Южный федеральный университет как центр развития инклюзивного образования в регионе

947

Аннотация

Представлен обзор передового опыта внедрения инклюзивного образования в высшие учебные заведения страны с точки зрения оценки его роли в развитии инклюзии в регионах. В качестве основного подхода в развитии регионального инклюзивного образования предлагается кластерный подход. Описан опыт организации инклюзивного образования обучающихся в Южном федеральном университете (ЮФУ) как базовом образовательном учреждении высшего профессионального образования и как кластерообразующей образовательной организации, обеспечивающей условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях образования. Раскрываются цель и задачи университета по организации и реализации качественного инклюзивного образования как основной стратегии развития. Анализируется реальное состояние системы инклюзивного образования в университете, что позволяет выделить и охарактеризовать основные направления деятельности ЮФУ, обеспечивающие ее становление и развитие как в самом учреждения, так и в целом в Ростовской области. Также это дает возможность описать имеющийся на сегодняшний день опыт, использование которого в других образовательных учреждениях высшего образования обеспечит эффективность процесса формирования в них системы инклюзивного образования.

Общая информация

Ключевые слова: инклюзивное образование, развитие инклюзивного профессионального образования, кластерный подход, сетевое взаимодействие

Рубрика издания: Лучшие региональные практики

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220113

Для цитаты: Горюнова Л.В., Гутерман Л.А., Кирик В.А., Ромашевская Е.С. Южный федеральный университет как центр развития инклюзивного образования в регионе // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 106–118. DOI: 10.17759/pse.2017220113

Полный текст

 
 
 
 

Развитие отечественного инклюзивного образования - одно из актуальных направлений современной образовательной политики в стране. В течение последних лет коллективы специалистов активно занимались разработкой методик внедрения инклюзии в различные типы и виды образовательных организаций, стремясь сделать получение качественного образования доступным для всех категорий граждан. Во многих регионах России к сегодняшнему дню уже накоплен определенный опыт и необходимые ресурсы, способствующие становлению современного образования как инклюзивного и повышению степени осведомленности российских граждан о значимости и высокой роли инклюзив­ного образования в становлении нового, ин­клюзивного, общества.

Несмотря на относительно небольшой срок, прошедший с момента принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который официально закрепил статус инклюзивного образования как одного из стратегических направлений государственной политики, достаточно большое количество образовательных организаций высшего образования имеют опыт деятельности, позволяющий развивать инклюзивные образовательные практики, в том числе в регионах Российской Федерации. Обзор такого опыта позволяет оценить его роль в отдельных регионах, систематизировать различные подходы к реализации инклюзии в образовании, а также содействовать продвижению и распространению инклюзивных ценностей и инклюзивных подходов в целом в российском образовании. Кратко опишем то, что достигнуто в регионах.

1.        Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых с 2002 г. является центром профессиональной и социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов). В основу деятельности ВлГУ имени А. Г. и Н.   Г. Столетовых, направленной на построение системы инклюзивного образования для региона, положено социальное партнерство. Активно функционирует система сопровождения учебного процесса инвалидов в университете с использованием электронных средств обучения. Реабилитация лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, развитие информационных технологий для этой категории студентов и содействие их трудоустройству - ключевые направления деятельности университета, поддерживаемые на уровне региона.

2.        Построение единого сетевого сообщества и стратегическое взаимодействие с вузами Российской Федерации реализуется Вятским государственным университетом, который выступает ресурсным центром инклю­зивного образования в регионе.

3.        Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, который по праву считается одним из ведущих педагогических вузов страны, в деятельности по развитию образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья реализует стратегию социального партнерства, что активно проявляется в сотрудничестве с общественными организациями (ВОС, ВОГ, Паралимпийским комитетом и Сурдлимпийским комитетом России, Уполномоченным по правам человека в Санкт-Петербурге и др.). Представители РГПУ имени А.И. Герцена входят в экспертное сообщество в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе - в Экспертный совет по специальному и инклюзивному образованию при Комитете по образованию Государственной Думы РФ. Таким образом, университет активно участвует в разработке и реализации системы социально-реабилитационного сопровождения инклюзивного вузовского образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

4. Интересен опыт организации инклюзив­ного образования университетами Республики Татарстан. Так, на базе Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н. Туполева в 2011 г. создан Казанский учебно-исследовательский и методический центр для профессиональной реабилитации и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху и инвалидов. На уровне региона КНИТУ-КАИ взаимодействует с социальными партнерами (общественными организациями и органами управления Республики Татарстан). Основное направление деятельности ориентировано на создание информационно-образовательной сети для образовательных организаций высшего образования, осуществляющих подготовку студентов-инвалидов с различными нозоло­гиями, и оказание консультативно-технической и методической поддержки созданной сети в Республике Татарстан и в целом в Поволжском федеральном округе. Университет управления «ТИСБИ» также имеет многолетний (более 20 лет) опыт подготовки студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Социальное партнерство выступает в качестве основы в модели развития инклюзивно­го образования в регионе.

5. Большим опытом в организации инклю­зивного образования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья обладает Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, который внедряет инклюзивное образование с 2001 г. В 2008 г. в рамках реализации европейского проекта «Темпус Тасис» был открыт Региональный центр высшего образования инвалидов. Сотрудниками центра разработана и апробирована модель интегрированного обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность Центра ориентирована на потребности Крымского региона и предполагает проведение научно­образовательных мероприятий международного, всероссийского и регионального уровня, в том числе курсов повышения квалификации, обучающих семинаров, конференций и симпозиумов. Успех и актуальность научного поиска сотрудников КФУ в области изучения проблем инклюзивного образования подтвержден грантовой поддержкой на уровне государства.

6.  Московский государственный гумани­тарно-экономический университет имеет опыт организации образования для лиц с инвалидностью и ОВЗ, начиная с 1990 г., и в настоящее время реализует модель так называемой обратной инклюзии, специализируясь на обучении инвалидов и лиц с ОВЗ конкретной нозологической группы, а именно, с поражениями опорно-двигательного аппарата.

7. Основой инклюзивного образования в Новосибирском государственном техническом университете является схема «Реабилитация-интеграция-инклюзия», реализуемая через сопровождение и ассистивные технологии. С 2004 г. НГТУ имеет статус федерального головного центра по непрерывному профессиональному образованию инвалидов, имеющих нарушения развития разной этиологии.

8. С 1999 г. инклюзивное образование реализуется в Нижегородском государственном университете имени Н.И. Лобачевского. Именно тогда в ННГУ по инициативе Нижегородского областного центра реабилитации инвалидов по зрению «Камерата» был создан Тифлоинформационный центр - первый в России университетский компьютерный центр для студентов-инвалидов по зрению, который в настоящее время является в Нижнем Новгороде основной площадкой по изучению и внедрению современных компьютерных технологий в интересах социальной интеграции инвалидов по зрению. Деятельность тифлоцентра реализуется в масштабе региона, его работа строится на основе собственных исследований и методических разработок по поддержке образовательного процесса студентов-инвалидов по зрению и внедрению современных компьютерных технологий как инструмента их разносторонней реабилитации.

9.  В Самарском исследовательском университете имени академика С.П. Королева функционирует Центр инклюзивного образования. Он является комплексной инновационной структурой, организованной на базе сотрудничества с подразделениями университета, административными органами, образовательными учреждениями, научными и другими организациями города Самары, Самарской области и РФ для создания условий, обеспечивающих доступность высшего образования для инвалидов.

10.  В Северо-Кавказском федеральном университете также создан Центр инклюзив­ного образования и работает кафедра дефектологии, научная и практическая деятельность которой охватывает вопросы подготовки кадров для оказания помощи лицам с ОВЗ всех возрастных групп на разных этапах получения образования. Результатом этой работы стала организация интерактивной площадки «Территория взаимопонимания».

11. Деятельность Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского в сфере инклюзивного образования ориентирована на обеспечение доступности высшего образования для студентов с инвалидностью и ОВЗ, на повышение качества образования, в том числе на основе использования электронного обучения и современных дистанционных образовательных технологий. Работа по развитию инклюзивного образования в регионе осуществляется в формате сетевого взаимодействия с образовательными организациями через Социально-образовательный портал.

12. Сибирский федеральный университет, начиная с 1996 г., прошел путь от экспериментальной площадки по развитию образования и социальной поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья до статуса базового образовательного учреждения высшего профессионального образования, обеспечивающего условия для обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ. В университете реализуется модель интеграции лиц с ОВЗ в социокультурную среду в системе многоступенчатого образования. СФУ ставит перед собой задачу создания современной эффективной модели инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья посредством формирования непрерывного образовательного пространства в социокультурной среде Сибирского Федерального округа через совершенствование реализации системного образовательно-реабилитационного подхода (профессиональное обучение, воспитание, медико-реабилитационное и социальное сопровождение, социально-трудовая адаптация) к непрерывному инклюзивному образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

13. Тюменский государственный университет при построении системы инклюзивно­го образования реализует стратегию сетевого взаимодействия с образовательными организациями высшего образования в регионе. В рамках проекта TEMPUS, реализованного в ТюмГУ в 2014-2016 гг., был создан Международный компетентностный центр ин­клюзивного образования, а инклюзивное образование стало одним из ключевых научных фронтиров университета. В настоящее время активно ведутся прикладные исследования в сфере педагогики разнообразия, и формируется сообщество социальных партнеров по развитию инклюзивной региональной образовательной среды.

14. В 1992 г. в Челябинском государственном университете было начато экспериментальное обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Университет является членом Европейской сети доступного образования (1996 г.), Европейской сети непрерывного образования (2006 г.),

Международного консорциума вузов Pen- International, обучающих инвалидов по слуху (2007 г.). С 2010 г. ЧелГУ - базовое образовательное учреждение высшего профессионального образования, обеспечивающее условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Уральском Федеральном округе (приказ Минобрна­уки России от 30.12.2010 г. № 2211), с 2013 г. - федеральная инновационная площадка по проекту «Инновационная модель инклюзив­ного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации высшего образования» (приказ Минобрнауки от 30 декабря 2013 г. № 1425), что позволяет считать его одним из ведущих вузов страны, реализующих стратегию инклюзивного высшего образования.

Инклюзивное образование в Челябинском государственном университете представляет собой распределенную комплексную инновационную структуру, обеспечивающую доступность высшего образования для инвалидов на базе взаимодействия подразделений университета, а также сотрудничества с органами государственной власти и управления, образовательными организациями, научными и другими организациями города Челябинска, Челябинской области и Российской Федерации. Реализацию инклюзивного образования в ЧелГУ обеспечивают Координационный совет и Региональный кластер инклюзив­ного образования, позволяющие координировать развитие системы инклюзивного образования в регионе и осуществлять комплексное сопровождение деятельности образовательных организаций общего, среднего профессионального и высшего образования по созданию доступной среды для инвалидов и лиц с ОВЗ.

15.   В Вологодской области деятельность по развитию инклюзивного образования активно реализует Череповецкий государственный университет, который является методическим центром инклюзивного образования для учреждений всех уровней образования в регионе. Опыт университета по созданию системы сопровождения инклюзивного образования в вузе лиц с ОВЗ и инвалидностью признан экспертным сообществом, поддерживается на уровне региона и государства и ориентирован на создание условий для формирования в вузах-партнерах в регионе универсальной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью во все сферы деятельности университета.

16.    Деятельность Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского также ориентирована на содействие развитию и координацию системы специального и инклюзивного высшего профессионального образования в регионе посредством консалтинга вузов по вопросам доступности и качества высшего образования для лиц с инвалидностью.

Таким образом, результаты анализа практического опыта высших учебных заведений по развитию инклюзии и практики поддержки развития инклюзивного образования в регионе позволяют сделать вывод о том, что в регионах формируются разные модели инклю­зивной образовательной системы. Они заслуживают особого внимания, поскольку демонстрируют подходы к практическому решению проблем становления и развития именно регионального инклюзивного образования. Рассматриваемые университетские практики реализуются в период постоянно меняющейся социально-образовательной ситуации, что требует организации эффективного взаимодействия между всеми субъектами образовательной системы с целью выработки и реализации единой стратегии развития инклю­зивного образования. Такое взаимодействие различных социальных институтов становится базовым компонентом формирования образовательной инклюзивной среды региона.

В контексте вышесказанного представим практический опыт развития инклюзивного образования, который имеет один из крупнейших вузов Юга России - Южный федеральный университет.

Согласно приказу Министерства образования и науки РФ [4], ЮФУ является базовым образовательным учреждением высшего профессионального образования, обеспечивающим условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ростовской области. В связи с этим миссией университета является мобилизация всех возможных ресурсов для обеспечения процесса организации и реализации качественного инклюзивного образования как основной стратегии социально-экономического развития Юга России и страны в целом.

Основная задача университета в этом направлении заключается в ресурсной поддержке единого инклюзивного образовательного пространства региона и обеспечение эффективного функционирования системы ин­клюзивного образования на всех уровнях образования средствами аккумулирования и трансляции передового опыта вузов-лидеров по работе со студентами с инвалидностью и ОВЗ и трансфера перспективных технологий и методов работы организациям высшего образования, начинающим развивать ин­клюзивное обучение. Данная цель определила спектр основных задач, среди которых выделим следующие.

1.  Формирование единой политики в сфере инклюзивного образования как основы построения единого инклюзивного образовательного пространства Юга России и страны в целом, что является неотъемлемой частью реализации стратегии развития общества ин­клюзии.

2.         Аккумулирование, систематизация, обобщение и распространение передового педагогического опыта с целью создания банка модельных образцов обучения студентов с инвалидностью различных нозологических групп по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета по разным направлениям подготовки, а также консультационное и методическое сопровождение их внедрения в образовательный процесс организаций высшего образования, начинающих развивать инклюзивное обучение.

3.  Оказание содействия в проведении научно-методических исследований и опытно-экспериментальной работы в организациях, реализующих инклюзивные практики, в том числе сопровождение апробации и внедрения разработанных адаптивных образовательных программ.

4.  Координация деятельности по совместной разработке адаптированных образовательных программ, программ социально­психологического сопровождения, профессиональной ориентации и содействия трудоустройству лиц с инвалидностью, а также обмену учебно-методическими ресурсами с целью повышения качества обучения инвалидов в образовательных организациях системы высшего образования посредством реализации ассистивных технологий, в том числе в рамках федеральной библиотеки и единого портала инклюзивных образовательных ресурсов.

5.  Оказание консалтинговых и организационных услуг образовательным организациям, реализующим инклюзивную модель профессиональной подготовки, по вопросам доступности и качества высшего образования, в том числе трудоустройства студентов с инвалидностью.

6.   Организация и проведение общественно-профессиональной экспертизы и оценки качества программ профессионального образования инвалидов, реализуемых организациями высшего образования.

7.   Организация и осуществление информационно-методического обмена между специалистами разных уровней и профилей системы профессионального образования инвалидов, в том числе посредством стажировок и повышения квалификации руководителей, преподавательского состава и учебно-вспомогательного персонала, осуществляемого на основе проектного и интегративного подходов с целью реализации совместных проектов.

8.  Организация и координация сетевого взаимодействия организаций Юга России с целью построения непрерывного инклюзив­ного образования инвалидов: от системы дошкольного образования к школьному образованию с системой ранней профориентации и к профессиональному образованию с последующим сопровождением трудовой деятельности инвалидов и лиц с ОВЗ.

В настоящее время деятельность по развитию инклюзивного образования является одним из приоритетных направлений развития Южного федерального университета, что нашло отражение в ряде локальных актов университета: Программе развития Южного федерального университета на 2014-2018 гг., Комплексном плане мероприятий по созданию условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по программам профессионального образования и других нормативных документах, представленных в разделе «Инклюзивное образование» на сайте университета.

Мы полагаем, что одним из наиболее эффективных подходов к развитию инклюзивно­го образования в регионе является кластерный подход. Опыт Южного федерального университета в развитии регионального инклю­зивного образования на основе кластерного подхода оказался достаточно результативным. Университет как значимый субъект формирования гуманитарного потенциала региона становится кластернообразующей образовательной организацией. Вокруг Южного федерального университета сформировался образовательный кластер, который обеспечил эффективную интеграцию участников интенсивно развивающейся инклюзивной образовательной системы. В результате функционирования кластера между его субъектами происходит ускоренная передача информации, упрощенный доступ к новым технологиям, обеспечивается совместное использование основных фондов, знаний, создаются совместные некоммерческие объединения, повышается качество процесса образования за счет концентрации ресурсов и оптимизации контактов. Университет в этом случае выполняет функцию обеспечения участников кластера инновациями, научно-методическими знаниями, передовыми технологиями, консультационными услугами, услугами дополнительного профессионального образования. На договорной основе университет также может оказывать адресную системную помощь образовательным организациям всех уровней образования и муниципалитетам.

Университет располагает развитой инфраструктурой, включающей 84 здания, в которых осуществляется образовательная деятельность. Студенты проживают в университетском городке, обустроенном с учетом требований необходимой доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья различных нозологических групп. В 2016 г. сдан в эксплуатацию большой спортивно-оздоровительный комплекс «Южный меридиан», оборудованный с учетом потребностей инвалидов и лиц с ОВЗ всех нозологических групп.

Согласно Комплексному плану мероприятий по созданию условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в Южном федеральном университете по программам профессионального образования выделяется финансирование для развития инклюзивного образования, создания архитектурной доступности, закупки специального оборудования с учетом потребностей данного контингента студентов. В план закупок университета внесены и до конца года будут дополнительно к уже имеющимся ресурсам приобретены:

-           мобильные системы перемещения инвалидов-колясочников (в комплекте подъемник лестничный гусеничный мобильный Т09 «Roby»);

- аппаратно-программные комплексы для слабовидящих студентов (в комплекте: машина сканирующая и читающая текст Optelec ClearReader+; клавиатура для читающей машины ClearReader; компьютер; программа экранного доступа SuperNova Magnifier & Screen Reader с функцией экранного увеличения, поддержкой речевого выхода, а также возможностью ввода/вывода текста посредством шрифта Брайля) и видеоувеличители Optelec Compact+ HD World.

Специальное оборудование для студентов с инвалидностью предоставляется в распоряжение структурных подразделений в соответствии с запросами и нозологиями обучающихся.

Согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (приказ ЮФУ от 8 июля 2016 г. № 296-ОД) и Методическим рекомендациям по разработке адаптированных образовательных программ высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (приказ ЮФУ от 25 июля 2016 г. №3 17-ОД), разрабатываются адаптированные образовательные программы для студентов с учетом психофизиологических особенностей и особых образовательных потребностей.

Адаптированные образовательные программы в университете реализуются на основе модульного подхода с целью структурирования содержания образования, обеспечения его гибкости, мобильности, управляемости, повышения качества контентной составляющей по соответствующим областям профессиональной деятельности и создания условий для реализации студентами как внутренней, так и внешней академической мобильности. Модуль образовательной программы представляет собой содержательно и по времени завершенную учебную единицу, состоящую из отдельных учебных мероприятий, результатом его освоения является сформированный у студента определенный набор ком­петенций. Адаптированная образовательная программа, также как основная профессиональная образовательная программа, содержит следующие структурные элементы: модуль проектной деятельности, модуль университетской академической мобильности, неделя академической мобильности студентов.

Модуль проектной деятельности вводится с целью активизации проектной деятельности студента для создания нового продукта, который является результатом учебной, исследовательской, практической деятельности. Именно модуль проектной деятельности позволяет в наибольшей степени сделать профессиональную подготовку студентов практико-ориентированной.

Неделя академической активности введена в образовательную программу с целью развития междисциплинарных исследований и проектов, реализация которых возможна только при участии студентов, обучающихся по различным направлениям, что позволяет расширить границы взаимодействия студентов и преподавателей различных структурных подразделений как в сфере профессионального становления, так и в сфере реализации социальных проектов. Такая форма работы повышает степень готовности всех студентов университета к работе в разнородной команде. По мнению В.В. Воловиковой и Е.В. Ми- хальчи, для студентов с инвалидностью и ОВЗ очень значимой проблемой при поступлении в вуз, требующей своего разрешения, является проблема выстраивания взаимодействия с социумом и принятия в коллектив учебного заведения. Участие студентов в мероприятиях недели академической мобильности позволит решить данный вопрос и сформирует основу для формирования в молодежной среде ценностей инклюзивного общества, признающего «различия, имеющиеся у разных социальных групп учащихся, ценность и равенство каждой личности» [1].

Формирование индивидуальной образовательной траектории каждого обучающегося в университете является важной составляющей процесса обучения и процесса становления высококвалифицированного специалиста. В образовательную программу введен модуль университетской академической мобильности, который позволяет индивидуализировать обучение и получить дополнительные знания, сформировать умения, развить компетенции из других предметных областей. Необходимость введения в структуру учебного плана адаптационных модулей (дисциплин) обоснована в работе Е.А. Мартыновой, Д.Ф. Романенковой, Н.А. Романович [3]. Они отмечают, что изучение студентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами адаптационных модулей (дисциплин) будет способствовать полноценному освоению ими образовательной программы профессионального образования, а также сформирует предпосылки для их успешной профессионализации, интеграции в социум и трудоустройства. Поэтому включение модуля университетской академической мобильности позволяет органично вписать в индивидуальный учебный план студента с инвалидностью и ОВЗ адаптационные модули (дисциплины), разработанные преподавателями кафедры инклюзив­ного образования и социально-педагогической реабилитации (для бакалавриата - «Социальная адаптация и коммуникации в учебной и профессиональной деятельности»; для магистратуры - «Социальная коммуникация и технологии интеллектуального труда»).

Для студентов, имеющих особые образовательные потребности, в том числе инвалидность и ограниченные возможности здоровья, осуществляется подбор специальной учебно­методической литературы, создаются условия для обучения с применением дистанционных технологий и электронного обучения.

В университете выстроена система методической поддержки и сопровождения профессорско-преподавательского состава, осуществляющего образовательный процесс в инклюзивных академических группах со студентами-инвалидами. Она включает в себя проектные сессии, обучающие семинары, курсы повышения квалификации для преподавателей и консалтинговые услуги для руководителей образовательных программ всех уровней и направлений подготовки.

Южный федеральный университет представляет собой инклюзивное социокультурное пространство [2], способствующее адаптации всех категорий студентов, в том числе социальной реабилитации студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, в основе которого находится деятельность студенческих сообществ, ориентированная на формирование толерантного отношения к студентам с особыми потребностями. Ежегодно проводятся молодежная педагогическая школа «Инклюзивное образование: если не мы, то кто?», обучающие проектные смены по вопросам инклюзивного образования (на базе отдыха ЮФУ «Витязь»). С 2016 г. реализуются проекты «Мой мир - мир для всех» и «Инклюзивный туризм».

В университете осуществляется психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности студентов-инвалидов и проводится их консультирование по вопросам построения индивидуальной траектории профессионального развития с последующим содействием трудоустройству. Работа осуществляется в тесном взаимодействии ответственных подразделений университета (Центра инклюзивного образования и Координационно-аналитического центра развития карьеры) с работодателями и общественными организациями инвалидов.

Университет тесно взаимодействует с общеобразовательными организациями по вопросам профессиональной ориентации и сопровождения процесса формирования профессиональных намерений обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в рамках Образовательного кластера ЮФУ, что позволяет эффективно формировать контингент абитуриентов данной категории.

В настоящее время в университете получают образование более 35 000 студентов, обучающихся по направлениям, ориентированным на важнейшие отрасли экономики Российской Федерации, наиболее актуальные для регионов Юга России, из них 270 человек с инвалидностью, в том числе 11 человек с нарушениями слуха, 15 человек с нарушениями зрения (из них один человек тотально слепой), 19 человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе один человек на кресле-коляске, остальные с различными соматическими заболеваниями. Студенты с инвалидностью получают высшее образование в очной (208 человек), очно-заочной (17 человек) и заочной (45 человек) формах обучения. Студенты с инвалидностью обучаются в инклюзивных академических группах по направлениям бакалавриата (169 человек), специалитета (15 человек) и магистратуры (86 человек).

Образовательный кластер является площадкой эффективного сетевого взаимодействия Южного федерального университета с образовательными организациями Ростовской области различных типов и видов, территориальными органами социальной защиты, общественными организациями инвалидов, средствами массовой информации. ЮФУ осуществляет научно-методическое сопровождение формирования системы инклюзивно­го образования региона, реализуя свою деятельность в рамках следующих направлений деятельности.

Информационно-стратегическое: пропаганда идей инклюзивного профессионального образования; формирование толерантного отношения субъектов профессионального образования к инвалидам и лицам с ОВЗ; распространение информации о возможностях системы образования в обучении инвалидов и лиц с ОВЗ; разработка стратегии развития ин­клюзивного профессионального образования на Юге России; проектирование и моделирование процессов преобразования образовательных организаций Юга России для построения и функционирования системы инклюзив­ного профессионального образования.

Научно-методическое: накопление, систематизация, распространение, совершенствование и создание новых методик, технологий инклюзивного образования, технологий эффективного трудоустройства как единого информационного, методического ресурса; организация и проведения научных исследований по созданию и внедрению инновационных разработок инклюзивного образования с целью обеспечения его качества.

Образовательно-сопроводительное: повышение степени профессиональной готовности педагогических коллективов и вспомогательного персонала к реализации инклюзив­ного образования через организацию и проведение курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки, обучающих курсов, практических стажировок, педагогических студий, семинаров, открытых консилиумов, мастер-классов, интерактивных тренингов, методических совещаний, педагогических школ и т. д., а также пролонгированное сопровождение и поддержка субъектов образовательного процесса (обучающихся, педагогов, управленцев, родителей и т. д.) и структурных единиц, включенных в реализацию инклюзивного профессионального образования.

Экспертно-аналитическое: мониторинг объективной ситуации в образовательном пространстве Юга России и положения обучающихся инвалидов и с ОВЗ; оценка социального запроса на инклюзивное профессиональное образование; оценка эффективности включения обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в среду обычных сверстников и разработка критериев этой эффективности; анализ эффективности инклюзивных процессов, оценка экологии и дизайна учебного пространства; проведение общественно­профессиональной экспертизы инклюзивных образовательных программ; анализ готовности педагогов к осуществлению инклюзивно­го образования.

Координационно-управленческое: организация сбалансированной системы взаимодействия социальных партнеров: образовательных организаций, органов местного самоуправления, общественных организаций, фондов и родительских ассоциаций, профессиональных ассоциаций, работодателей, представителей бизнеса для повышения качества профессиональной подготовки и трудоустройства инвалидов и лиц с ОВЗ.

Изучение опыта Южного федерального университета позволяет выделить комплекс средств, способствующих эффективному становлению и развитию системы инклюзивного образования в образовательных учреждениях высшего образования.

1. Использование кластерного подхода в создании единого инклюзивного образовательного пространства региона. Он реализуется на базе Южного федерального университета через Образовательный кластер Южного федерального округа, в рамках которого взаимодействуют образовательные организации всех уровней образования. Благодаря возможностям кластера в университете эффективно реализуются стратегии профориентационной работы и довузовской подготовки, а также дополнительного образования. Для развития инклюзивного высшего образования кластер является одним из ключевых ресурсов в достижении основных показателей эффективности мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Именно в пространстве регионального образовательного кластера происходит последовательное «погружение» образовательной организации в процесс внедрения и развития инклюзивных практик, что формирует в регионе систему непрерывного инклюзивного образования. Таким образом, можно считать кластерный подход наиболее эффективным подходом, интенсивно развивающим инклюзивное образование в регионе.

2. Трансляция опыта организации и реализации инклюзивного высшего образования образовательным организациям региона. В ЮФУ это происходит с помощью административных возможностей Союза ректоров Юга России, председателем которого является ректор Южного федерального университета М.А. Боровская. Таким образом, более 50 организаций высшего образования, включая филиалы, потенциально задействованы в создании единого пространства инклюзивно­го высшего образования в Южном федеральном округе.

3. Создание системы взаимодействия базовых инклюзивных школ региона и университета на основе реализации стратегии социального партнерства и проектной деятельности. Опыт реализации такой работы на базе Южного федерального университета представлен действующим проектом «Базовая ин­клюзивная школа как ключевой элемент единого инклюзивного образовательного пространства Ростовской области», который способствует становлению и развитию системы инклюзивного образования в регионе посредством координации деятельности 253 базовых инклюзивных школ Ростовской области.

4. Многоуровневая модель непрерывного инклюзивного образования «Университет- Колледж-Лицей». На базе ЮФУ функционирование такой модели позволило реализовать инклюзивное образование на всех уровнях образовательной системы, начиная от общего образования и оканчивая аспирантурой. Организуемый на этой основе единый инклю­зивный образовательный комплекс может презентоваться как региональная модель, опыт которой может быть использован организациями высшего образования.

5. Организация сетевого взаимодействия с вузами-партнерами по созданию условий, позволяющих использовать ресурсы и возможности для обучения и осуществлять академическую мобильность студентов с особыми потребностями. Южный федеральный университет эффективно сотрудничает с организациями высшего образования Южного федерального округа, федеральными университетами Российской Федерации и иностранными образовательными организациями. В настоящее время сфера международных интересов университета реализуется в формате программ академического обмена для
студентов с инвалидностью и ОВЗ. Имеющийся опыт может быть интересен образовательным организациям высшего образования.

6. Проектирование пространства социально-культурной реабилитации, представленное разнообразными видами деятельности в рамках студенческих научных обществ, волонтерского движения, профессиональных и непрофессиональных студенческих объединений общеуниверситетского уровня и уровня структурных подразделений.

7. Организация пространства обмена лучшими практиками построения системы инклюзивного образования. Южный федеральный университет обладает информационным пространством, которое позволяет организовывать и проводить широкомасштабные мероприятия всероссийского и международного уровня с целью обмена опытом организации инклюзивного образования с российскими и зарубежными вузами-партнерами университета, осуществляя по их итогам аккумуляцию, систематизацию и трансляцию лучших инклюзивных образовательных практик организациям высшего образования Южного федерального округа и России в целом.

 

Литература

  1. Волкова В.В.,  Михальчи Е.В. Исследование педагогических условий реализации инклюзивного образования в вузах // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 2. С. 5–15. doi:10.17759/ pse.2015200201
  2. Горюнова Л.В., Гутерман Л.А. Организация социокультурной реабилитации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях университетского образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-1. С. 17–23.
  3. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Адаптационные модули (дисциплины) как педагогические компоненты инклюзивного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=21709 (дата обращения: 01.03.2017).
  4. Приказ Минобрнауки РФ от 30.12.2010 № 2211 «О базовых  образовательных  учреждениях высшего профессионального образования, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] // Правовая Россия. URL: http://lawru.info/dok/2010/12/30/n204978.htm (дата обращения: 27.02.2017).

Информация об авторах

Горюнова Лилия Васильевна, заведующая кафедрой инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации Академии психологии и педагогики, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1685-5404, e-mail: lvgoryunova@sfedu.ru

Гутерман Лариса Александровна, кандидат биологических наук, руководитель Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6294-4910, e-mail: laguterman@sfedu.ru

Кирик Владимир Александрович, кандидат социологических наук, директор Академии психологии и педагогики, Южный федеральный университет, e-mail: vakirik@sfedu.ru

Ромашевская Екатерина Сергеевна, старший преподаватель кафедры инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации Академии психологии и педагогики, научный сотрудник Центра инклюзивного образования, Южный федеральный университет, e-mail: esshipankina@sfedu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2273
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 947
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0