Роль психологической культуры учителя в поддержке реализации стандартов общего образования

727

Аннотация

Статья посвящена роли психологической культуры учителя в поддержке реализации ФГОС основного общего образования.Авторы выделяют задачу формирования личностных образовательных результатов учащихся как требующую наиболее высокого уровня психологической культуры.При помощи анкеты, направленной на исследование потребностей учителей в повышении психологической компетентности, обследовано 69 педагогов, на основе полученных данных выделены приоритетные направления повышения психологической культуры учителей.Проанализирована связь профессионально важных качеств педагогов (коммуникативных и организаторских склонностей) и их представлений о возможности формирования личностных образовательных результатов учащихся.Показаны возможности формирования психологической культуры педагогов как системы средств, открывающих возможности выполнять требования современных образовательных стандартов, в том числе решать задачи формирования личностных образовательных результатов школьников.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая культура, учитель, профессиональный стандарт, профессионально важные качества, профессиональная компетентность

Рубрика издания: Педагогическое образование

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220407

Для цитаты: Дубровина И.В., Лубовский Д.В. Роль психологической культуры учителя в поддержке реализации стандартов общего образования // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. С. 49–57. DOI: 10.17759/pse.2017220407

Полный текст

 

Изменения в системе современного школьного образования, связанные, прежде всего, с  введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и принятием нового профессионального стандарта педагога предъявляют к учителю сложные требования, важнейшей частью которых являются требования к его психологической культуре . Для поддержки реализации стандартов общего образования крайне необходима помощь учителям в достижении высокого уровня психологической культуры, который позволит им уверенно решать вставшие перед ними профессиональные задачи .

Профессиональная подготовка современного педагога, обладающего высоким уровнем психологической культуры, должна опираться на обоснованное определение данного понятия Необходимо отметить многообразие трактовок понятия психологической культуры учителя . Так, А. Б . Орлов отмечает, что «Подлинная психологическая культура учителя предполагает культуру его убеждений, переживаний, представлений и влияний, проявляющуюся в отношении и к самому себе (прежде всего!), и к учащимся . Такая культура является результатом постепенного преодоления и изживания невротических (т е неаутентичных, иллюзорных) компонентов собственного внутреннего мира в разного рода психотерапевтических по своей сути практиках» [5, с . 146] . Несомненно, высокая степень овладения своим внутренним миром, личностный рост учителя выступают основой его психологического благополучия и становятся базисом формирования психологической культуры Рефлексивность учителя играет решающую роль в овладении им своим внутренним миром Высокий уровень рефлексии достижим в том случае, если у человека развиты потребности в познании и самопознании В свою очередь, развить у школьников рефлексию учебной деятельности, как того требуют современные стандарты общего образования, может только тот взрослый, у которого рефлексия и своего профессионального труда, и личностная достаточно развиты Помочь ребенку или подростку найти для себя смысл учения может учитель, для которого одной из важнейших духовных потребностей стал поиск смысла. Ядро психологической культуры личности составляет комплекс эмоциональных переживаний, основанных на осознании человеком безусловной нравственной ответственности перед людьми, перед обществом и перед самим собой за свои отношения, действия, поступки, которую называют совестью Основанные на осознании нравственной ответственности потребности в познании, самопознании, рефлексии и поиске смысла становятся важнейшим образовательным результатом подготовки учителя для новой школы и базисом психологической культуры учителя . Следует отметить также [2], что проявлениями психологической культуры человека выступают не только глубокая потребность в психологических знаниях, но и умение использовать их с гуманистических позиций, в контексте общечеловеческих ценностей

Многие авторы (Н . В . Кузьмина, И . Ю . Кула­гина и Л . М . Фридман, А. К . Маркова, Л . М . Ми­тина и др ) подчеркивают значение психологической культуры учителя для эффективности его профессиональной деятельности Исследователи предлагают структурные модели психологической культуры учителя Так, Н Ю Певзнер включает в ее структуру регулятивный, аксиологический, коммуникативный, рефлексивный и когнитивный компоненты В ее исследовании [6] получены данные о том, что у высокоэффективных педагогов значимо выше уровень развития указанных компонентов психологической культуры Нельзя не отметить, что ядром этой системы выступает аксиологический компонент как система ценностей, в которой на первый план выходит ценность личности другого человека Таким образом, анализ исследований психологической культуры показывает, что данное понятие очень емкое и многоаспектное Очевидно, что оно подразумевает, прежде всего, глубокое знание психологии Психологическая грамотность невозможна без изучения первоисточников психологической науки Чтение научной литературы, в которой отразились глубокие размышления, серьезные эксперименты, тонкие наблюдения, гениальные догадки ученых, необходимо для развития психологического научного мышления, без которого затруднительно понимание себя и овладение своим внутренним миром Нами было отмечено, что психологическая культура личности практического психолога включает целый ряд компонентов:

• понимание значения общей культуры для развития собственной личности и индивидуальности, а также и людей самого разного возраста, с которыми приходится работать;

•           системное видение психолого-педагоги- ческой действительности в образовательном учреждении;

•           способность самостоятельно мыслить, в том числе и нестандартно (не случайно Ф. М . Достоевский считал, что свои идеи - признак личности, отсутствие их — признак безличности, так как эти люди попадают в плен чужих идей);

•           профессиональную и личностную готовность к самостоятельной деятельности;

•           умение реализовать психологические знания в своем поведении, отношениях, профессиональной деятельности;

•           умение понять существенные особенности и свои, и другого человека, определить истинный смысл своих и чужих поступков, настроений;

•           способность правильно реагировать на возможные противоречия, расхождения в оценках и представлениях, возникающих у людей;

•           не только умение, но и потребность не унизить достоинства любого человека (ребенка, взрослого);

•           умение найти человеческое в каждом человеке (Ф . М . Достоевский был уверен, что сложен всякий человек и глубок, как море; человек — это тайна, простых людей нет, утверждал он, простыми они только кажутся; внешняя простота скрывает внутреннюю сложность);

•           широту кругозора, диапазон жизненных интересов, видение профессиональной и личностной перспективы;

•           понимание того, что любая система образования эффективна лишь в той мере, в какой ей удается пробудить в человеке интерес к самопознанию и самоопределению, социальную ответственность, уважительное отношение к людям, способность вступать с ними в позитивные межличностные взаимодействия [2, с . 6-7] .

Правомерно утверждать, что эти же компоненты психологической культуры необходимы и учителю для поддержания психологического здоровья и достижения высокого уровня психологической компетентности при решении профессиональных задач Психологическое здоровье относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы здоровья, который связан с нравственным развитием человека, что составляет основу психологической культуры его личности [2, с . 13] .

Повышение психологической культуры педагогов и ее формирование в ходе обучения в вузе должно опираться на данные о потребностях учителей в повышении их психологической компетентности, как в условиях образовательной организации, где они работают, так и на курсах повышения квалификации или профессиональной переподготовки Для исследования потребностей учителей в повышении психологической компетентности нами было проведено анкетирование в одном из учебных комплексов г . Москвы . Гипотеза нашего исследования заключалась в том, что среди потребностей учителей в повышении их психологической компетентности на первый план выходят проблемы межличностных отношений в контексте образования и трудности овладения своим эмоциональным состоянием и, более широко, своим внутренним миром .

В исследовании приняли участие 69 педагогов в возрасте от 25 до 62 лет с общим стажем работы от 3 лет до 41 года . Вопросы анкеты охватывали основные виды трудностей в работе, требующих от учителей высокого уровня психологической культуры . Чтобы не снизить заинтересованность учителей в анкетировании и не вызвать отрицательное отношение к исследованию, в инструкции не упоминалась психологическая культура и требовалось указать, по каким вопросам педагоги хотели бы повысить свою компетентность во взаимодействии со школьным психологом, а по каким - в условиях профессиональной переподготовки или повышения квалификации (см табл )

Исследование выявило потребности учителей в повышении психологической культуры в условиях своей образовательной организации и в условиях профессиональной переподготовки и повышения квалификации Анализ наиболее выраженных потребностей в повышении компетентности позволяет выделить приоритетные темы для подготовки педагогов-психологов и для проектирования программ повышения квалификации и переподготовки . Среди вопросов, по которым учителя предпочли бы консультироваться с психологами своей образовательной организации, практически все относятся к сфере коммуникативной компетентности (адаптация школьника к новой образовательной ситуации, улучшение взаимоотношений между учащимися в классе, средства разрешения и пути профилактики конфликтов, стеснительность, робость, другие проявления тревожности у детей, неумение детей «держать дистанцию» в отношении учителя) . Один из вопросов касался в большей степени коммуникативной компетентности педагога (игнорирование школьниками требований учителя) В свою очередь, на занятиях по переподготовке учителя хотели бы повысить свою психологическую компетентность относительно средств формирования личностных образовательных результатов, способов повышения интереса к своему учебному предмету и улучшения взаимоотношений между учащимися в классе Особо стоит выделить потребность в овладении средствами противодействия эмоциональному выгоранию (вопрос 11) . Очевидно, что запросы учителей по отношению к педагогам-психологам образовательной организации в основном касаются коммуникативной компетентности школьников и самих педагогов . Чтобы удовлетворять такие запросы, от педагога-психолога требуется, прежде всего, точное и полное знание о взаимоотношениях школьников в классах и их общении с учителями . Ему необходимо также свободное владение средствами улучшения взаимоотношений в группах и техниками развития коммуникативных компетен­ций учащихся и учителей .
 
От переподготовки и повышения квалификации учитель ожидает, прежде всего, повышения своей компетентности как организатора учебного процесса и, судя по ответам на вопрос 11, развития способов понимания себя и овладения своим внутренним миром, своей эмоциональной сферой . Таким образом, ожидания учителей по отношению к педагогам-психологам образовательных организаций касаются взаимоотношений в группах и повышения коммуникативной компетентности . В свою очередь, приоритетными направлениями повышения психологической культуры на переподготовке и повышении квалификации становятся развитие компетентности в организации современного учебного процесса и развитие средств совладания с профессиональным стрессом и овладения своим внутренним миром Только на основе повышения психологической культуры в этих направлениях педагоги могут чувствовать себя способными решать важнейший круг задач формирования личностных образовательных результатов учащихся

Итак, приоритетные направления повышения психологической культуры, которые позволило выделить анкетирование, относятся к коммуникативной и организаторской компетентности учителя Основой для этих видов психологической компетентности выступают коммуникативные и организаторские склонности педагогов . Для изучения представлений педагогов о возможности формирования личностных образовательных результатов в связи с их коммуникативными и организаторскими склонностями в одной из московских гимназий было проведено исследование, в котором приняли участие 72 учителя в возрасте от 23 до 56 лет, имеющие педагогический стаж от 1 года до 32 лет Вопросы анкеты были составлены так, чтобы в них упоминалась большая часть личностных результатов образования Анкета и данные исследования, проведенного С . Г . Плесневичем под руководством Д . В . Лу- бовского, были опубликованы [3], поэтому ограничимся напоминанием только тех результатов, которые наиболее важны в контексте психологической культуры учителя

Исследование показало, что для большинства педагогов задачи формирования личностных образовательных результатов учащихся представляются решаемыми, хотя среди участников исследования всего 48% убеждены в том, что профессиональная компетенция среднестатистического учителя для этого достаточна (вопрос 2) . Правда, на вопрос о том, готов ли сам респондент как профессионал и как личность реализовывать ФГОС, положительных ответов было несколько больше (52,8%) . Результаты также показывают, что бол ьшая часть учителей (62,5%) считают свою профессиональную компетентность достаточной для того, чтобы формировать у школьников мотивацию к обучению и познанию, которая неотъемлема от развитой учебной деятельности . Несколько меньше педагогов (56,9%) считают себя достаточно компетентными для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию, ценностно-смысловых установок, отражающих индивидуально-личностные позиции, социальных компетенций и основ гражданской идентичности

Многие учителя затруднялись ответить на вопросы о препятствиях для формирования личностных образовательных результатов Среди их ответов больше трети (36%) бессодержательно уклончивых («трудно сказать», «сразу много факторов») или таких, где препятствия не названы («не знаю», прочерк) . 25% участников исследования связывают препятствия с неподготовленностью учителей и их непрофессионализмом . В целом, данные исследования показали, что достаточно большая часть учителей испытывают потребность в повышении психологической компетентности, необходимой для успешной реализации требований ФГОС .

Существенно, что в исследовании была выявлена связь коммуникативных и организаторских склонностей учителей и их готовности к реализации ФГОС в части личностных образовательных результатов . Исследование показало, что коммуникативные и организаторские склонности связаны между собой (р=0,331, р=0,005), но гораздо больше выражена связь готовности и коммуникативных склонностей (р=0,425, р=0,000), еще больше выражена связь готовности и организаторских склонностей (р=0,462, р=0,000) . Полученные данные показывают, что профессионально важные качества, основой для которых выступает психологическая культура учителя, являются опорой для готовности педагогов к формированию личностных образовательных результатов Связь коммуникативных и организаторских склонностей учителей и психологической культуры достаточно очевидна, поскольку препятствием для общения с обучающимися и для организаторской деятельности учителя могут стать неумение общаться, неразвитость ценностного отношения к личности другого человека и другие проявления недостаточной психологической культуры, которые ведут к неразвитости профессионально важных качеств

Проведенное исследование показало связь только двух профессионально важных качеств учителей с их представлениями о возможностях формирования личностных образовательных результатов . Тем не менее, полученные данные позволяют сделать важные выводы относительно формирования психологической культуры педагогов, как во взаимодействии с педагогами-психологами образовательных организаций, так и в ходе повышения квалификации и переподготовки Теоретической основой для формирования психологической культуры учителя могут стать положения культурно-исторической теории, созданной Л . С . Выготским, прежде всего, представление о развитии как процессе «врастания в культуру», что верно не только по отношению к детству, но и применительно к развитию взрослого человека . «Врастание» в психологическую культуру в ходе обучения или повышения квалификации педагогов должно стать ситуацией развития личности педагогов

Не менее важно учитывать в процессе формирования психологической культуры учителя сформулированный Л С Выготским генетический закон культурного развития, согласно которому « всякая функция появляется на сцену дважды ... сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрап- сихическая» [1, с . 145] . Данный принцип не только глубоко современен и непосредственно указывает путь формирования психологической культуры учителя, но и задает высокие требования к педагогам-психологам и к преподавателям, содействующим «врастанию в культуру» нынешних или будущих педагогов От самого преподавателя требуется высокий уровень психологической культуры для того, чтобы олицетворять культурную норму, и для того, чтобы уметь выстроить такую ситуацию взаимодействия с обучающимися, которая действительно станет для них ситуацией развития в полном смысле

В последние годы особенно большое значение придается деятельностному подходу в профессиональной подготовке педагогов [4; 7] . Мы отмечали, что для повышения психологической культуры личности, необходимо изучение литературных первоисточников, но не менее необходимо широкое применение активных и интерактивных методов обучения, проектных заданий, тренингов развития профессионально важных качеств и тренингов личностного роста . Эта совокупность средств может помочь учителю не только повысить уровень психологической культуры, но и получить опыт личностного становления, в котором развивается и способность к овладению своим внутренним миром, и нравственная ответственность по отношению к другим людям .

 

Литература

  1. Выготский Л.С. Собр.соч.: в 6 т.Т.3.Проблемы развития психики.М.: Педагогика, 1983.368 с.
  2. Дубровина И.В.Психологическое благополучие школьников в системе современного образования: учебю пособие.СПб., Нестор-История, 2016.180 с.
  3. Лубовский Д.В., Плесневич С.Г. Формирование личностных образовательных результатов школьников в представлениях педагогов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru.2017.№ 1.С.66–74.doi:10.17759/psyedu.2017090107 (дата обращения: 10.09.2017).
  4. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ / Психологическая наука и образование.2014.Т.19.№ 3.C.41–57.
  5. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: учеб.пособие для студ.психол.фак.вузов.М.: Издательский центр «Академия», 2002.272 с.
  6. Певзнер Н.Ю. Психологическая культура педагога и эффективность профессиональной деятельности: автореф.дисс.канд.психол.наук.Казань, 2007.24 с.
  7. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О деятельностном содержании психолого- педагогической подготовки современного учителя для новой школы // Культурно-историческая психология.2010.№ 4.С.62–68.

Информация об авторах

Дубровина Ирина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, кафедра «Педагогическая психология» имени профессора В.А. Гуружапова, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), главный научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИ РАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2484-6073, e-mail: dubrovinaiv@mgppu.ru

Лубовский Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7392-4667, e-mail: lubovsky@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2016
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 727
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3