Социально-психологические факторы педагогики партнерства общества и полиции

513

Аннотация

Приводятся cоциально-психологические факторы педагогического партнерства общества и полиции, выявленные на основе исследования социально-психологической готовности (способности) вступить в эти взаимосвязи, с одновременным вскрытием барьеров, препятствующих осуществлению партнерских отношений со стороны полиции.Исследование проводилось в 2016 г.на базе Академии управления МВД России.В опросе приняли участие руководители органов внутренних дел (N 143).Анализ результатов исследования позволил выделить пять типов сотрудников с различным уровнем коммуникативной компетентности и готовности осуществлять педагогическое партнерство с гражданами.Подчеркивается, что специфика изучаемого явления заключается в том, что, помимо собственно социально-психологических факторов педагогического партнерства общества и полиции, объективно существуют также и правовые, криминогенные и криминальные психологические факторы, относящиеся к компетенции органов системы МВД Российской Федерации и влияющие на качество данного партнерства.

Общая информация

Ключевые слова: педагогическое партнерство, полиция, общество, компетенции, барьеры , коммуникативная компетентность, социально-психологические факторы

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2017220413

Для цитаты: Столяренко А.М., Сердюк Н.В., Филимонов О.В. Социально-психологические факторы педагогики партнерства общества и полиции // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. С. 93–100. DOI: 10.17759/pse.2017220413

Полный текст

 

Последнее время коммуникации между полицией и гражданским обществом (его институтами) стало уделяться пристальное внимание . Причиной этого явилось понимание того, что без скоординированных усилий указанных субъектов взаимодействия эффективно решать проблемы обеспечения общественного порядка и социальной безопасности затруднительно . Специальные субъекты борьбы с преступлениями и другими правонарушениями (правоохранительные органы) достигли предела качественного повышения своих возможностей . На современном этапе укрепилось ясное понимание, что и на количественное увеличение органов внутренних дел Российской Федерации нельзя рассчитывать . Поэтому актуальной становиться проблема поиска других ресурсов правоохранительной деятельности, не находящихся в сфере государственной службы И взгляд естественным образом обращается на гражданское общество как среду, где могут зародиться, сформироваться и стать дееспособными структуры - потенциальные партнеры (от франц. le partenaire - компаньон, соучастник, актор, участник совместной деятельности [9, с. 485]) полиции в правоохранительной деятельности Развитие диалога и взаимопонимания между населением и полицией является необходимым условием общественной поддержки . Без диалога с общественностью полиция будет навязывать свои услуги, а не служить с вниманием нуждам общества

Правоохранительное партнерство (партнерство в правоохранительной сфере) представляет собой специфическую форму взаимодействия, социально-психологический феномен, проявляющийся через интеракцию, в результате которой достигается целостное сосуществование и согласованность ранее разрозненных частей и элементов внутри системы . Производными данного понятия являются «социальный договор», «социальное взаимодействие» и пр. Как отметил Президент России В . В . Путин в Послании Федеральному собранию Российской Федерации еще в декабре 2014 г . , главное сейчас - это «... дать гражданам возможность раскрыть себя Свобода для развития в . гражданских инициативах - это лучший ответ как на внешние ограничения, так и на наши внутренние проблемы И чем активнее граждане участвуют в обустройстве своей жизни, чем более они самостоятельны . тем выше потенциал России». И далее: «Все мы хотим одного - блага России И отношения . должны строиться на философии общего дела, на партнерстве и равноправном диалоге» [11] .

Но в настоящий момент институты гражданского общества, к сожалению, следует признать, малоразвиты С одной стороны, их развитие идет в основном в сфере политических взаимоотношений и формирует представление о потенциально неснижаемом антагонизме с государством С другой стороны, готовность не только удовлетворять свои социальные потребности (например, такую, как безопасность), но и брать на себя ответственность за участие в их удовлетворении низкая . Люди в большинстве своем не готовы объединяться или активно действовать в рамках существующих структур для качественного изменения своей жизни В связи с этим, по нашему мнению, инициативу налаживания, организации и дальнейшей институ­ционализации партнерских отношений должны взять на себя органы внутренних дел (полиция) как структура, функционально отвечающая за реализацию правоохранительной функции государства

В Федеральном законе «О полиции» одним из принципов правоохранительной деятельности государства определены такие, как поддержка граждан, общественное доверие, взаимодействие и сотрудничество В их развитие в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации как одно из концептуальных условий обеспечения общественной безопасности определена «. согласованность действий всех государственных органов и органов местного самоуправления, их взаимодействие с институтами гражданского общества, формирование консолидированной позиции по вопросам профилактики» [6] .

Важно отметить, что сложившихся к настоящему времени внешних условий для «запуска» процесса партнерских отношений в правоохранительной сфере мало . Не менее важным здесь является и готовность института правоохранительной деятельности к партнерским отношениям . Последний уже не может игнорировать социально-психологические изменения в обществе: рост гражданской активности, появление новых полуспециальных [8] и неспециальных (например, такие движения, как «Стопхам», «Общество синих ведерок», «Хрюши против» и др . , активно обмениваются информацией, имеют свои сайты) акторов правоохранительной деятельности . Отказ от партнерских отношений или их игнорирование (по ряду причин) могут привести к усугублению противоречий между государством и гражданским обществом Ю . Хабермас утверждал, что «... повседневная жизнь человека становится все более убогой, жизненный мир - все более безлюдным» [14, с . 45] . Это, по его мнению, происходит вследствие того, что модернизирующаяся система социальных отношений вступает в противоречие с устаревшими социальными практиками. Как отметил Д Передня, «... в настоящее время значительная часть граждан рассматривают органы правопорядка как нелегитимную помеху на пути к их представлениям о справедливости, благополучии, свободе» [10, с . 153] . Преодолеть такое отношение возможно путем рационализации коммуникативного действия, основанной на свободном (добровольном) коммуникативном согласии

Примером могут служить различные общественные движения на Западе (такие как «соседский патруль»), когда в случае необходимости люди за счет своего времени и бескорыстно предлагают свои услуги государственным службам, как на территории своих стран, так и за ее пределами . Более того, граждане Российской Федерации, привыкнув к подобной ответственности, будут активнее участвовать в других формах гражданской активности . Так, в 2016 г . в Послании Федеральному собранию Российской Федерации Президент России В . В . Путин озвучил свое видение развития партнерских отношений: «... важно, чтобы гражданское общество активно участвовало и в решении таких задач, как совершенствование природоохранного законодательства, сохранение редких видов животных и растений, создание гуманной системы обращения с бездомными животными»

Партнерство в правоохранительной сфере имеет две ярко выраженные ориентации: це­леполагающая направленность - собственно взаимодействие и готовность к осуществлению такого взаимодействия Для выявления последней было проведено исследование социально-психологической готовности (способности) вступить в эти взаимосвязи, с одновременным вскрытием барьеров (от франц. bariere, англ . barier - преграда, препятствие), препятствующих осуществлению партнерских отношений со стороны полиции . Исследование проводилось в 2016 г .на базе Академии управления МВД России . В опросе приняли участие руководители органов внутренних дел (N 143) .

Сначала была проведена типология сотрудников органов внутренних дел РФ. Основанием для выделения типов стала гипотеза о том, что сотрудники по-разному воспринимают необходимость правоохранительного социального партнерства, и их готовность к нему затрудняет согласование интересов сторон Всего в результате исследования было выделено пять типов сотрудников, условно обозначенных «передовики», «реализаторы», «рутинеры», «реакционеры» и «болото».

К «передовикам» относятся примерно 32% респондентов . Представители этой группы активно интересуются идеями социального партнерства с институтами гражданского общества в правоохранительной сфере, понимают их возрастающую роль, самостоятельно ищут и апробируют новые формы взаимодействия . «Передовиков» характеризуют такие качества, как готовность к компромиссу, понимание обоюдных интересов, своеобразная экспектациея (англ . expectation - ожидание) [13] по отношению к субъектам правоохранительной деятельности, ориентированная на повышение степени доверия и солидарности, достижение консенсуса

Представители группы «реализаторов» (24 % опрошенных) готовы к новым практикам реализации правоохранительной функции, основанной на делегировании части полномочий либо включении в систему деятельности неспециальных субъектов правоохраны . У них нет практического опыта, они малоини­циативны, но считают себя подготовленными для развития идей социального партнерства; однако им требуется нормативно-правовая и образовательно-методическая помощь, направленная на преодоление когнитивного (познавательного) барьера, при котором недостаточность или особенности знаний, понимания и представлений о качествах каждого участника общения и о партнерском взаимодействии как таковом затрудняют или блокируют нормальное общение . Эффективность такой поддержки повысится, если будет объяснена и принята конкретная цель социального партнерства. Несоблюдение этого условия может привести к обманутым ожиданиям, разочарованию и, в конечном счете, утрате доверия к партнерству как таковому

Следующий тип сотрудников - «рутинеры» (16% респондентов) воспринимают социальное партнерство как некую форму рутинной деятельности, во многом повторяющую практики Союза ССР с псевдопартнерскими отношениями (в основном в форме добровольных народных дружин) Они считают эту форму взаимодействия модной игрушкой современных руководителей, относятся к организации этого процесса формально, избегают при любой возможности У представителей этой группы существует своеобразный, по мнению Дж Келли, психологический барьер как коммуникативное противоречие между имеющимся у человека конструктивным опытом и реальными событиями, лежащими вне его понимания Это может быть связано с отсутствием знаний, необходимых для организации социального партнерства, низким уровнем профессионального мастерства («совокупность специальных базисных умений и навыков» [1, с . 253], которые следует отличать от профессиональной компетенции в общей структуре профессионализма) Уровень коммуникативной компетентности, по мнению Ю . Емельянова, связан и с качеством обученности руководителя «... взаимодействию с окружающими, которое требуется индивиду для того, чтобы в рамках своего социального статуса успешно функционировать в обществе» [10, с . 3] .

Самая малочисленная (10% сотрудников) группа - это «реакционеры» Но негативный потенциал ее представителей высок Они активно сопротивляются внедрению социального партнерства, видят органы внутренних дел карательным органом (скорее «меч», чем «щит»), считают возможным вступать во взаимоотношения с обществом (его представителями) в основном в узко понимаемых интересах

У таких руководителей необходимость организации социального партнерства вызывает выраженный когнитивный диссонанс В эту группу входят в основном сотрудники оперативных и следственных подразделений . У них формируется своеобразный аксиологический барьер, при котором сформированные ранее и доминирующие ценности (социальные установки) приводят к дисбалансу интересов полиции и институтов гражданского общества при осуществлении совместной деятельности, затрудняют либо полностью блокируют формирование партнерский отношений . По мнению М . Марьина и А. Бочковой «.реалии сегодняшнего дня заставляют большинство руководителей искать новые пути и средства в достижении желаемых результатов профессиональной деятельности, подстраиваться под ситуацию, соответствуя своему социальному статусу А поскольку ценности по своей природе являются достаточно устойчивыми и внеситуативными образованиями, то происходящие изменения не могут так быстро привести к смене ценностных ориентаций личности» [7, с . 119] .

И примерно пятую часть опрошенных (18%) мы включили в условную группу «болото». Ее представители не обозначили своего мнения, не встречались в своей практике с фактами социального партнерства, многие даже не слышали об этом феномене, считая его способом решения социально-трудовых вопросов У них, как правило, отсутствует коммуникативная компетентность, являющаяся, по мнению В Конецкой, «. определенным уровнем сформированных персональных характеристик, знаний, личностного и профессионального опыта общения индивида, позволяющим достичь успешной коммуникации» [5, с . 106] .

По мнению Е Руденского, «. коммуникативная компетентность складывается из способностей: 1) давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; 2) социально­психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации; 3) осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации» [12, с . 101] . Таким образом, проблема педагогического партнерства общества и полиции включает в себя как собственно психологические задачи (наличие коммуникативной компетентности всех субъектов партнерского взаимодействия), так и собственно педагогические - формирования и развития коммуникативной компетентности и сотрудников ОВД, и граждан, взаимодействующих с ними .

Во внешней сфере управления органами внутренних дел можно выделить фоновые социально-психологические факторы, не являющиеся частью правовой системы, но оказывающие широкое и устойчивое влияние на нее и состояние правопорядка, а также правовые, криминогенные и криминальные психологические факторы, относящиеся к компетенции органов системы МВД Российской Федерации .

Фоновые социально-психологические факторы составляют обстановку, в которой осуществляется деятельность органов внутренних дел К наиболее существенным из них можно отнести:   социально-экономическую,

социально-политическую, социально-психологическую и педагогическую обстановку в регионе В частности, к собственно психологическим фоновым факторам относятся: состояние и характер основополагающих ценностей общества; уровень образованности и общей культуры населения; состояние и развитие системы образования в регионе; психологическая направленность деятельности средств массовой информации и органов культуры

К правовым социально-психологическим факторам, по нашему мнению, относятся явления, обусловленные целенаправленной деятельностью органов власти, в том числе органов внутренних дел, и общественных организаций по укреплению правопорядка: степень удовлетворенности граждан деятельностью правоохранительных органов, общественное мнение о деятельности органов правопорядка, особенности правосознания населения, характер связей правоохранительных органов с общественностью, состояние профилактики правонарушений, профессионально-психологическая подготовленность сотрудников органов внутренних дел и т д

Криминогенными социально-психологическими факторами выступают непосредственно способствующие возникновению и развитию противоправного поведения . Это и оправдание криминальности в поведении, например, бизнесменов; пренебрежение к нормам морали, часто выдаваемое за избавление от «советских» предрассудков; экстремизм во взаимоотношениях между людьми, распространение наркомании, алкоголизма; гражданская пассивность, привыкание к преступности, ее банализация в сознании масс; бесконтрольное включение компьютерных систем в процессы социального взаимодействия и т д )

Криминальные социально-психологические факторы определяются непосредственно преступной деятельностью как отдельных правонарушителей, так и организованных преступных групп Это коррупция среди государственных чиновников различного ранга и сотрудников правоохранительных органов; негативное воздействие криминальной части населения на традиционные и рыночные ценности; проникновение криминальной субкультуры в молодежную среду и др

Анализ, оценка и учет руководителями органов внутренних дел всех социально-психологических факторов являются необходимым условием успешности их деятельности . Понимание и учет этих факторов при принятии управленческих решений и осуществлении профессиональных действий, влияющих на сами решения, определение психологических и педагогических проблем, стоящих на пути к поставленным целям, - все это дает возможность оптимизировать жизнедеятельность органов внутренних дел, установить отношения доверия и сотрудничества с населением, совершенствовать кадровую работу в коллективе сотрудников органов внутренних дел, повысить результативность предупреждения и пресечения преступлений в регионе, поддерживать на должном уровне законность и правопорядок

Несмотря на достаточный мировой опыт по решению проблем правоохранительной деятельности, основанный на частичной децентрализации правоохранительной деятельности и даже делегировании части полномочий от «силовых» ведомств государственным гражданским (муниципальным) структурам, происходит серьезное торможение этого процесса . Его причины во многом субъективны, нежели объективны В основном они связаны с риском потери работы, власти, страхом остановки вертикальной мобильности и пр. При этом социальная (государственная) потребность не принимается в расчет

В значительной мере эффективность развития партнерских отношений общества и полиции будет зависеть от поддержки со стороны населения Основным критерием официальной оценки деятельности полиции в действующем законодательстве предусмотрено изучение общественного мнения . В целях контроля практик установления партнерских отношений МВД России проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества Результаты указанного мониторинга регулярно доводятся до сведения государственных и муниципальных органов, а также граждан через средства массовой информации, сеть Интернет .

Российской полиции, по мнению В . Ермо­лаева и Д . Ротарь, еще «.предстоит пересмотреть формы сотрудничества с обществом, пережить превращение ее из карательного института общества в институт по предоставлению услуг по безопасности граждан и обеспечению прав человека, развить способность измениться и приспособиться к своей новой социальной роли на фоне выполнения традиционных функций» [4, с. 95].

Как отмечают европейские полицеисты, организация полиции должна быть направлена «... на развитие нормальных отношений с населением, а при необходимости - на реальное сотрудничество с другими организациями, органами местного самоуправления, неправительственными организациями и другими представителями населения, включая этнические меньшинства» [2]

Противоречие между потребностями реализации гражданских прав и государственно­организованной формой их реализации является одним из основных факторов, определяющих развитие общества Педагогическое партнерство общества и полиции может стать мощным драйвером формирования гражданского общества, который позволит мягко и последовательно создавать необходимые условия для реализации частных интересов без ущерба для интересов общественных Партнерство в правоохранительной сфере является не только агентом реализации политики государства, но и субъектом ее активного изменения в соответствии с потребностями и интересами конкретных людей .

Литература

  1. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала.М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004.752 с.
  2. Европейский кодекс полицейской этики [Электронный ресурс] // Комитет министров Совета Европы (протокол 19 сентября 2001).URL: http:// mvd.ru (дата обращения: 20.10.2001).
  3. Емельянов Ю.Н. Теория функционирования и практика совершенствования коммуникативной компетенции.М.: Просвещение, 1995.183 с.
  4. Ермолаев В.В., Ротарь Д.А. Образ организационной культуры реформируемых органов внутренних дел у граждан с различным уровнями доверия к полиции // Социальная психология и общество.2012.№ 4.С.94–102.
  5. Конецкая В.П. Социология коммуникации.М.: Международный университет Бизнеса и управления, 1997.304 с.
  6. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации: утверждена Президентом РФ 14 ноября 2013 г.№ Пр-2685 [Электронный ресурс].URL: http:// kremlin.ru (дата обращения: 15.11.2013).
  7. Марьин М.И., Бочкова А.А. Система ценностных ориентаций руководителей органов внутренних дел // Прикладная юридическая психология.2015.№ 1.С.113–120.
  8. Об участии граждан в охране общественного порядка: Федеральный закон от 2 апреля 2014 г.№ 44-ФЗ [Электронный ресурс].URL: http:// kremlin.ru (дата обращения: 03.04.2014).
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.М.: А ТЕМП, 2009.944 с.
  10. Передня Д.Г. Самоимидж и воспринимаемый имидж полиции России // Социологические исследования.2016.№ 1.С.152–157.
  11. Послание Федеральному Собранию 3 декабря 2015 г.[Электронный ресурс].URL: http:// kremlin.ru (дата обращения: 04.12.2015).
  12. Руденский Е.В. Социальная психология.М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1997.224 с.
  13. Словарь / Под ред.М.Ю.Кондратьева // Психологический лексикон.Энциклопедический словарь: в 6 т./ Ред.-сост.Л.А.Карпенко; под общ.ред.А.В.Петровского.М.: ПЕР СЭ, 2006.251 с.
  14. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Вестник Московского университета.Серия 7: Философия.1993.№ 4.С.43–63.

Информация об авторах

Столяренко Алексей Михайлович, доктор педагогических наук, Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации, Профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского центра, ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», Москва, Россия, e-mail: amstol@mail.ru

Сердюк Наталья Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», Москва, Россия, e-mail: natalyaserduk@inbox.ru

Филимонов Олег Викторович, доктор социологических наук, доцент, Профессор кафедры теории и методологии государственного управления, Академия управления МВД России, Москва, Россия, e-mail: ofilimonov@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1777
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 513
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1