Отечественный и зарубежный опыт вузов по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью

1280

Аннотация

В статье анализируется практическая деятельность вузов США, Канады и Российской Федерации в области высшего образования студентов с инвалидностью, проведена комплексная оценка его состояния. Авторами изучены современные эффективные практики обучения и сопровождения этой категории студентов. В ходе анализа была проведена оценка деятельности вузов по результатам мониторингов, проведенных в 2015–2016 гг., на наличие в вузах специальных условий для получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Были учтены результаты мониторинговых выездов экспертов, а также использованы критерии оценки хода реализации работы по развитию инклю- зивного образования в каждом вузе и результативности комплекса мер, предусматривающих обеспечение доступности высшего образования для студентов с инвалидностью. Обоснована необходимость создания новых и развития уже существующих ресурсных учебно-методических центров в регионах России. Рассмотрены вопросы использования единой базы распределенных информационных, образовательных, научных, методических ресурсов для обеспечения равного доступа к образованию и эффективного обучения студентов с инвалидностью.

Общая информация

Ключевые слова: высшее инклюзивное образование, студенты с инвалидностью, сопровождение обучения студентов с инвалидностью в вузе, ресурсные учебно-методические центры, сетевое взаимодействие вузов

Рубрика издания: Инклюзивное образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220111

Для цитаты: Мельник Ю.В., Панюкова С.В., Саитгалиева Г.Г., Серебрянникова О.А. Отечественный и зарубежный опыт вузов по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 1. С. 88–97. DOI: 10.17759/pse.2017220111

Фрагмент статьи

Актуальность проблемы развития инклюзивного образования определяется тем, что приоритетной задачей социальной политики государства становится удовлетворение образовательных потребностей лиц с инвалидностью. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС 3+ во всех без исключения программах высшего образования должны быть созданы специальные условия для обучения студентов с инвалидностью, учитывающие особенности их здоровья.

Литература

  1. Волосникова Л.М., Чимаров В.М., Малярчук Н.Н. К вопросу о теории и практике инклюзивного образования // Валеология. 2015.№ 1. С. 37–41.
  2. Кантор В.З. Социально-реабилитационное сопровождение интегрированного вузовского образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: научно-практические основы // Обучение лиц со специальными потребностями. Т. 7 / Под ред. С.С. Лебедевой, Г.Г. Иванова. СПб.: Политехника- сервис, 2013. С. 114–124.
  3. Осьмук Л.А., Птушкин Г.С. Инклюзивное профессиональное образование в современных условиях России // Организация иклюзивного образования в России и Германии. Обмен опытом: сб.   трудов    научно-практической    конференции с  международным  участием  /   Под   общ.   ред. И. В. Ждановой. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016. С.172–178.
  4. Рубцов В.В. О межведомственном взаимодейст- вии в реализации социальной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения// Психологическая наука и образование, 2016. № 1. Т. 21. С. 87–93.
  5. Саитгалиева Г.Г. Организационные условия инклюзивного профессионального образования студентов с инвалидностью // Almamater (Вестник высшей школы). М., 2016. № 8. С. 45–48.
  6. Система регионального специального образования / О. А. Денисова [и др.]. Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ; Вологда: ГОУ ДПО ВИ-РО, 2008. 270 с.
  7. Mank D. Annual report on research, education, service 2014–2015. Bloomington. Indiana University, Indiana Institute on Disability and Community. 34 p.
  8. Student accessibility services for faculty and staff: working together for accessible education. Manitoba, Canada: University of Manitoba, Student Accessibility Services Centre. 2014. 52 p.

Информация об авторах

Мельник Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Научно-методический центр Института проблем инклюзивного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5851-3226, e-mail: melnik_stav@mail.ru

Панюкова Светлана Владимировна, доктор педагогических наук, профессор,, заместитель директор РУМЦ, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: s.panyukova@mail.ru

Саитгалиева Гузель Газимовна, кандидат социологических наук, доцент, директор центра по учебно-методическому сопровождению деятельности региональных ресурсных центров по обучению инвалидов, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0216-4167, e-mail: ggg2910@mail.ru

Серебрянникова Ольга Анатольевна, советник первого проректора, ФГБОУ ВО НГТУ, Россия, e-mail: olga.serebryannikova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2531
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1280
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2