Южный федеральный университет как центр развития инклюзивного образования в регионе

922

Аннотация

Представлен обзор передового опыта внедрения инклюзивного образования в высшие учебные заведения страны с точки зрения оценки его роли в развитии инклюзии в регионах. В качестве основного подхода в развитии регионального инклюзивного образования предлагается кластерный подход. Описан опыт организации инклюзивного образования обучающихся в Южном федеральном университете (ЮФУ) как базовом образовательном учреждении высшего профессионального образования и как кластерообразующей образовательной организации, обеспечивающей условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях образования. Раскрываются цель и задачи университета по организации и реализации качественного инклюзивного образования как основной стратегии развития. Анализируется реальное состояние системы инклюзивного образования в университете, что позволяет выделить и охарактеризовать основные направления деятельности ЮФУ, обеспечивающие ее становление и развитие как в самом учреждения, так и в целом в Ростовской области. Также это дает возможность описать имеющийся на сегодняшний день опыт, использование которого в других образовательных учреждениях высшего образования обеспечит эффективность процесса формирования в них системы инклюзивного образования.

Общая информация

Ключевые слова: инклюзивное образование, развитие инклюзивного профессионального образования, кластерный подход, сетевое взаимодействие

Рубрика издания: Лучшие региональные практики

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220113

Для цитаты: Горюнова Л.В., Гутерман Л.А., Кирик В.А., Ромашевская Е.С. Южный федеральный университет как центр развития инклюзивного образования в регионе // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 106–118. DOI: 10.17759/pse.2017220113

Фрагмент статьи

Развитие отечественного инклюзивного образования – одно из актуальных направлений современной образовательной политики в стране. В течение последних лет коллективы специалистов активно занимались разработкой методик внедрения инклюзии в различные типы и виды образовательных организаций, стремясь сделать получение качественного образования доступным для всех категорий граждан.

Литература

  1. Волкова В.В.,  Михальчи Е.В. Исследование педагогических условий реализации инклюзивного образования в вузах // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 2. С. 5–15. doi:10.17759/ pse.2015200201
  2. Горюнова Л.В., Гутерман Л.А. Организация социокультурной реабилитации обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях университетского образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-1. С. 17–23.
  3. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Адаптационные модули (дисциплины) как педагогические компоненты инклюзивного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=21709 (дата обращения: 01.03.2017).
  4. Приказ Минобрнауки РФ от 30.12.2010 № 2211 «О базовых  образовательных  учреждениях высшего профессионального образования, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» [Электронный ресурс] // Правовая Россия. URL: http://lawru.info/dok/2010/12/30/n204978.htm (дата обращения: 27.02.2017).

Информация об авторах

Горюнова Лилия Васильевна, заведующая кафедрой инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации Академии психологии и педагогики, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1685-5404, e-mail: lvgoryunova@sfedu.ru

Гутерман Лариса Александровна, кандидат биологических наук, руководитель Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6294-4910, e-mail: laguterman@sfedu.ru

Кирик Владимир Александрович, кандидат социологических наук, директор Академии психологии и педагогики, Южный федеральный университет, e-mail: vakirik@sfedu.ru

Ромашевская Екатерина Сергеевна, старший преподаватель кафедры инклюзивного образования и социально-педагогической реабилитации Академии психологии и педагогики, научный сотрудник Центра инклюзивного образования, Южный федеральный университет, e-mail: esshipankina@sfedu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2155
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 922
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0