного процесса, по разработке адаптированной образовательной программы, по применению специальных методов и технологий, учитывающих ограничения в здоровье и индивидуальные особенности обучающихся с инвалидностью. Наш опыт показывает, что содержащий перечисленные материалы банк удобен для пользования, если он содержится в облачной среде (например, на корпоративном портале) и включает сгруппированное по разделам методическое содержание.

3. Формирование инклюзивной культуры - одна из сложных и многоплановых задач, связанная с расширением границ образовательного пространства вуза за пределы учреждения и временные рамки пребывания инвалидов в вузе. Работа по пропаганде идеи равных прав и возможностей, по формированию принимающей позиции не только у преподавателей, но и у студентов, у сотрудников университета предполагает проведение городских и региональных социокультурных мероприятий, продвижение ценностей и принципов инклю­зивного образования в профессиональной среде специалистов образовательных организаций, учреждений здравоохранения и соц­защиты. Как показывает опыт, значительным ресурсом в этом плане обладают мероприятия и проекты, организуемые совместно с региональными общественными организациями инвалидов, социально ориентирвоанными НКО, властями города и региона.

4. Социальное партнерство - одно из условий успеха в обучении инвалидов в вузе. В этом плане региональным вузам следует учитывать имеющиеся в регионе учреждения и организации, ориентированные на поддержку инвалидов (информационную, финансовую, социальную и пр.). Применимо к нашему опыту социальное партнерство, установленное с СО НКО (совместные с Благотворительным фондом «Дорога к дому» ПАО «Се­версталь» проекты), участие в работе городского и областного координационного совета по делам инвалидов, представительство в региональных методических советах и рабочих группах. Такое сотрудничество позволяет оказывать комплексную помощь обучающимся с ОВЗ и инвалидностью, иметь общую для региона стратегию и тактику поддержки детей, подростков и молодежи с ограничениями по здоровью.

5. Межведомственное взаимодействие является важным условием эффективного включения лиц с ОВЗ в социум и залогом их успешного жизнеустройства. В 2016 г. в Вологодской области было реализовано поддержанное правительством региона исследование, которое позволило определить ключевые векторы и условия налаживания связей между специалистами и учреждениями. Одним из ключевых моментов в реализации такой работы выступает наличие координационного центра в органах муниципальной власти, в состав которого входят представители всех ведомств и структур, обеспечивающих образование и социализацию инвалидов.

В целом, имеющиеся проблемы высшего образования инвалидов в региональном многопрофильном вузе успешно решаются при наличии в вузе специального структурного подразделения, объединяющего профильных специалистов и реализующего в регионе соответствующие запросу государства и общества инициативы.

Заключение

В настоящее время в регионах объективно существует необходимость консолидации усилий для поддержки молодых инвалидов, помощи студентам и преподавателям на всех этапах обучения и социализации инвалидов. Достижимость такой цели определяется наличием в регионах вузов, способных выступить ресурсными центрами инклюзивного высшего образования и обладающих необходимыми кадровыми, методическими, социальными, организационными ресурсами для транс­лирования наработанных практик и успешного опыта. Имеющийся опыт по системной поддержке и сопровождению инклюзивно­го образовательного процесса, накопленный в ЧГУ, наработанные социальные практики, успехи студентов с инвалидностью в построении и реализации индивидуальной траектории личностного и профессионального развития, опыт консалтинга сложных случаев, экспертизы практик инклюзивного образования позволяют говорить о том, что основные усилия вузов должны быть направлены на создание условий для формирования универсальной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью во все сферы деятельности университета в ин­клюзивном образовательном пространстве. Достижение этой цели предполагает:

-           формирование в вузах социально­психологического климата, способствующего интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательную и социокультурную среду университета, позитивному отношению к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения для них доступной образовательной среды;

-           знакомство преподавателей с практиками социально-психологического и коррек­ционно-педагогического сопровождения высшего образования инвалидов, программами внеучебной воспитательной работы, профессионального ориентирования, построения обучающимися с инвалидностью индивидуальной траектории карьеры и трудоустройства;

- развитие и совершенствование сетевого партнерства и сотрудничества вузов в сфере образования и науки по созданию единого учебно-методического фонда по высшему образованию инвалидов, по обмену методическими материалами и обсуждению методического опыта проектирования и разработки АОПОП;

-  развитие практики непрерывного сопровождения вузами образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, включая взаимодействие вузов со школами, учреждениями СПО и региональными общественными организациями инвалидов, а также расширение временных и территориальных границ инклюзивного образовательного пространства вуза;

-           повышение компетентности субъектов инклюзивного высшего образования в вопросах создания специальных условий и обеспечения доступности образовательных объектов и услуг для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью;

- формирование организационных механизмов для реализации психолого-педа- гогических, образовательных, социально-реабилитационных мер поддержки инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве вуза.

Деятельность ресурсного центра, нацеленного на выполнение выделенных задач, позволяет формировать компетентность субъектов высшего инклюзивного образования в вопросах создания специальных условий и обеспечения доступности образования и повышать качество предоставляемых образовательных услуг в условиях инклюзивно­го образовательного пространства, реализовать право на образование лиц с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273. Основным механизмом достижения этой цели выступает продуктивное взаимодействие между субъектами образовательного пространства (межвузовское взаимодействие, взаимодействие между организациями и учреждениями различной ведомственной подчиненности), а также трансляция опыта и социальное партнерство.

Литература

  1. Айсмонтас Б.Б. Higher professional psychological education on the basis of distance learning technologies: experience, problems, perspectives [Электронный ресурс] // Теория деятельности: деятельностные исследования в Германии. 2014. Т. 12. № 1. С. 25–42. URL: https://psyjournals.ru/tatigkeitstheorie/2014/n1/ 75081.shtml (дата обращения: 24.02.2017).
  2. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 136–145.
  3. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. С. 5–16.
  4. Денисова О.А., Леханова О.Л. Опыт решения проблемы инклюзивного образования в региональном вузе // Специальное образование: материалы XI Международной научной конференции / Под общ. ред. В.Н. Скворцова, Л.М. Кобрина (отв. ред.). СПб.: ЛГУ имени А.С. Пушкина, 2015. С. 33–36.
  5. Денисова О.А., Леханова О.Л. Алгоритм психолого- педагогического и социального сопровождения образования лиц с инвалидностью в вузе: опыт проектирования и реализации // Инклюзивное образование: теория и практика: сб. материалов международной  научно-практической  конференции/  Отв.  ред.  О.Ю.  Бухаренкова,  И.А.   Телина, Т.В. Тимохина. Орехово-Зуево: Редакционно- издательский отдел ГГТУ, 2016. С. 838– 849.
  6. Денисова О.А., Леханова О.Л. Высшее образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: проблемы и пути их решения в современной  России  // Особые дети в обществе: сб. научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов / Под ред. О.Г. Приходько, И.Л. Cоловьевой. Ставрополь: Ставролит,  2015. С. 48–52.
  7. Денисова О.А., Леханова О.Л. Методическое обеспечение практики высшего инклюзивного образования // Инклюзия в образовании. 2016. № 1 (1). С. 46–53.
  8. Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования  для  инвалидов и лиц с ограниченными  возможностями  здоровья на 2016–2018 гг. (утв. Правительством РФ 23 мая 2016 г. № 3467п-П8) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой   портал    «ГАРАНТ. РУ». URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71322384/#ixzz4ZcPd9upp (дата обращения: 24.02.2017).
  9. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 41–57.
  10. Постановление Правительства Вологодской области от 28 октября 2013 года № 1098 «О государственной программе “Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2014–2018 годы” (редакция   от   29.02.2016)   [Электронный   ресурс] // Департамент социальной защиты населения Вологодской области. URL: http://www.socium35.ru/ bank/gos_prog/ (дата обращения: 24.02.2017).
  11. РубцовВ.В.О межведомственном взаимодействии в реализации социальной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 87–93.
  12. Саитгалиева Г.Г. Организационные условия инклюзивного профессионального образования студентов с инвалидностью // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 8. С. 45–48.
  13. Саитгалиева Г.Г. Социальная инклюзия: инновация современного российского общества // Общественные науки. 2016. № 1. С. 333–341.

Информация об авторах

Денисова Ольга Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, директор Ресурсного учебно-методического центра, Кафедра дефектологического образования, Череповецкий государственный университет, директор Ресурсного учебно-методического центра Северо-За- падного федерального округа по обучению лиц с ОВЗ и инвалидностью на базе ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» (ФГБОУ ВО ЧГУ), Череповец, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0236-9181, e-mail: denisova@inbox.ru

Леханова Ольга Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологического образования, заместитель директора Ресурсного учебно-методического центра, Череповецкий государственный университет, Череповец, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0882-4632, e-mail: lehanovao@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2183
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 1161
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0