Отечественный и зарубежный опыт вузов по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью

1285

Аннотация

В статье анализируется практическая деятельность вузов США, Канады и Российской Федерации в области высшего образования студентов с инвалидностью, проведена комплексная оценка его состояния. Авторами изучены современные эффективные практики обучения и сопровождения этой категории студентов. В ходе анализа была проведена оценка деятельности вузов по результатам мониторингов, проведенных в 2015–2016 гг., на наличие в вузах специальных условий для получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Были учтены результаты мониторинговых выездов экспертов, а также использованы критерии оценки хода реализации работы по развитию инклю- зивного образования в каждом вузе и результативности комплекса мер, предусматривающих обеспечение доступности высшего образования для студентов с инвалидностью. Обоснована необходимость создания новых и развития уже существующих ресурсных учебно-методических центров в регионах России. Рассмотрены вопросы использования единой базы распределенных информационных, образовательных, научных, методических ресурсов для обеспечения равного доступа к образованию и эффективного обучения студентов с инвалидностью.

Общая информация

Ключевые слова: высшее инклюзивное образование, студенты с инвалидностью, сопровождение обучения студентов с инвалидностью в вузе, ресурсные учебно-методические центры, сетевое взаимодействие вузов

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220111

Для цитаты: Мельник Ю.В., Панюкова С.В., Саитгалиева Г.Г., Серебрянникова О.А. Отечественный и зарубежный опыт вузов по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 88–97. DOI: 10.17759/pse.2017220111

Полный текст

Отечественный и зарубежный опыт вузов по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью

 

Актуальность проблемы развития инклю­зивного образования определяется тем, что приоритетной задачей социальной политики государства становится удовлетворение образовательных потребностей лиц с инвалидностью. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС 3+ во всех без исключения программах высшего образования должны быть созданы специальные условия для обучения студентов с инвалидностью, учитывающие особенности их здоровья. Решение этой задачи возможно на основе разработки и внедрения эффективной модели трансляции передового опыта ряда вузов, успешно обучающих студентов с инвалидностью, на всю систему высшего образования, расширения перечня направлений подготовки, адаптированных для обучения лиц с инвалидностью, обеспечения доступности получения высшего образования для студентов с инвалидностью в регионе их проживания. Доступность образования будем понимать как выравнивание возможностей лиц с инвалидностью в получении высшего образования в соответствии со своими образовательными потребностями и возможностями (ограничениями) мобильности по сравнению с аналогичными потребностями их здоровых сверстников.

Изучение и обобщение передового опыта ряда вузов, успешно обучающих студентов с инвалидностью, позволит выявить эффективную модель обучения и сопровождения студентов с инвалидностью. Решение вопросов доступности и повышения качества высшего образования людей с ограниченными возможностями по здоровью, помимо активизации работы на региональном уровне, потребует организации сетевого взаимодействия вузов, имеющих значительный опыт работы со студентами-инвалидами различных нозоло­гий с вузами-партнерами, не имеющими такого опыта, что позволит:

-  обобщить и транслировать передовой опыт обучения студентов с инвалидностью другим вузам;

- разработать и апробировать адаптированные образовательные программы высшего образования для студентов с инвалидностью различных нозологических групп;

- создать специальные условия, направленные на обеспечение доступности высшего образования для инвалидов с различными нозо­логиями по основным направлениям подготовки (специальностям) высшего образования.

Изучение опыта вузов США, Канады и Российской Федерации по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью было проведено в 2016 г. сотрудниками Ресурсного учебно-методического центра МГППУ. Для анализа опыта обучения и сопровождения студентов с инвалидностью была разработана процедура оценки деятельности вузов, имеющих существенный положительный опыт в данной области, располагающих структурным подразделением, обеспечивающим сопровождение обучения особой категории обучающихся и их последующее трудоустройство [1-6].

Особое внимание было уделено тем вузам, которые были созданы в рамках следующих приказов Министерства образования и науки Российской Федерации.

1) Приказ Минобразования РФ от 24.05.2004 г. № 2356 «О федеральных головных и окружных учебно-методических центрах по обучению инвалидов», в соответствии с которым на основании конкурса по отбору федеральных головных центров и окружных учебно-методических центров по обучению инвалидов среди образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, проведенного в соответствии с Приказом Минобразования России от 12.11.2003 № 4206 «О совершенствовании профессионального образования инвалидов», был определен перечень организаций из 12 государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования.

2) Приказ Минобрнауки России от 30 декабря 2010 г. № 2211 «О базовых образовательных учреждениях высшего профессионального образования, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», которым определен перечень из 33 государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования по федеральным округам.

Представленный в приказах перечень был уточнен и дополнен с учетом реорганизации и переименования образовательных организаций. Всего был проведен анализ более 50 вузов.

Особый интерес для изучения опыта ин­клюзивного образования представляли результаты следующих мониторингов.

1. Мониторинг, проведенный Челябинским государственным университетом в 2015 г., который выявил наличие в вузах условий для получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В ходе данного мониторинга были определены следующие показатели:

-   численность студентов с инвалидностью;

-   наличие специальных материально-­технических условий;

- обучение по адаптированным образовательным программам, а также с использованием дистанционных образовательных технологий.

На основе данных показателей был составлен перечень вузов, входящих в топ-20.

2.  Мониторинг доступности высшего образования для лиц с инвалидностью, проведенный ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» в 2016 г.). Мониторинг деятельности образовательных организаций высшего образования по обучению инвалидов за 2015/2016 учебный год позволил выявить доступность получения высшего образования инвалидами, имеющими различные нозологии. Среди показателей мониторинга- мы проанализировали и сравнили следующие данные:

-  наличие структурного подразделения, занимающегося организацией и сопровождением обучения лиц с инвалидностью;

-   наличие кадрового потенциала по сопровождению образования лиц с инвалидностью (специалисты по ассистивным технологиям, психологи, социальные педагоги, тиф­лопедагоги, переводчики русского жестового языка, тьюторы и т.д.);

-  наличие архитектурной доступности корпусов;

-  наличие адаптированных образовательных программ;

-  наличие специального оборудования и техники.

По результатам соотнесения всех полученных в ходе проведенных в последние годы мониторингов конкретизирован список из 34 вузов, которые имеют больший опыт в области инклюзивного образования. Уточнение полученных данных потребовало проведения анализа сайтов данных организаций, выявления наличия актуальной информации о деятельности специализированного центра по инклюзивному образованию. Оценка опыта реализации инклюзивного образования в этих вузах включала в себя мониторинговые выезды экспертов. Это позволило верифицировать полученные ранее данные об условиях обучения лиц с инвалидностью и потенциале организации. По результатам изучения опыта были выделены 20 организаций высшего образования как наиболее эффективные региональные центры компетенций в сфере повышения доступности и качества обучения лиц с инвалидностью в системе высшего образования.

Более детальное изучение деятельности данных вузов потребовало проведения оце­нивания по следующим критериям: критерии хода реализации работы, критерии достижения результативности комплекса мер Межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. 23 мая 2016 г. № 3467п-П8.

Критерии хода реализации работы со студентами с инвалидностью по следующим направлениям:

- профориентация обучающихся с инвалидностью выпускных классов и обучающихся с инвалидностью по программам среднего профессионального образования;

- консультативное, учебно-методическое и социально-психологическое сопровождение студентов с инвалидностью в процессе обучения в вузе, в том числе в построении и мониторинге индивидуальных планов обучения и сопровождения студентов с инвалидностью;

- оказание содействия в трудоустройстве выпускников с инвалидностью, прошедших обучение по программам высшего образования.

Перечислим основные критерии хода реализации работы:

1.  Наличие в вузах центров инклю­зивного образования, ресурсных учебно­-методических центров:

1.1. Наличие организационной структуры в вузе, отвечающей за инклюзивное образование и сетевое взаимодействие с вузами- партнерами.

1.2. Наличие комплекта нормативно-правовой документации, локальной нормативно­-правовой базы образовательной организации высшего образования, регламентирующей обучение, сопровождение обучающихся с инвалидностью в вузе.

1.3.     Наличие квалифицированного персонала для работы со студентами с инвалидностью.

2.        Организация работы.

2.1.     Организация повышения квалификации ППС;

2.2.     Консультирование, организационная, методическая поддержка;

2.3.     Наличие разработанных программ психолого-педагогического сопровождения;

2.4. Наличие программ и опыта социально-реабилитационного сопровождения студентов с инвалидностью;

2.5.      Разработка, апробация и тиражирование программ постдипломного сопровождения и содействия трудоустройству;

2.6.    Сформированность информационно­образовательной среды инклюзивого образования.

Критерии достижения результативности комплекса мер Межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. 23 мая 2016 г. № 3467п-П8.

1.  Наличие в вузе студентов с инвалидностью.

2.  Процент студентов с инвалидностью, успешно завершивших обучение.

3.  Процент трудоустроенных выпускников с инвалидностью.

4.  Процент студентов с инвалидностью, готовых продолжать обучение.

5.  Наличие адаптированных программ практики.

В ходе изучения опыта вузов в области ин­клюзивного образования были получены следующие результаты.

1.     Лидирующие позиции по выделенным выше критериям и показателям занимают следующие вузы:

ФГБОУ ВО Владимирский государственный университет имени Столетовых;

ФГБОУ ВО Вятский государственный университет;

ФГАОУ ВО Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, Гуманитарно-педагогическая академия (г. Ялта);

ФГБОИ ВО Московский государственный гуманитарно-экономический университет;

ФГАОУ ВО Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского;

ФГБОУ ВО Новосибирский государственный технический университет;

ФГБОУ ВО Российский государственный педагогический университет имени А.И. Гер­цена;

ФГАОУ ВО Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва;

ФГБОУ ВО Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского;

ФГАОУ ВО Северо-Кавказский федеральный университет;

ФГАОУ ВО Сибирский федеральный университет;

ФГАОУ ВО Тюменский государственный университет;

НОУ ВПО Университет управления ТИСБИ

ФГБОУ ВО Челябинский государственный университет;

ФГБОУ ВО Череповецкий государственный университет;

ФГАОУ ВО Южный федеральный университет;

ФГБОУ ВО Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского.

2. Обучение лиц с инвалидностью в анализируемых вузах предусмотрено как в общих, так и в отдельных группах, в том числе и по индивидуальным образовательным маршрутам.

3. Университеты располагают необходимой материально-технической базой, в том числе специальным оборудованием для обучения студентов различных нозологических групп (звукоусиливающей аппаратурой, мультимедийными средствами, специализированной компьютерной техникой для дистанционного обучения).

4. В вузах-лидерах разработаны дорожные карты по созданию доступной среды и включению лиц с инвалидностью в образовательный процесс, составленные в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 г. «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставления услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

5. Разработаны и приняты локальные нормативные документы по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью в вузе.

6. Разработаны и реализуются программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью.

7. Разработаны программы социально-­психологического сопровождения студентов с инвалидностью и их ближайшего социального окружения, которые включают:

-  описание содержания (технологий) и условий организации сопровождения студентов с инвалидностью в процессе получения образования и их родителей (законных представителей), включая рекомендации и методики по организации социально-психологической помощи, внеучебной деятельности, медико­социальной реабилитации, психосоциальной адаптации;

-  внедрение ассистивных технологий в образовательный процесс;

- использование ассистивных методик психолого-педагогической поддержки группового и индивидуального уровня с доминированием принципа «равный - равному».

8. На протяжении всего срока обучения вузами осуществляется социальное сопровождение студентов с инвалидностью: налажена система специализированного учета обучающихся; помимо академической стипендии выплачивается социальная стипендия, а при необходимости оказывается материальная помощь из средств государственной субсидии и внебюджетных средств; обеспечивается первоочередное предоставление мест в студенческих общежитиях; организуются консультации по вопросам предоставления услуг и трудоустройства. В рамках оздоровительного сопровождения студентов с инвалидностью предоставляются бесплатные путевки для отдыха в период летних каникул на базах отдыха университетов и профилакториев.

9.  Разработанные вузами программы по содействию трудоустройству и постдипломно­му сопровождению обучающихся с инвалидностью включают в себя:

- описание содержания (технологий) и условий организации процесса содействия трудоустройству и постдипломному сопровождению, включая: методы вовлечения потенциальных работодателей в процесс обучения, организацию стажировок студентов, мероприятий, направленных на формирование устойчивых партнерских отношений между организациями высшего образования и работодателями.

- пролонгированное кураторство вузами выпускников с инвалидностью в течение 5 лет после их трудоустройства с предоставлением, при необходимости, консультативной поддержки, помощи в поиске нового работодателя, посреднических услуг при решении трудовых споров и др.

10. Образовательные организации высшего образования при обучении студентов с инвалидностью осуществляют партнерское взаимодействие с различными государственными органами и общественными организациями. Среди партнеров университетов - работодатели, образовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы, организации дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждения социальной защиты населения, реабилитационные центры и др. Вовлеченность и поддержка обеспечиваются специальными письмами и договорами, заключенными с вузами-партнерами и иными заинтересованными организациями.

11. Разработаны и успешно реализуются программы профессиональной переподготовки «Тьютор инклюзивного образования» (для ППС вузов), «Менеджмент гетерогенных групп и организаций» (для представителей общественных организаций инвалидов), повышения квалификации «Психолого-педаго- гические основы обучения и развития лиц с ОВЗ» и др.; разрабатываются модульные тематические кластеры по проблемам педагогики разнообразия, проводятся прикладные исследования в данной области; осуществляется формирование сообщества социальных партнеров по развитию инклюзивной региональной образовательной среды. Педагогическому сообществу также предлагаются программы получения дополнительной квалификации и профессиональной переподготовки в области специального (дефектологического) образования («Логопедия», «Сурдопедагогика», «Тифлоопедагогика») и ин­клюзивного образования («Специальная психология», «Теория и практика инклюзивно­го образования»), а также курсы повышения квалификации (более 50-ти различных программ).

Рассмотрим особенности организации процесса обучения и сопровождения студентов с инвалидностью в системе высшего ин­клюзивного образования в Индианском Институте по вопросам инвалидности и работы в местном сообществе (г. Блумингтон, Индиана, США) и в Центре по повышению доступности образовательного процесса для людей с инвалидностью в университете Манитобы (г. Виннипег, Канада). В первую очередь необходимо отметить предоставление следующей помощи студентам во время обучения.

1. Академическое сопровождение. Студент может обратиться к академическому консультанту за оказанием услуг академического сопровождения. Студенту оказывают помощь во время занятий, при возникновении проблем в общении со студентам или профессорско-преподавательским составом. Предусмотрена возможность обеспечения студентов краткой аннотацией планируемых лекций. Осуществляется аудиозапись лекций для студентов с проблемами концентрации внимания, памяти, воспроизведения информации, испытывающих трудности при составлении письменного конспекта лекций. Студентам с нарушением слуха предоставляют доступ к видеозаписи лекций с текстовыми заметками или бегущей строкой. Кроме того, студентам оказывается помощь при записи лекций, приготовлении презентаций, составлении индивидуального портфолио. Помощь в подготовке конспектов лекций возможна тремя способами: запись аудио и ви­деолекций; предоставление студенту помощников или волонтеров при записи лекций.

Студенту могут предоставляться помощь при пропуске занятий по уважительным причинам, дополнительное время для выполнения задания (иногда до 100%), а также отсрочка от экзамена, если необходимость в этом подтверждена официальной медицинской документацией.

2. Доступность информации в удобном формате в зависимости от нозологии. Обеспечивается для большинства студентов с инвалидностью, имеющих нарушение зрения, слуха, ментальные расстройства, выраженные мобильные нарушения. Все библиотеки университета обязаны предоставлять требуемую информацию как в печатном, так и в альтернативном виде (система Брайля, аудиозапись, видеоинформация).

3. Обеспечение студентов с инвалидностью по зрению переводчиками американского и английского жестового языков. Преподаватель обязан за несколько дней до планируемого занятия передать учебный материал переводчикам, которые создают грамотный эквивалент написанного материала в жесто­вом виде.

4. Адаптивные/ассистивные технологии, которые обеспечивают доступ к информации лицам с нарушением зрения, специфическими проблемами в обучении или физической инвалидностью.

5. Использование технических средств, возможностей средств современных информационно-коммуникационных технологий для того, чтобы увеличить текст, представить его в формате Брайля, обеспечить подсветку текста; компенсировать существующие мышечные нарушения и достичь концентрации внимания на содержании информации, а не на форме ее представления. Предоставление персональных слуховых аппаратов и оборудование кабинетов соответствующей техникой, усиливающей звук.

6. Создание безбарьерной среды. Обеспечивается возможность регулирования размера мебели в аудитории (столы, стулья, подставки для ног и т. д.).

Индианский Институт по вопросам инвалидности и работы в местном сообществе (США) содействует адаптации образовательных программ, разработке и внедрению дополнительных факультативов для студентов с инвалидностью. Помимо этого, в вузе начинают работу с лицами с инвалидностью буквально с начальной школы и активно помогают затем не только в обучении в вузе, но и в трудоустройстве после его окончания. Одновременно проводится активная работа по поддержанию атмосферы толерантности в студенческой среде, в местном сообществе. Оказываются юридическая, психологическая помощь и поддержка [7].

В канадском Центре по повышению доступности образовательного процесса особое внимание уделяется адаптации учебно­методического обеспечения и социализации студентов с инвалидностью. Студентам помогают: консультанты по вопросам доступности, ассистент по проведению экзаменов, тестов, защитник прав студентов, ассистенты по вопросам доступности и использования технических средств, группа волонтеров и сверстников и другие сотрудники [8].

Изучение опыта вузов по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью позволило выработать ряд общих рекомендаций по повышению доступности высшего образования, созданию специальных условий в обучении и сопровождении. Эти рекомендации имеют прямое отношение к дальнейшему развитию высшего инклюзивного образования.

Важнейшие из них:

1. Дальнейшее развитие инклюзивного высшего образования должно обеспечивать более полное вовлечение каждого человека с инвалидностью в процесс социального взаимодействия в целях повышения его ответственности и заинтересованности в решении большого спектра вопросов, связанных с их дальнейшей жизнедеятельностью.

2. Развитие единой информационно-образовательной среды за счет создания базы распределенных информационных, образовательных, научных, методических ресурсов для обеспечения равного доступа к актуальной информации студентов с инвалидностью.

3. Расширение существующей практики привлечения общественных организаций к реализации инклюзивного высшего образования должно опираться на их потенциал в решении вопросов трудоустройства выпускников с инвалидностью. Такая практика будет способствовать не только оптимальному трудоустройству лиц с инвалидностью, но и нормальному процессу социального взаимодействия всех заинтересованных организаций в решении общих социальных проблем.

4.  Передача успешного опыта ряда вузов в области инклюзивного образования другим образовательным организациям, которые не имеют необходимых ресурсов (кадровых и технических) по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью, в форме предоставления консалтинговых услуг.

5. Необходимо максимальное форсирование начавшегося процесса формирования на базе образовательных организаций высшего образования региональных ресурсных учебно-методических центров (РУМЦ) с целью комплексного сопровождения всех субъектов, вовлеченных в инклюзивное профессиональное образование.

6.  Деятельность РУМЦ, созданных на базе вузов, направлена не только на организацию инклюзивного образования внутри вуза, но и на трансляцию своего передового опыта вузам, начинающим развивать инклюзивное обучение.

7. Распространение практики создания на базе РУМЦ центров коллективного пользования. В данных центрах необходимо сосредоточить современное оборудование и высококвалифицированные кадры, обеспечивающие как обучение студентов с инвалидностью в университете, так и возможность использования данного оборудования вузами-партнерами.

8. Из ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, созданных на базе образовательных организаций


[1] Мельник Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, начальник отдела экспертно-аналитического сопровождения РУМЦ, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия. E-mail: melnik_stav@mail.ru

[2]Панюкова Светлана Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, директор РУМЦ, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия. E- mail: s.panyukova@mail.ru

[3]Саитгалиева Гузель Газимовна, кандидат социологических наук, доцент, директор центра по учебно-методическому сопровождению деятельности региональных ресурсных центров по обучению инвалидов,ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия. E- mail:ggg2910@mail.ru

[4] Серебрянникова Ольга Анатольевна, заместитель директора по развитию института социальных технологий и реабилитации ФГБОУ ВО НГТУ, Новосибирск, Россия. E-mail:olga.serebryannikova@gmail.com

[5] Melnik Yulia Vladimirovna, PhD in Pedagogics, Head of the Department of Expertise and Analytics, Moscow

State University of Psychology & Education, Moscow, Russia. E-mail: melnik_stav@mail.ru

[6] Panyukova Svetlana Valerievna, PhD in Pedagogics, Professor, Head of the Resource and Training Center,

Moscow State University of Psychology & Education, Moscow, Russia. E-mail: s.panyukova@mail.ru

[7] Saitgalieva Guzel Gazimovna, PhD in Sociology, Associate Professor, Director of the Academic Center for

Support of Regional Resource and Training Centers for the Disabled, Moscow State University of Psychology

& Education, Moscow, Russia. E-mail: ggg2910@mail.ru

[8] Serebryannikova Olga Anatolyevna, Deputy Development Director,Institute of Social Technologies and Rehabilitation, Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russia, E-mail: olga.serebryannikova@ gmail.com

Литература

  1. Волосникова Л.М., Чимаров В.М., Малярчук Н.Н. К вопросу о теории и практике инклюзивного образования // Валеология. 2015.№ 1. С. 37–41.
  2. Кантор В.З. Социально-реабилитационное сопровождение интегрированного вузовского образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: научно-практические основы // Обучение лиц со специальными потребностями. Т. 7 / Под ред. С.С. Лебедевой, Г.Г. Иванова. СПб.: Политехника- сервис, 2013. С. 114–124.
  3. Осьмук Л.А., Птушкин Г.С. Инклюзивное профессиональное образование в современных условиях России // Организация иклюзивного образования в России и Германии. Обмен опытом: сб.   трудов    научно-практической    конференции с  международным  участием  /   Под   общ.   ред. И. В. Ждановой. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016. С.172–178.
  4. Рубцов В.В. О межведомственном взаимодейст- вии в реализации социальной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения// Психологическая наука и образование, 2016. № 1. Т. 21. С. 87–93.
  5. Саитгалиева Г.Г. Организационные условия инклюзивного профессионального образования студентов с инвалидностью // Almamater (Вестник высшей школы). М., 2016. № 8. С. 45–48.
  6. Система регионального специального образования / О. А. Денисова [и др.]. Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ; Вологда: ГОУ ДПО ВИ-РО, 2008. 270 с.
  7. Mank D. Annual report on research, education, service 2014–2015. Bloomington. Indiana University, Indiana Institute on Disability and Community. 34 p.
  8. Student accessibility services for faculty and staff: working together for accessible education. Manitoba, Canada: University of Manitoba, Student Accessibility Services Centre. 2014. 52 p.

Информация об авторах

Мельник Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Научно-методический центр Института проблем инклюзивного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5851-3226, e-mail: melnik_stav@mail.ru

Панюкова Светлана Владимировна, доктор педагогических наук, профессор,, заместитель директор РУМЦ, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: s.panyukova@mail.ru

Саитгалиева Гузель Газимовна, кандидат социологических наук, доцент, директор центра по учебно-методическому сопровождению деятельности региональных ресурсных центров по обучению инвалидов, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0216-4167, e-mail: ggg2910@mail.ru

Серебрянникова Ольга Анатольевна, советник первого проректора, ФГБОУ ВО НГТУ, Россия, e-mail: olga.serebryannikova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2559
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 18

Скачиваний

Всего: 1285
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2